научная статья по теме АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ»

Экономические науки Экономическая теория

Гончарова Е.П., старший преподаватель Камышинского технологического института (филиала) Волгоградского государственного технического университета

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ

Трансакционные издержки - это издержки, обеспечивающие переход прав собственности из одних рук в другие и охрану этих прав. В современной экономике трансакционные издержки большинство ученых определяют как издержки функционирования системы. Тран-сакционные издержки возникают, когда индивиды обменивают свои права собственности в условиях неполной информации или подтверждают их в тех же условиях. Когда люди обмениваются правами собственности, они вступают в контрактные отношения. Когда они подтверждают свое право собственности, они не вступают ни в какие контрактные отношения (оно у них уже есть), но они защищают его от нападок третьих лиц, т.к. боятся, что их права собственности будут ущемлены третьей стороной. И для этого индивиды тратят ресурсы на защиту этих прав (например, возводят забор, содержат охрану и др.).

Для минимизации трансакционных издержек существуют ограничения, которые позволяют индивидам строить отношения с другими индивидами во всех обществах. В развитом обществе институциональная структура имеет формальные и неформальные правила поведения. Формальные правила поведения включают в себя законы (конституция, законодательство, нормативные акты. А неформальные правила поведения - это общепринятые правила поведения, обычаи, традиции. Этические нормы - это и есть неформальные правила поведения. Неформальные институты возникают из информации, передаваемой посредством социальных механизмов, и в большинстве случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные институты пронизывают и всю современную экономику. Неформальные ограничения (институты) являются: продолжением, развитием и модификацией формальных правил; социально санкционированными нормами поведения; внутренними, обязательными для выполнения стандартами поведения.

Этические нормы - это те ограничения, без которых часто невозможно объяснить некоторые экономические явления. Например, оппортунистическое поведение может быть ограничено не только формальными институтами, создаваемыми государством, но и осуждением системой традиций, моральных и этических норм экономического поведения индивида.

Этика, мораль, традиции являются законами нравственности, они охватывают все аспекты человеческой деятельности и являются теми правилами поведения или институтами, которые присутствуют в теориях неоинституционализма.

Ф. Найт утверждал, что экономика и этика тесно связаны друг с другом постольку, поскольку они обе имеют дело с проблемой ценности. Об этом писал и М. Вебер, он говорил о том, что все явления общественной жизни относятся к области культуры, их значимость определяется теми культурными ценностями, которые приняты в обществе.

Общепринятые правила поведения, обычаи, традиции, т. е. этические нормы, более эффективно способствуют снижению трансакционных издержек. Этические нормы не являются продуктом целенаправленной деятельности индивида или группы индивидов. Они формируются на протяжении всей человеческой цивилизации и каждому этапу развития со-

ответствуют определенные нормы и правила поведения. В современном обществе, особенно в современной экономике, очень шаткие границы системы ценностей, целевых установок, стереотипов поведения, привычек индивидов, психологического и религиозного типов. Индивиду каждый день приходится принимать решения в процессе хозяйственной деятельности, делать выбор и учитывая те ограничения, которые обусловливаются устоявшимися и принятыми как традиционные матрицами поведения. Игнорируя этические нормы, индивиду трудно рассчитывать на успех своего дела. Экономические действия индивида протекают не в изолированном пространстве, а в определенном социуме. И сделки, приемлемые и приносящие доход в одном месте, не всегда будут целесообразными даже при сходных условиях в другом. Поэтому большое значение имеет, как общество будет реагировать на них.

В своей нобелевской лекции в декабре 1993 г. Д. Норт говорил, что экономика не может развиваться без норм и правил, которые устанавливаются обществом и принимаются всеми. Без них это будет гангстерская экономика, где все пытаются обмануть друг друга».

Нечестность и недобросовестность в экономике наиболее характерны для ранних стадий её развития и свидетельствуют прежде всего о его незрелости, несовершенстве. Борьба с аморальным поведением индивидов и предотвращение его распространения представляет острую общественную проблему. Для России, она осложняется еще и тем, что индивиды зажатые в прошлом советской хозяйственной системой предпринимательства, вырвавшись на свободу, еще не всегда вписываются в морально-этические нормы новой общественной системы. Да и сами эти нормы еще не выработаны в достаточной степени. Внутреннее состояние современной российской экономики характеризуется институциональной нестабильностью, значительными разрывами между формальными и неформальными институтами.

История показывает, что для становления рыночной экономики недостаточно создания рынков и рыночных агентов, а рыночные институты, особенно неформальные, определяющие морально-этические нормы поведения не возникают автоматически. В тоже время, обладая различными способами восприятия, экономических явлений, т.е менталитетом, индивиды в схожих экономических ситуациях принимают различные решения. Следовательно, успех проведения рыночных реформ ещё во многом зависит от изменения менталитета населения.

Естественная эволюция экономики как части человеческой цивилизации, опирающейся на прогресс экономической культуры, свидетельствует, что процветание должно быть взаимосвязано с высокой нравственностью индивидов. Иначе экономика не имеет будущего. В настоящее время многие беды нынешней экономики - это следствие несоблюдением морально-этического кодекса - индивиды должны руководствоваться некоторыми этическими правилами и нормами: уважать власть, быть честным и правдивым, уважать право частной собственности, любить и уважать человека, быть верным слову, жить по средствам, быть целеустремленным. Вместо уважения власти и закона приходится наблюдать повсеместное не-законопослушание, уклонение от декларирования доходов и уплаты налогов, пренебрежение к постановлениям и решениям федеральных и местных властей, отсутствие элементарного почитания властей.Честность и правдивость стали зачастую не в чести, рассматриваются многими как непонятное отклонение от общепринятого поведения, в котором обман не рассматривается как моральное преступление, позорящее человека.

Этические нормы выступают в качестве нормативной основы экономической деятельности, регулирующей взаимоотношения в сфере экономики, формулирующей и предъявляющей нравственные требования ко всем субъектам экономических отношений. Основной ее целью является определение институциональных (рамочных) ограничений участников экономического процесса. Этические нормы в институциональной экономике обращены к обществу, определяют ориентиры и обосновывают нравственные принципы функционирования экономики и в этом смысле является программой экономического порядка. Общеизвестно, что развитие производства, хозяйственная деятельность объективно способствуют нрав-

ственному совершенствованию человека. Издавна считалось, что в трудовой деятельности формируются созидательные силы человека, нравственная основа его отношения к миру, другим людям. Трудолюбие и честность являются основными этическими нормами, которые всегда сопровождали производственную деятельность и торговое перераспределение материальных благ. Без трудолюбия, честности, порядочности, заботы о человеке материальное производство не могло бы существовать. И очень многое зависит от реальной экономической политики государства, его регулирующей роли в сфере экономических отношений. Не случайно говорят: «здоровая экономика - здоровые нравы».

Как известно, во всем мире прослеживаются закономерности: чем выше образовательный и культурный уровень народа, тем меньше элементов недобросовестности и нечестности в отношениях людей; чем богаче страна, тем позорнее украсть и обмануть. И главным путем продвижения к честности и порядку в бизнесе является переход к цивилизованному рынку и подъем экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуреев Р.М. Очерки по истории институционализма / Р.М. Нуреев. Ростов н/Д: «Содействие - XXI век»; Гуманитарные перспективы, 2010.

2. Олейник А.Н. Институциональная экономика / А.Н. Олейник. М.: ИНФРА, 2011.

3. Экономический сайт. - Режим доступа: http://www.economicus.ru, свободный.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком