научная статья по теме АЛЕКСАНДР РУБЦОВ - РУССКИЙ ХУДОЖНИК, ВОСПЕВШИЙ ТУНИС Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «АЛЕКСАНДР РУБЦОВ - РУССКИЙ ХУДОЖНИК, ВОСПЕВШИЙ ТУНИС»

134

ВОСТОК (ORIENS) 2005 № 4

РОССИЯ и восток

АЛЕКСАНДР РУБЦОВ - РУССКИЙ ХУДОЖНИК, ВОСПЕВШИЙ ТУНИС

© 2005 М. А. ПАНОВА

Главной темой творчества русского художника A.A. Рубцова (1884-1947), который прибыл в Тунис в апреле 1914 г. и прожил в этой стране 35 лет, до конца своих дней, стали природа, архитектура и типажи Северной Африки. Свою любовь к Ма-грибу и арабской жизни русский художник выразил в многочисленных работах. Всего за первые четыре года своего пребывания в стране он создал более 600 картин и этюдов и вскоре стал одним из столпов тунисского изобразительного искусства. На родине, взрастившей его уникальный талант, A.A. Рубцов пока известен лишь узкому кругу специалистов.

Красота и неповторимый колорит Туниса покорили многих русских художников. Здесь работали в разное время Наташа Маркова1, Владимир Лагадовский, Михаил Козмин (1901-1999), супруги Лютенские, Галина Махрова (1922-2003). Однако наибольшую известность получил именно Александр Рубцов, внесший бесценный вклад в культуру и развитие живописи Туниса. "Какое счастье для Туниса, - писал друг и биограф художника Пьер Дюма, - что уроженец далекой России запечатлел неповторимую красочность этой страны, ее нравы, архитектуру, предметы быта и национальную одежду" [Цит.по: Hamza, 1995, р. 101].

Художественное наследие A.A. Рубцова давно стало объектом исследований и споров западных искусствоведов [De Sainte-Marie René, 1947; Dumas, 1951; Dejean, 1981; Dubreucq, 1989-1990 ect.]. Его картины можно встретить в самых престижных галереях и салонах. Творчество художника русского зарубежья высоко ценят и любят в Тунисе и во Франции, а в последние годы имя A.A. Рубцова постепенно становится все более известным и на его исторической родине, в России.

* * *

Александр Рубцов родился в Санкт-Петербурге. Будущий художник вырос в культурной среде северной столицы, где господствовала творческая атмосфера музыки, живописи и театра. Он рано познакомился с работами "передвижников", а затем и представителей нового направления в живописи, объединившихся в кружок "Мир искусства".

На формирование личности A.A. Рубцова большое влияние оказала семья художников Е.К. Вахтер и Я.Ф. Циоглинского. Именно Екатерина Карловна Вахтер, тетя Рубцова, дала ему первые уроки рисования. Впоследствии образ Е.К. Вахтер художник возведет в некий божественный культ, который он будет ревностно оберегать и защищать [Dumas, 1951, р. 8].

1 Наташа Маркова - русская художница, которая жила и работала в Тунисе с 1927 по 1982 г. Принимала активное участие в выставках сообщества художников "Le Saison Tunisien". Известна своими пейзажами. В настоящее время живет во Франции.

A.A. Рубцов был также большим любителем странствий и путешествий. С 1899 г. вместе с Е.К. Вахтер и Я.Ф. Циоглннским молодой художник много ездил по России и Европе. Особое впечатление на A.A. Рубцова произвел в 1900 г. Крым, где он впервые почувствовал притягательное очарование Востока с его необычно яркими цветами и своеобразной архитектурой. Вероятно, именно тогда в A.A. Рубцове пробудился вкус к восточной культуре и традициям. Затем были поездки в Польшу. Эстонию, Германию, Финляндию и Италию. В 1903 г. A.A. Рубцов открыл для себя Париж, где он впервые познакомился с живописными полотнами импрессионистов, а также посетил мастерскую известного скульптора О. Родена. Работы Монэ. Ренуара и Пикассо потрясли молодого художника, который все еще искал свой путь в искусстве.

Творческая обстановка в семье, великолепное классическое образование и многочисленные путешествия - вот та особая обстановка, в которой жил Александр до 28 лет и которая повлияла на формирование его личности и художественные убеждения.

В 1904 г., окончив с отличием гимназию, A.A. Рубцов поступил на отделение живописи Российской Императорской Академии художеств, где его учителями стали Д.Н. Кордовский и Я.Ф. Циоглинский. Жизнь A.A. Рубцова проходила между Академией художеств и владением графа Павла Голицина, с которым у него сложились дружеские отношения.

В ранние годы своего творчества A.A. Рубцов специализировался на изображении интерьеров. На нескольких работах художник запечатлел внутреннее убранство дворца П. Голицина "Марьино". Картины "Красная гостиная" и "Желтая гостиная" были ОДНа за другой приобретены Музеем Академии художеств Санкт-Петербурга.

В 1912 г. произошло событие, которому было суждено полностью перевернуть жизнь A.A. Рубцова. Его работа "Интерьер в стиле ампир", представленная на конкурс Академии художеств, была удостоена Grand Prix, и молодой художник получил стипендию для четырехлетней зарубежной практики, что дало ему возможность посетить Германию, Швейцарию, Англию, Францию, Испанию и Марокко. "Моя конкурсная картина завершила мою первую жизнь на севере России и выбросила меня во вторую, в Африку, через небольшую промежуточную остановку в Испании", - написал A.A. Рубцов в своих воспоминаниях [Dubreucq, 1996, р. 16], Именно посещение в 1913 г. Испании - страны, где культура арабского Востока оставила свой большой след, - утвердило A.A. Рубцова в мысли посетить Марокко и Тунис.

В конце декабря 1913 г. A.A. Рубцов последний раз ненадолго возвратился в Санкт-Петербург, где организовал посмертную выставку работ своего друга и учителя Я.Ф. Циоглинского, а также опубликовал книгу "Заветы Циоглинского", в которой собраны высказывания Я.Ф. Циоглинского об искусстве [Лейкин и др., 1999, с. 502]. 1 апреля 1914 г. A.A. Рубцов приехал в Тунис. В 30 лет художник увидел "белый" город, состоящий из двух частей, каждая из которых представляла одну из цивилизаций: восточную и европейскую. Этот космополитизм, характерный для Туниса, во многом нашел отражение и в его культурной жизни.

Вскоре из-за Первой мировой войны A.A. Рубцов оказался отрезанным от России. Художник снимал небольшую квартирку на улице аль-Джазира, на границе арабской и европейской частей тунисской столицы. Здесь A.A. Рубцов жил и работал последующие 35 лет. "Я приехал в Тунис лишь на несколько месяцев и остался здесь на всю жизнь. Человек предполагает, а Бог располагает", - написал художник в своем дневнике [цит. по: Hamza, 1995, р. 12]. Однако решение Рубцова остаться в Тунисе менее всего было продиктовано политическими причинами. Выбирая между Европой и Ма-грибом, художник без колебаний отдает свое предпочтение последнему.

136

M. A. ПАНОВА

Что же такое особенное привлекло в Тунисе A.A. Рубцова? Сам художник отмечал, что "больше всего меня привязывает к Тунису здешний свет с его бесчисленными оттенками, невообразимыми где-либо еще... В отличие от резкого и определенного света в России, в Тунисе он всегда окутан синтетической гаммой, полной неожиданностей и гармонии одновременно" [цит. по: Hamza, 1995, р. 75]. Кроме того, сравнивая Тунис, например, с Марокко, A.A. Рубцов находил, что он "более светлый, более мягкий и воздушный. Тунис кажется более гостеприимным, несмотря на свой сухой климат. Здесь легче живется." [цит. по: Dubreucq, 1996, р. 99]. До конца 1917 г. A.A. Рубцов еще поддерживал связь с Российской Академией художеств, регулярно посылал туда фотографии своих работ [РГИА, 1915, д. 23; РГИА, 1916, д. 23]. Но происшедшая в России революция большевиков и последующее за ней крушение прежнего мира ошеломили и глубоко потрясли художника. Он замкнулся в себе И полностью погрузился в творчество.

По воспоминаниям старшего поколения русских эмигрантов в Тунисе, A.A. Рубцов мало общался со своими соотечественниками, прибывшими в 1920 г. в тунисский порт Бизерту на кораблях Русской эскадры2. Он предпочитал им европейское французское общество. A.A. Рубцов практически ни с кем не говорил по-русски, в 1924 г. он принял французское подданство и стал называть себя "французом, родившимся в России". Художник всячески избегал разговоров на политические темы [Лагутин, 1991].

Чем можно объяснить такое поведение A.A. Рубцова? Было ли это своеобразной попыткой создать некий экстравагантный образ или желанием забыть свое прошлое, связанное с трагедией России? Вопрос остается без ответа. Однако жизнь A.A. Рубцова была примером довольно редкой, но все же наблюдавшейся в истории русской эмиграции тенденции, когда отдельные русские люди отказывались иметь отношение к "русскому зарубежью", игнорируя не только проживавших в русских колониях, но и вообще любых своих бывших соотечественников. В Тунисе подобный феномен, кроме личности A.A. Рубцова, представлен также фигурой гениального музыканта Абдельмалека Корчакова, который тоже вел затворнический образ жизни и стал наставником детей бейской семьи. Сам A.A. Рубцов объяснял свой отказ от русских корней следующим образом: "Еще живя в России, я постоянно ощущал себя иностранцем по духу, предпочитал молчать в обществе, несмотря на то, что хорошо владел русским языком, письмом и грамматикой" [цит. по: Dumas, 1951, р. 49].

Таким образом, свое перевоплощение во француза A.A. Рубцов считал естественным и закономерным. Однако, его близкие друзья-французы, более чем кто-либо другой, чувствовали в художнике его славянские корни и, хотя и тщательно скрываемую, "загадочную русскую душу". "Чтобы понять картины A.A. Рубцова, необходимо в первую очередь знать о его происхождении и затем уже о его человеческой порядочности и творческой искренности. Отсюда берет начало его живопись..., - писал Пьер Дюма, - мы-то понимаем, что должен Рубцов своей исторической родине: технику живописи и особый вкус к подчеркиванию мельчайших деталей, чувство обреченности и фатализм. Он и сам не может этого не замечать, но просто не хочет признавать" [Dumas, 1951, р. 7-8].

* * *

С первого момента пребывания на тунисской земле A.A. Рубцов погружается в творчество. "Жизнь мусульман, при ее наблюдении изнутри, представляет собой по-

2 В декабре 1920 г. - январе1921 г. в Бизерту прибыли 33 корабля Русской эскадры, на борту которых находились около 6 тыс. русских беженцев, покинувших Россию с остатками армии барона Врангеля. Они составили первую русскую колонию в Тунисе.

разительный спектакль, который диаметрально противоположен европейской жизни", - писал A.A. Рубцов [цит. по:

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком