научная статья по теме АКАДЕМИК РАН ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАБЬЯНОВ (1923–2013) Языкознание

Текст научной статьи на тему «АКАДЕМИК РАН ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАБЬЯНОВ (1923–2013)»

ИЗВЕСТИЯ РАН. СЕРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ И ЯЗЫКА, 2013, том 72, № 6, с. 74-76

АКАДЕМИК РАН

ДМИТРИИ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАБЬЯНОВ

(1923-2013)

Отечественная наука понесла невосполнимую утрату: 19 августа 2013 г. скончался выдающийся искусствовед - академик Дмитрий Владимирович Сарабьянов. Он покинул этот непростой мир, не дожив нескольких недель до своего 90-летия. Давно уже приобщенный к заслугам и достижениям крупных деятелей отечественной гуманитарной науки, Д.В. Сарабьянов умел высоко ценить целенаправленность углубленных творческих изысканий и радость лирических откровений души. Для понимания его личности, для восприятия жизненного и профессионального кредо ученого важно к перечню его многочисленных публикаций добавить выразительный список вышедщих из печати авторских поэтических сборников.

За свою долгую жизнь в науке Д.В. Сарабьянов сумел сделать чрезвычайно много. Он опубликовал более 500 работ, воспитал целую плеяду учеников и последователей, создал свою научную школу. Он сумел успешно пройти все ступени научной иерархии - от аспиранта до академика.

В 1949 г. Д.В. Сарабьянов окончил искусствоведческое отделение филологического факультете МГУ, в 1952 г. - аспирантуру, в 1953 - защитил кандидатскую диссертацию. В 1955 г. он был избран членом Союза художников СССР. В 1971 г. - защитил докторскую диссертацию, а в 1977 г. утвержден в звании профессора. В 1989 г. Сарабьянов избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 1992 г.- действительным членом Академии наук. В 1995 г. ему была присуждена Государственная премия РФ по искусствоведению, а 2002 г. - премия Президента РФ в области литературы и искусства.

У истоков творческой биографии Сарабьянова находится его известный капитальный труд "Народно-освободительные идеи русской живописи второй половины XIX века" (1955) - дополненная кандидатская диссертация молодого специалиста. Обрела публичную научную жизнь и докторская диссертация Д.В. Сарабьянова "Федотов и русская художественная культура 40-х годов XIX века" (в виде одноименной книги она была издана в 1973 году). В промежутке выходят в свет и другие его серьезные работы. Среди них: "П.А. Федотов" (1969), "Русская живопись конца 1900-х - начала 1910-х годов" (1971), "Русская живопись начала XX века. Новые направления" (1973). Названия перечисленных трудов сами по себе много говорят об эволюции научных интересов их автора, о расширении сферы его исследовательской деятельности.

Кабинетные занятия недолго были единственным видом деятельности ученого. Во второй половине 1950-х годов Д.В. Сарабьянов - один из руководителей академического Института истории искусств. Приглашенный на этот пост патриархом нашего искусствознания академиком И.Э. Грабарем, он много делает для подготовки очередных книг многотомной "Истории русского искусства". Позже Сарабьянов становится профессором Московского государственного университета, где в течение двух десятков лет заведует кафедрой истории отечественного искусства.

Однако же успешная и внешне благополучная судьба ученого отнюдь не была безоблачной и идилличной. Участник Великой Отечественной войны, он был дважды ранен, получил боевые

АКАДЕМИК РАН ДМИТРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ САРАБЬЯНОВ (1923-2013)

75

награды. Вообще, драматичная судьба военного поколения, к которому он принадлежал, сильно повлияла на формирование, на человеческое и профессиональное самоопределение его личности.

Ко второй половине 1950-х вместе с углублением искусствоведческой эрудиции обострялось чувство ответственности и перед художественным наследием страны, и перед современным состоянием ее искусства. Приходилось считаться с тем, что серьезная историко-культурная проблема - традиция и новаторство - стараниями официальных инстанций все чаще оказывалась общим местом газетных передовиц, превращалась в пустой, демагогический лозунг, используемый ради конъюнктурных целей. Предстоял серьезный, научно обоснованный пересмотр обеих частей этой двуединой формулы - пересмотр, основанный на глубоком познании многовекового художественного опыта в сфере пластического творчества.

В 1957 году состоялся Первый Всесоюзный съезд художников. Среди выступавших на съезде был Д.В. Сарабьянов. Молодой искусствовед, как и многие другие делегаты, выразил надежду живых творческих сил на грядущие перемены. Сарабьянов оказывается в это время одним из самых влиятельных и авторитетных советчиков художественной молодежи, участником выставочных вернисажей и критических дискуссий, на которых формировалась общественная позиция и творческая платформа "шестидесятников". Ученый не скрывает свой пристальный интерес к проблеме традиции и новаторства. Оба эти слова он не раз использует в названиях своих статей. Реальные, весьма драматичные и порою оплаченные жизненными судьбами мастеров художественные коллизии между прошлым и настоящим, коллизии, вторгающиеся в самые различные сферы общественного самочувствия эпохи, - вот на чем сосредоточено внимание Са-рабьянова-аналитика. Этими понятиями ученый маркирует то культурное пространство, которому обязаны своим происхождением основные импульсы его историко-художественных взглядов и концепций.

Причастность Д.В. Сарабьянова к заботам и тревогам духовной жизни с полной очевидностью сказалась и на академических интересах исследователя. Нетрудно установить хронологическую и логическую связь между его частыми художественно-критическими выступлениями в поддержку исканий молодых живописцев и концентрацией его научных усилий вокруг тех эпизодов истории русского искусства, когда ход событий определяла творческая дерзость.

Не случайно Сарабьянов систематически занимался изучением русского пластического авангарда. На рубеже 1980-1990-х годов в печати появляются одна за другой его работы на эту тему - крупные статьи в капитальных монографиях и в обстоятельных каталогах больших выставок произведений Василия Кандинского, Казимира Малевича, Марка Шагала, Любови Поповой. В суждениях о русском изобразительном искусстве первой четверти XX века одно из самых авторитетных слов принадлежит именно Д.В. Сарабьянову. Он частый и всегда очень желанный участник множества научных конференций, обсуждающих общественные и эстетические проблемы художественного радикализма. Его исследовательское внимание сосредоточено на том, чтобы обозначить место русского авангарда в мировой художественной культуре.

Оборотная сторона той же проблемы - особенности русского искусства, лучше всего познающиеся в его сравнении с творческими поисками других национальных художественных школ. Эти научные проблемы волновали ученого на протяжении всей жизни. Достаточно назвать его капитальный и, пожалуй, наиболее известный труд "Русская живопись XIX века среди европейских школ. Опыт сравнительного исследования" (1980).

Когда в 1989 г., долго пролежав в издательстве, появилась очередная книга Д.В. Сарабьянова "Стиль модерн. Истоки. История. Проблемы", она была воспринята научной общественностью как логический результат, точнее говоря, как естественное ответвление давних исследовательских и педагогических занятий ее автора. Сарабьянову приходилось считаться с тем, что за три-четыре десятилетия до того через страны Европы и Америки прокатилась волна необычайно сильного увлечения модерном, оставив после себя вполне материальный след в виде десятков солидных научных изданий, сотен выставочных каталогов и статей. С некоторым опозданием мода на модерн возникла и в нашей культурной жизни. Стилевая типология искусства - вообще родная стихия Д.В. Сарабьянова-аналитика. Стилевая природа модерна, сам процесс стилеобразования исследуются в книге на разных уровнях - от общих эстетических предпосылок до живой ткани пластических образов.

Вполне естественным и органичным продолжением предшествующих компаративистских изысканий ученого можно назвать его капитальное исследование "Россия и Запад. Историко-художественные связи XVШ-начала XX века" (2003), ранее опубликованное в Италии. В 2006 г.

76

СТЕРНИН

реализуется масштабный авторский проект "Живопись Роберта Фалька. Полный каталог произведений / Д.В. Сарабьянов, Ю.В. Диденко; автор текста (с. 34-137) Д.В. Сарабьянов". Этому фолианту, безусловно суждено стать настольной книгой не только кабинетных ученых, но также музейных работников и коллекционеров. Нельзя не назвать и еще одну из последних крупных работ ученого - монографию о творчестве художника-авангардиста Ивана Пуни (2007) из серии "Художники русской эмиграции".

Дмитрий Владимирович Сарабьянов был личностью яркой и светлой. С мудрым спокойствием относился он и к неизбежному уходу из жизни.

В одном из своих стихотворений он писал об этом так:

Благодарю за теплое вчера, За свет, да и за грозы и ненастье, Хоть мне, наверное, давно пора В другом углу искать покой и счастье.

Хочется верить, что могучая фигура Дмитрия Владимировича Сарабьянова, неповторимое своеобразие его яркой личности надолго сохранятся в памяти истинных любителей искусства, а его замечательные труды навсегда останутся в истории отечественной науки.

Г.Ю. Стернин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком