научная статья по теме АНАКЛЕТ ИМБИКИ. НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ: СЛОЖНЫЙ СЛУЧАЙ МАДАГАСКАРА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «АНАКЛЕТ ИМБИКИ. НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ: СЛОЖНЫЙ СЛУЧАЙ МАДАГАСКАРА»

200

ВОСТОК (ORIENS) 2014 № 3

Далее, заслуживает лестной оценки то внимание, которое авторы сборника уделили изучению духовной и религиозной жизни российских диаспор на Востоке. Это статьи уже упоминавшегося В.В. Белякова о русской православной церкви в Египте и Е.В. Рудниковой о переселении в Новую Зеландию старообрядцев, а также Н.С. Скоробогатых о судьбах представителей этой деноминации в Австралии. Причем вновь целесообразно выделить взвешенный подход к такой деликатной теме. Так, увы, сложилось, что русская церковность как особая социально-культурная реальность, постоянно присутствуя в публичном пространстве, так и не стала предметом серьезного академического осмысления. Все дискуссии на эту тему, как правило, идут в рамках унаследованного от века Просвещения идейного конфликта "клерикализм - секуляризм" и оборачиваются попытками либо закрепить за церковью маргинальное положение в современном российском социуме, либо, наоборот, сделать из нее некую его "духовную скрепу". В таком контексте важно подчеркнуть, что материалы сборника демонстрируют исключительно историко-культурологический анализ проблемы: церковь как институт и присущая ей духовность стали для оторванных от родины русских диаспор основой сохранения их этнокультурной самобытности в условиях естественного доминирования культур стран, где наши соотечественники нашли убежище. Поэтому приходится лишь пожалеть, что еще один материал Н.С. Скоробогатых - заметка о выдающемся современном деятеле Русской православной церкви за рубежом и одновременно преподавателе университета Мельбурна о. Михаиле Протопопове - предельно лаконичен.

Если говорить о недостатках сборника, то наверное, самый бросающийся в глаза его недочет - структурная неоднородность. В книге с перечисленными и другими серьезными фундированными и пространными текстами соседствуют материалы явно тезисного характера (упоминавшаяся заметка Н.С. Скоробогатых, тезисы А.Я. Массова об эволюции восприятия России и русских в среде австралийцев на рубеже ХХ-ХХ1 вв., А.А. Кириченко об эмиграции в Японию и др.). Сборник, несомненно, выиграл бы, если эти сюжеты были бы раскрыты более полно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Воронович Н.В. Потонувший мир. Очерки прошедшего: 1891-1920. М.: Воениздат, 2001. Мальцев А.И. Беловодье // Православная энциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/77924.html). Осипов А.Г. Можно ли использовать понятие "расизм" в качестве аналитической категории? // Общественные науки и современность. 2010. № 2.

Седых А. Далекие, близкие. Воспоминания. М.: Захаров, 2003. Симонова Т. Возвращенцы // Родина. 2009. № 4.

Социология. Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. 2003 (http://voluntary.ru/dictionary/568/word/diaspora).

Тишков В.А. Русский язык и русскоязычное население в странах СНГ и Балтии (http://valerytishkov.ru/ cntnt/publikacii3/publikacii/russkij_yazyk_i_russkoyazychnoe_naselenie_v_stranah_sng_i_baltii.html).

АНАКЛЕТ ИМБИКИ. НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМИРЕНИЕ: СЛОЖНЫЙ СЛУЧАЙ МАДАГАСКАРА. М.: Институт Африки РАН, Клуб друзей Мадагаскара, 2013. 60 с.

© 2014 В. И. ГУСАРОВ

Автор рецензируемой монографии - известный политический и государственный деятель Малагасийской Республики, бывший министр юстиции, национальный председатель движения Маминад. Ее тема в настоящее время исключительно актуальна не только для Мадагаскара, но и для многих других стран, таких как Таиланд, Венесуэла, Сирия, Ливан, Египет, Босния и Герцеговина, Франция, Украина, некоторые африканские и многие другие государства. В расколе обществ свою роль играют исторические, этнические, конфессиональные, территориальные, морально-этические, расовые, экономические, экологические факторы. Но главные среди них -социально-политические, взятые в совокупности. Именно они лежат в основе острого политического кризиса, в состоянии которого Мадагаскар находится на протяжении последних пяти лет.

Рецензируемая монография состоит из двух глав, введения и заключения. Каждая из глав подразделяется на параграфы, а введение и заключение несут самостоятельную смысловую нагрузку, выполняя фактически роль дополнительных глав исследования.

Во введении автор, предваряя рассмотрение проблемы национального примирения, отмечает, что ее сложность для Мадагаскара объясняется главным образом разнородностью исторических периодов, с которыми она связана своими корнями, разнообразием форм ее решения, а также наличием соперничества между различными социальными группами.

Соперничество порождало разногласия и конфликты между ними. Когда в 1817 и 1820 гг. великие державы того времени признали "Королевство Мадагаскар", население острова не представляло собой единой нации в классическом значении этого термина, несмотря на наличие общекультурной и языковой базы. Оно состояло из 18 народностей, или племен, а также производных от них этнических групп, формировавших так называемые "независимые королевства". Независимость они терять не хотели. Поэтому для любых попыток их объединения в единое государство использовалась военная сила. Однако, даже будучи покоренными, "независимые королевства" никогда не признавали аннексию своих территорий вооруженным путем и оказывали завоевателям упорное сопротивление.

В таких условиях проблема национального примирения не только не решалась, но, напротив, все более обострялась, поскольку увеличивалось число факторов, вызывавших разногласия и конфликты. Автор в этой связи отмечает: "Социально-политические и экономические условия, сложившиеся в колониальный период и после обретения Мадагаскаром независимости, еще более усложнили проблему национального примирения" (с. 8).

В главе I "Обоснование настоятельной необходимости национального примирения" автор с исторической и юридической точек зрения ведет поиск формулировок для решения исследуемой проблемы в современных условиях Мадагаскара. При этом он исходит из того, что обоснование настоятельной необходимости национального примирения зиждется на понимании того, что угроза национальному единству кроется в нерешенности предшествующих конфликтных ситуаций и в поиске защиты от их последствий путем достижения консенсуса. При этом он подчеркивает, что политический кризис 2009-2010 гг. на Мадагаскаре таит в себе последствия предыдущих нерешенных или плохо отрегулированных конфликтных ситуаций (с. 14). Он приводит многие исторические примеры таких конфликтов.

Таким примером, оказывающим непосредственное воздействие на текущие события, стали президентские выборы 16 декабря 2001 г. Основными кандидатами на них выступили действовавший президент Д. Рацирака и мэр столицы Антананариву М. Равалуманана. В соответствии с официальными данными, опубликованными 25 января 2002 г., ни одному из кандидатов не удалось набрать требуемый для избрания 51% голосов, но мэр посчитал выборы сфальсифицированными, предполагая, что за него проголосовало 52% избирателей, принявших участие в выборах, и отказался участвовать во втором туре. На улицы вышли сотни тысяч его сторонников, требовавших утверждения президентом М. Равалумананы. Выступления переросли во всеобщую политическую забастовку, длившуюся более полутора месяцев. Вооруженные люди захватили некоторые государственные здания и напали на дома нескольких высокопоставленных чиновников. В создавшихся условиях Д. Рацирака и его окружение покинули столицу и бежали в прибрежный г. Туамасину - самый крупный малагасийский порт, административный, экономический, университетский центр одноименной провинции.

Туамасина была объявлена новой столицей страны. В стране фактически установилось двоевластие. Экономические связи между отраслями и территориями нарушились. Этот раскол в правящих кругах и противостояние в обществе привели к вооруженным столкновениям, поставили страну на грань гражданской войны. С целью ее предотвращения 18 апреля 2002 г. в столице Сенегала Дакаре при содействии генсека ОАЕ и президентов Сенегала, Бенина, Кот-д'Ивуара и Мозамбика Д. Рацирака и М. Равалуманана подписали соглашение о выходе страны из политического и социального кризиса.

29 апреля 2002 г. Высший конституционный суд страны утвердил и опубликовал результаты пересчета голосов на указанных президентских выборах. По его итогам, за М. Равалуманану было подано 51.46% голосов, а за Д. Рацираку - 35.9%'. Это означало, что М. Равалуманана стал президентом страны уже в первом туре голосования. Но политическая борьба на этом между вчерашними претендентами не закончилась и продолжалась в последующие годы.

Проанализировав и сопоставив большое количество кризисных ситуаций, возникавших на Мадагаскаре на протяжении многих десятилетий, автор формулирует свое определение понятия "национальное примирение". По его представлению, "национальное примирение -об-

1 Мадагаскар (Справочник). М., 2005. С. 85.

щегосударственный процесс всепрощения, основанный на преднамеренном желании всех сторон не выпячивать на первый план вопрос о последствиях конфликтных ситуаций общенационального масштаба. Это сознательное принесение в жертву конъюнктурных интересов во имя долговременной защиты высших интересов нации, а именно с целью помешать любой возможности мщения, способного привести к дезинтеграции государства и нации и возможность позволить всем сторонникам национального единства со всей ответственностью приступить к возрождению Республики и создать условия для ее дальнейшего развития" (с. 28).

Таково выношенное на протяжении многих лет и всеобъемлюще сформулированное на опыте Мадагаскара определение "национального примирения", данное А. Имбики. К другим странам, нуждающимся в национальном примирении, оно может быть, вероятно, применено с разной долей соответствия национальным интересам на основе другого исторического опыта. Такой опыт автор приводит на примерах ЮАР, Руанды, Того, ряда стран Латинской Америки. К необходимости проведения этой политики пришел и Таиланд.

Автор формулирует четыре предпосылки реализации национального примирения. Во-первых, консенсусное управление в переходный период и достижение согласия по организации выборов. Во-вторых, признан

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком