научная статья по теме «АЛТАРЬ» ИЗ ХРАМА АМОНА В ОАЗИСЕ БАХАРИЯ С ЕГИПЕТСКОЙ ЦАРСКОЙ ТИТУЛАТУРОЙ АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО. II. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ДАТИРОВКА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему ««АЛТАРЬ» ИЗ ХРАМА АМОНА В ОАЗИСЕ БАХАРИЯ С ЕГИПЕТСКОЙ ЦАРСКОЙ ТИТУЛАТУРОЙ АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО. II. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ДАТИРОВКА»



© 2014 г.

И. А. Ладынин

«АЛТАРЬ» ИЗ ХРАМА АМОНА В ОАЗИСЕ БАХАРИЯ С ЕГИПЕТСКОЙ ЦАРСКОЙ ТИТУЛАТУРОЙ АЛЕКСАНДРА ВЕЛИКОГО.

II. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ДАТИРОВКА

Статья представляет собой вторую часть исследования, посвященного памятнику с египетской царской титулатурой Александра Великого, который был найден в храме Амона в оазисе Бахария. Есть основания думать, что, вопреки мнениям прежних исследователей этого памятника, он был возведен не в царствование Александра, а при первых Птолемеях, в рамках идеологических тенденций этого времени.

Ключевые слова: Александр Великий, Бахария, титулатура, преемственность, Ахе-мениды, Птолемеи, идеология.

В заключении первой части нашего исследования, посвященного памятнику из храма Амона в Каср эль-Мегисба (оазис Бахария) с египетской царской титулатурой Александра Великого (ВДИ. 2014. № 2, 3-12), указывалось, что ключевое значение для его интерпретации будет иметь его датировка. Отнесение святилища в Каср эль-Мегисба, где был обнаружен данный памятник, ко времени Александра Великого не вызывало сомнений у открывшего его А. Фахри и перешло в другие работы1. Подобная датировка святилища в целом не вызывает прямых возражений (в ее пользу говорят, в частности, «солнечное» и личное имена Александра на задней стене часовни, достаточно хорошо соотносящиеся с его титулатурами на египетских памятниках его времени2); однако

Ладынин Иван Андреевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории древнего мира исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

1 См. наши ссылки на публикации А. Фахри (прим. 11 и далее - Ладынин 2014, 4-5), а также, например, Guermeur 2005, 433-434; Winter 2006, 207, Anm. 31 (по мнению Э. Винтера, храм в Бахарии был заложен Александром на обратном пути из оазиса Сива; сам же «алтарь» он квалифицирует как «уникальное свидетельство религиозно-политической концепции Александра или, по крайней мере, тогдашнего египетского жречества»); Hirzbauer 2011, 49.

2 Столбец между двумя ритуальными сценами, содержащий эти имена, выглядит, согласно

А. Фахри, следующим образом: ^акЪгу 1950, 45). Начальные знаки столбца интерпретируются с трудом; на наш взгляд, нельзя исключить ошибки Фахри в их воспроизведении, но если верно его предположение о том, что сочетание знаков ^ © соответствует имени бога '1тп, то вряд ли начало

автоматическое распространение этой же датировки и на рассматриваемый нами памятник не столь очевидно. Датировки данного памятника временем Александра придерживается и его публикатор Ф. Боск-Пуче, который счел необходимым ее обосновать: не выделив необходимых для этого палеографических признаков в иероглифических надписях памятника, он постарался привязать к царствованию Александра греческую его надпись3.

К последнему моменту мы еще вернемся; в целом же решение вопроса о датировке данного памятника должно, несомненно, вытекать из комплексного анализа его особенностей, важнейшими среди которых являются не только древнегреческое посвящение, но, конечно, и титулатура Александра. Последняя среди известных нам титулатур Александра уникальна - не только полным составом пяти царских имен, но и резким отступлением от тех форм Хорова имени Александра, которые зафиксированы в его памятниках внутри Египта. Хорово имя Александра известно в следующих формах: в реконструированном при нем святилище барки в Луксоре - mk-Kmt («Защитник Египта»)4; в реконструированных при нем помещениях святилища Ахмену в Карнаке - НоА-опм> tkn-h?swt («Правитель сильный, приближающийся к чужеземным странам»; №к. II. 6)5; также в Ахмену (LD IV. За, 3 с) и в храме Тота в Гермополе, реконструкция которого, начатая при ХХХ династии, завершалась при Александре Великом и Филиппе Арридее6, -в форме НоА-опм> («Правитель сильный»); и, наконец, в Гермополе - просто в форме опм> («Силач»)7. Легко заметить, что последние две формы Хорова имени Александра являются стяжением его наиболее полного варианта, представленного в Ахмену (в частности, его сокращение до опм> может объясняться и чисто композиционными соображениями - вертикальным расположением на не слишком высоком блоке), так что в конечном счете вариативность этого имени можно свести до двух форм. Сама по себе такая вариативность обращает на себя внимание, но не беспрецедентна: так, на протяжении ХХ^ХХХ династий принципиально

Л'

столбца, вплоть до титула , относится к царской титулатуре. Если бы было иначе, то

тогда с высокой вероятностью знак служил бы началом Хорова имени, которому надо было бы искать соответствие среди известных титулатур Александра. Против интерпретации начала столбца как части титулатуры говорит и отсутствие сереха в соположении со

знаком и то, что сама сохранившаяся часть столбца занимает далеко не всю высоту стены (можно было бы ожидать, что серех с Хоровым именем размещался бы максимально близко к потолку, начиная титулатуру и служа как бы ее обрамлением сверху). Начертания «солнечного» и личного имен Александра в данном столбце не слишком обращают на себя внимание по сравнению с их аналогами внутри Египта (Blöbaum 2006, 419-422), если не считать не совсем полное написание его личного имени (см. комм. «з» - Ладынин 2014, 9); как мы уже заметили (см. комм. «ж» - там же), при личном имени, в отличие от титулатуры на «алтаре», нет добавления «сын Амона».

3 Bosch-Puche 2008, 37-38.

4 Blöbaum 2006, 419 (A-D I), со ссылкой на Abder-Raziq 1984, 11, 56. При подготовке статьи мы еще не имели возможности учесть новую статью Ф. Боск-Пуче, где превосходно классифицируются формы царских имен Александра в Египте: Bosch-Puche 2013.

5 Blöbaum 2006, 419 (A-D III).

6 Blöbaum 2006, 419 (A-D II); Winter 2006, 209, Abb. 2 (портик храма, согласно зарисовке Дж.Г. Уилкинсона).

7 Blöbaum 2006, 419 (A-D V); Bittel, Hermann 1934, 37-38, Abb. 17 a-b; Winter 2006, 209, Abb. 3 a-b (фрагмент архитрава храма Тота).

разные формы Хорова имени мы видим у Неферита I (rA-ib и wsr-rw)8, а из царей чужеземного происхождения - у Пианхи (shtp-tAwy.f(y), kA-tAwy.f, kA-nhthr(i)-m-WAst, kA-nht hr(i)-m-Npt)9 и Шебитку (dd hrw и kA nht hr(i) m WAst)10. Случаев же, когда Хорово имя известно в ряде вариантов, связанных с расширением при помощи дополнительных эпитетов его неизменной основы, известно еще больше (так, у Нектанеба II мы видим четыре его вариации)11. Вместе с тем вполне очевидно, что форма Хорова имени Александра на памятнике из Каср эль-Мегисба несводима к тем, что мы видим в его памятниках в Египте.

Существенно иной оказывается и, так сказать, тематика титулатуры Александра на памятнике из Каср эль-Мегисба. Ранее мы уже высказывали мнение, что основная тема титулатуры Александра на его памятниках в долине Нила, проявляющаяся в его Хоровых именах, - это мощь воителя, обороняющего Египет и обрушивающегося на чужеземные страны, при том что эти части земного мира противопоставлены друг другу12. Мотив защиты Египта в титулатуре на памятнике из Каср эль-Мегисба присутствует: так, эпитет в составе «золотого имени» Александра hwi BAq(t) («обороняющий Египет») - это очевидная реплика его имени mk-Kmt, зафиксированного в Луксоре13. Однако в целом эпитеты титулатуры на данном памятнике объединены прописанной чрезвычайно ярко и достаточно необычно (см., например, эпитет hqA wAd(-wr) Sn(t)-itn в имени Хора Златого, использующий весьма редкий в подобных контекстах термин wAd-wr14) идеей его миродержавия, в рамках которого даже размывается граница между Египтом и чужеземными странами (так, в Хоровом имени выражение ...tA (r) dr.f «...земля (до) пределов ее», при сопутствующем ему мотиве множественности правителей, явно имеет в виду мир в целом, без деления на Египет и чужеземные страны; а в эпитете имени Обеих Владычиц it dww tAw hAswt «схватывающий горы, земли, чужеземные страны» традиционная для египетского сознания парная оппозиция «земель» и «чужеземных стран» подрывается введением в данную последовательность третьего

8 В1бЪаиш 2006, 398.

9 В1бЪаиш 2006, 366.

10 В1бЪаиш 2006, 371.

11 В1бЪаиш 2006, 411.

12 Ладынин 1999, 92-93, 96-97.

13 Ср. эпитет Рамсеса II в тексте его 34-го года hwi Kmt mk В\у («обороняющий Египет, защитник Обеих Земель»); выражение («обороняющий Обе Земли»): впша1 1986, р. 328. О термине mk-Kmt как одном из важнейших компонентов титулатуры ряда царей начиная с Рамсеса II см. впша1 1986, 324-325.

14 Мы разделяем его традиционное истолкование как обозначения моря, в некоторых случаях - Мирового океана: Wb. I. 269. 12-16; Не1ск 1980; ср. Vanders1eyen 2008. В относительно близких хронологически и по смыслу контекстах данный термин встречается при Птолемее К - в его имени Обеих Владычиц (\г рк(у shm \эй-\г m mír-Иг\ «Великий мощью, мощный в отношении Великой зелени, схватывающий наследие Обеих Земель в качестве правого голосом»: ВескегаЛ 1999, 242-243, N3) и при Птолемее Х! Александре II - в титулатуре Хора Бехдетского в надписи из храма в Эдфу (\грЬ(у Игр \Ad-wr и iwct В\у m mír Иг\ «Великий мощью, управляющий Великой зеленью, схватывающий наследие Обеих Земель в качестве правого голосом»: Edfou V. 1). Заметим, однако, что оба эти примера явно содержат в себе мотив вступления бога Хора и уподобляемого ему царя по праву («в качестве правого голосом») в наследование власти над Египтом, чего совершенно нет в титулатуре Александра на рассматриваемом нами памятнике. Доэлли-нистические тексты использование данного термина для характеристики царского миро-державия, кажется, не фиксируют; см. впша1 1986; В1бЪаиш 2006.

компонента15). Различие между мотивами обороны Египта и его наступления на внешний мир в титулатурах Александра в долине Нила, с одной стороны, и ми-родержавия царя Египта - Александра - на памятнике из Каср эль-Мегисба - с другой столь очевидно, что априорно можно было бы высказать предположение о составлении для Александра уже после его решающих побед над Ахеменидами новой титулатуры взамен составленной для него ранее, во время его пребывания в Египте, когда мотив защиты последнего от еще не сокрушенной державы Ахеме-нидов и наступления против нее еще имел смысл.

Однако, по нашему убеждению, такое предпол

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком