научная статья по теме 2-Я БИЕННАЛЕ ИСТОРИКО-АРХИВНОЙ ФОТОГРАФИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «2-Я БИЕННАЛЕ ИСТОРИКО-АРХИВНОЙ ФОТОГРАФИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РУССКОМ МУЗЕЕ»

Выставки

2-я биеннале историко-архивной фотографии в Государственном Русском музее

Новый проект ГРМ (г. Санкт-Петербург) включает серию выставок, цель которых - ознакомить публику с разнообразными фотофондами из государственных архивохранилищ. В ходе их подготовки решались вопросы атрибуции и сохранения фотодокументов, изучения истории фотографии как процесса, техники и методов фотопечати, развития сети фотоателье.

1 -я биеннале историко-архивной фотографии проходила в Мраморном дворце Государственного Русского музея в Северной столице при поддержке Министерства культуры Российской Федерации с 20 января 2011 г. по 20 января 2012 г. На ней были представлены около 400 работ середины XIX - начала XX в. из собраний 24 музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга и Москвы, а также фотоаппараты, объективы и лабораторная техника эпохи зарождения фотографии. Первая часть экспозиции посвящалась фотоискусству рубежа веков в многообразии жанров и тематики (портретная, видовая, жанровая, этнографическая фотография,

фоторепортаж и др.), вторая - развитию фотографии как технологического процесса (дагерротипы, фотохромы, отпечатки на соленой, альбуминовой и других бумагах, снимки в технике бромойля, цианотипии).

Во 2-й биеннале (18 декабря 2013 г. -24 февраля 2014 г.) участвовали 18 областных музеев и архивов, представивших около 300 экспонатов. В их числе госархивы Ивановской (ГАИО) и Тульской (ГАТО) областей. Среди выступивших на презентации были зам. директора ГАИО Н.А. Муравьева и начальник отдела ГАТО И.А. Антонова.

ГАТО показал 22 документа о жизни губернского центра и уездных городов в 1922-1924 гг. из «Коллекции уникальных фотодокументов» (всего в ней 1199 ед. хр. за 1889-1941 гг., в том числе 172 негатива на стекле за 1916-1918 гг., 219 ед. хр. ранее 1917 г.). Они в основном связаны с политическими событиями, почти половина посвящена траурным

мероприятиям в г. Туле в связи со смертью В.И. Ленина (митинги, манифестации, закладка памятников). Среди них фотографии, сделанные в траурные дни в избе-читальне и на агитпунктах мастерских Тульских оружейного и патронного заводов, в столовой железнодорожной станции Тула; снимки церемонии прощания с первым секретарем Плавского уездного комитета РКП(б) Н.А. Орловым, погибшим 1 августа 1924 г. от пулевого ранения в спину при возвращении с митинга по случаю открытия в с. Сергиевском первого в области памятника Ленину, а также о праздновании Первомая в уездном городе Алексине в 1923 г., туляков на ссыпном пункте по сбору хлеба голодающему населению Поволжья.

Поскольку Тулу символизируют оружие и самовары, то в число экспонатов включили групповой снимок рабочих в помещении бывшей фабрики В.С. Баташова - наиболее известного представителя династии тульских производителей самоваров. Здесь же фотография нового паровоза,

поступившего в депо станции Тула Московско-Курской железной дороги к годовщине Октябрьской революции. Фотодокументы отражают также демонстрации и митинги жителей Тульской губернии по случаю ультиматума

Керзона от 8 мая 1923 г. и убийства 10 мая в Лозанне (Швейцария) советского дипломата В.В. Воровского.

Авторство фотографий известно лишь в отдельных случаях. Один снимок сделан фотографом Г.Б. Гершевичем (сведений о нем в документах ГАТО выявить не удалось), два других - известным тульским фотографом В.И. Вакуленко (1868-1925?). До революции он занимался изготовлением портретов, работал в технике фото-сэми эмаль (изображения на булавках, брошках, запонках и брелоках), выезжал на фотосъемку в уезды губернии; был почетным членом Попечительства тульских детских приютов (1907-1917 гг.), а также членом созданной в 1913 г. Тульской губернской ученой архивной комиссии (ТГУАК). В этом качестве он 21 ноября 1914 г., в день приезда в Тулу Николая II, сделал два фотоснимка: в окружении местных чиновников и среди раненых офицеров. Эти уникальные фотографии сохранились лишь благодаря тому, что В.И. Вакуленко передал их ТГУАК.

Десять фотографий выполнены в фотоателье «Модерн» (создано

предположительно в начале 1920-х гг., располагалось в центре Тулы, владельцем значился поляк по происхождению Цильке С.Г. и Ко). 2 октября 1925 г. предприятие прошло регистрацию в кустарной секции отдела местного хозяйства

Тулгубисполкома. В некоторых документах оно именовалось как 1-я Тульская кооперативно-производственная артель фотографии «Модерн». На 1 января 1926 г. в артели числилось пять сотрудников, к концу года штат увеличился до шести человек, а оборот составил 1355 руб. 1 июля 1930 г. артель «Модерн» слилась с товариществом «Путь к коллективизации» под эгидой последнего.

ГАИО представил фотодокументы Ивановского интернационального детского

дома (позднее - интернациональная школа-интернат), уникального учебно-воспитательного учреждения, открытого в мае 1933 г. по решению съезда МОПР для детей политзаключенных

капиталистических стран. Это 25 фотографий за 1933-1950 гг. (всего в архиве их более пятисот за 1931-2008 гг.), запечатлевших первых воспитанников и их преподавателей, учебный процесс, пионерскую работу, спортивные занятия и отдых, туристические поездки ребят по СССР. Атмосферу предвоенных лет передают снимки «Воспитанник в противогазе», «На стрельбище», «Метание гранаты»; о военном времени рассказывает фотография детей на подсобном сельскохозяйственном участке. Каждый снимок - документальное подтверждение того, что дети в интердоме жили счастливо, он стал для них родным, а наша страна - второй родиной, за которую многие интердомовцы отдали свою жизнь на фронтах Великой Отечественной. При этом 9 фотографий - из фотоколлекции архива. Они скупо аннотированы, автор съемок указан только у трех. Это ивановский фотограф Н.А. Тихомиров (1914-1998), орденоносец, участник Великой Отечественной войны, который приехал в Иваново после демобилизации и 30 лет работал в интердоме киномехаником, обучал воспитанников радио- и фотоделу.

Еще 16 фотоснимков - из личного фонда «Бабичев Виктор Андреевич (19011997) - заведующий архивным отделом Ивановского облисполкома, краевед» (всего в нем 76 фотографий 1930-х гг.). Их автор и время съемки неизвестны. В.А. Бабичев, по образованию педагог, в апреле 1934 г. приехал в Иваново по направлению ЦК МОПР и работал в интердоме до 1939 г. Затем возглавлял Ивановский областной государственный архив, с 1949 по 1969 г. был заведующим архивным отделом облисполкома (до 1961 г. АО УМВД), вел

активную общественную и научную работу, известен как автор публикаций по истории и краеведению. Благодаря фотобиеннале имена Н.А. Тихомирова и В.А. Бабичева стали известны широкой общественности.

Введению фотодокументов в научный оборот способствовала публикация каталога выставки, отличающегося высоким полиграфическим качеством

(СПб., 2013. 256 с. 2000 экз.).

Участие архивистов в совместном с музеем мирового уровня проекте стало событием в культурной жизни Ивановской и Тульской областей и повысило престиж государственных архивов в целом. Несомненный успех 2-й фотобиеннале позволяет надеяться на интерес к подобным фотовыставкам других архивов России.

И.А. Антонова, кандидат исторических наук,

Н.А. Муравьева

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком