научная статья по теме А.Ф. БОНДАРЕНКО. ИСТОРИЯ КОЛОКОЛОВ РОССИИ XI XVII ВВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «А.Ф. БОНДАРЕНКО. ИСТОРИЯ КОЛОКОЛОВ РОССИИ XI XVII ВВ»

Обзоры и рецензии

А.Ф. Бондаренко. История колоколов России Х1-ХУ11 вв. М.: «СПСЛ», «Русская панорама», 2012. 464 с.

Вышел в свет долгожданный труд известного в России и за рубежом коло-коловеда (кампанолога), доктора исторических наук Анны Федоровны Бондаренко. Монография является итогом её 25-летних исследований и по своей фундаментальности, скрупулёзности и широте охвата темы может сравниться с аналогичным эпохальным трудом начала XX в. «История колоколов и колокололитейное искусство» Н.И. Оловянишникова, выдержавшего к настоящему времени несколько переизданий. Тема монографии, по нашему убеждению, весьма актуальна и своевременна. Возрождение утраченных после революции 1917 г. национальных традиций, ставшее возможным только в начале 1990-х гг., потребовало обращения к истокам и многовековому опыту Российского государства. Колокольное искусство представляется неотъемлемой частью исторического, культурного и духовного наследия нашей страны. Колокольные звоны использовались не только в церковной, но и в общественно-политической жизни россиян как знак соборности и государственной мощи.

В книге впервые в отечественной историографии комплексно исследована история распространения колоколов и их производства на Руси с X до конца XVII в. Выбранный автором период представляет особое значение для науки, поскольку именно в это время были заложены основы отечественной колокольной культуры (сформирована оптимальная форма колоколов, отточились особенности их литья, устоялась специфика звонов). Исследуемый автором период в то же время самый трудоёмкий для исследователя ввиду ограниченности дошедших до нашего времени материальных памятников и документальных источников, которые были утрачены в эпоху княжеских усобиц, монголо-татарского ига, войн, смут и других исторических потрясений.

Опыт работы А.Ф. Бондаренко в Государственном историческом музее (с 1984 по 2008 г.) и прекрасное знание архивохранилищ России позволили ей целенаправленно исследовать документы и материалы 10 специальных и ведомственных архивов (всего около 470 архивных дел). Этот кропотливый труд дал возможность автору выявить и впервые ввести в научный оборот уникальные документы, а также по-новому оценить целый ряд исторических фактов, касающихся разных аспектов колокольного искусства. Помимо архивных материалов А.Ф. Бондарен-ко привлекла к своим изысканиям многочисленные письменные источники. Среди них 27 летописных сводов и других рукописных памятников различного характера, включая официальные государственные акты, юридические документы, произведения агиографического и паломнического жанров. Отдельно следует отметить использование автором изобразительных материалов, связанных с колокольной тематикой - миниатюр крупнейшего ле-тописно-хронографического памятника отечественной книжной культуры Лицевого летописного свода XVI в. (отобрано и проанализировано 108 рисунков из более 17 тыс. сюжетных иллюстраций). Большое значение имеет обширный список литературы по данной теме, приведённый А.Ф. Бондаренко в конце монографии (книги, научные статьи и фундаментальные труды как отечественных, так и зарубежных авторов из Германии, Франции, США; публикации в различных периодических изданиях; материалы справочно-библиографического характера и др.). Для современных исследователей несомненный интерес представляет именной указатель, состоящий из более 800 отечественных и зарубежных персоналий.

Внушительный массив информации и прекрасное знание многих нюансов колокольного дела (Анна Федоровна владе-

ет искусством колокольного звона и многие годы звонила в Покровском соборе на Рву - храме Василия Блаженного в Москве) позволили ей провести взвешенный и комплексный анализ различных аспектов избранной ею тематики и высказать по некоторым из них свою, иногда отличающуюся от устоявшейся к настоящему времени в научном мире, точку зрения. Хронологически автор выделила в истории распространения колоколов на Руси четыре периода: 1) XI - первая половина XIII в. (домонгольский период); 2) вторая половина XIII - третья четверть XV в. (период ордынской зависимости); 3) последняя четверть XV-XVI в. (период создания централизованного Российского государства); 4) XVII в. (период расцвета колоко-лолитейного искусства).

Впервые в отечественной науке проведён обобщающий исторический анализ колоколов и их фрагментов, найденных в результате археологических раскопок городов и городищ, находившихся на землях Киевской Руси. В монографии отмечается, что первоначально колокола привозили на Русь из стран Центральной и Восточной Европы и оснащали ими главные храмы, строившиеся из плинфы в наиболее крупных городах (Киеве, Новгороде, Переяславле Русском, Полоцке). По мере введения христианства на входивших в состав Киевской Руси землях колокола стали распространяться по всей территории государства. Этому в немалой степени способствовало освоение к началу XII в. нового ремесла русскими мастерами, и размер отдельных отечественных колоколов того времени не отличался от величины средних памятников литейного искусства романского периода. Автором также раскрыты особенности бытования колоколов на Руси в первые века после принятия христианства, доказано, что к началу XIII в. они прочно вошли в обиход церковной и гражданской жизни, однако в результате монголо-татарского вторжения большая их часть была утрачена.

Отдельно в монографии рассматривается колокольное дело на Руси периода ордынской зависимости. Специальному анализу подверглись закономерности и тенденции распространения колоколов на Руси в этот непростой период её истории.

Автор убедительно доказывает, что, несмотря на тяжёлые последствия Батыева разорения, колокольное ремесло утрачено не было. Возобновившись уже в 1240-х гг. в Галицко-Волынской Руси, во второй половине XIII в. оно существовало и в Северо-Восточных русских землях. Колокола тогда изготавливали в столицах наиболее развитых княжеств. В зависимости от того, какое из них занимало лидирующие позиции, выдвигался тот или иной центр колокольного ремесла. В монографии даётся характеристика отдельных очагов колокололитейного производства в период ордынской зависимости, существовавших в Холме, Любомле, Вильне, Ростове, Москве, Твери, Новгороде и ряде монастырей. Автор замечает, что литьё колоколов ещё не было выделено в самостоятельную отрасль ремесла, в целом носило эпизодический характер и обычно сопутствовало большим строительным или ремонтным работам. Тем не менее этот период отмечен постепенным увеличением размеров отливаемых колоколов и умножением их количества в отдельных наборах.

В период образования единого Российского государства крупными центрами колокольного производства, согласно работе А.Ф. Бондаренко, являлись Псков, Новгород Великий и Москва. Псковские колокольные мастера XVI в. отливали колокола самых различных размеров, от небольших до 500-пудовых, пользовавших большим спросом не только в Пскове, но и в других русских городах. Сохранившиеся памятники псковского литейного искусства свидетельствуют, что изготовившие их мастера использовали западноевропейские технологии и украшали свои изделия характерными для данного региона орнаментами. Колокольные мастера Новгорода отливали колокола относительно небольших размеров для удовлетворения местных нужд. Пройдя несколько этапов развития, производство колоколов в Северо-Западном регионе России к концу XVI столетия заметно снизилось, что стало следствием общего упадка ремесла в стране в результате опричнины, Ливонской войны, эпидемии чумы.

Исследовательница раскрывает также значение иностранного опыта, привнесённого итальянскими мастерами, пригла-

шавшимися московским великим князем Иваном III для работы в России. Открытие одним из них, Аристотелем Фиораванти, первого государственного предприятия по изготовлению пушек и колоколов (Пушечной избы) дало мощный толчок для поднятия отечественного ремесла на качественно новый уровень. В начале XVI в. в Москве начинают отливать самые крупные колокола страны - великокняжеские благовестники. Каждый из них был связан с именем правящего великого князя (позже - царя, императора), а их гигантский по тому времени размер демонстрировал силу, мощь и богатство год от года крепнувшего Российского государства. В первой половине - середине XVI в. эти колокола изготавливали иностранные мастера, сначала итальянцы, затем немцы, во второй половине столетия на смену им пришли отечественные специалисты.

Расцвет отечественного колокололи-тейного производства пришёлся на XVII в. В рецензируемой монографии показано значение московского Пушечного двора как главного предприятия страны по производству колоколов в XVI-XVII вв. Отдельно рассматривается литьё на нём вестовых колоколов для городов-крепостей засечной черты, подробно анализируется система подготовки профессиональных кадров, реконструируются творческие биографии его ведущих мастеров. Акцентируя внимание на государственном характере производства колоколов в Москве, А.Ф. Бондаренко показывает их место в общественно-политической жизни страны и повышении её обороноспособности. Автор делает вывод, что в XVII в. завершилось формирование национальной традиции изготовления колоколов, оформился своеобразный «русский» стиль в литье, для которого характерна высокая степень сложности и художественного оформления отливки. Кроме того, «русский» способ литья стал синонимом производства уникальных колоколов-гигантов, значительно превосходивших своими размерами западноевропейские. Автор делает вывод, что ни в одной стране мира колокольный звон так прочно не вошёл в повседневную жизнь людей всех сословий, с течением времени став для них не просто близким, но и необходимым. Он сопро-

вождал человека от рождения до самой смерти. Хотя в Западной Европе история развития колокололитейного дела насчитывает на пять столетий больше, талантливые русские литейщики, используя и приумножая опыт своих предшественников, в XVII в. достигли необычайно высоких результатов и подняли колокололитей-ное ремесло до уровня искусства. Пройдя многовековой путь развития, в России сформировала

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком