научная статья по теме АНАЛИЗ КАК ГЛАВНЫЙ МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Э.Б. ДЕ КОНДИЛЬЯКА Общие и комплексные проблемы естественных и точных наук

Текст научной статьи на тему «АНАЛИЗ КАК ГЛАВНЫЙ МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ. К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Э.Б. ДЕ КОНДИЛЬЯКА»

ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК, 2014, том 84, № 12, с. 1111-1119

ЭТЮДЫ ОБ УЧЁНЫХ

Б01: 10.7868/80869587314120081

АНАЛИЗ КАК ГЛАВНЫЙ МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

К 300-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Э.Б. де КОНДИЛЬЯКА

В ряду великих мыслителей эпохи Просвещения Этьен Бонно де Кондильяк по праву занимает почётное место. Просветительская философия отнюдь не однородна по составу, её наследие не сводится к набору шаблонных схем, а цель и главный итог — к идеологической подготовке антифеодальной революции. И система Кондильяка представляет собой характерное тому подтверждение. Его идеи не отличались политическим радикализмом и привлекали внимание современников прежде всего нацеленностью на строгость и точность философских построений, стремлением ограничить сферу научного поиска областью твёрдо установленных фактов, исключив многочисленные и широко распространённые сомнительные предположения.

Именно учение Кондильяка господствовало в академической среде на протяжении нескольких периодов истории французского государства — Директории, Консульства и Империи. Согласно принятому национальным Конвентом Закону от 3 брюмера 4-го года по французскому республиканскому календарю (25 октября 1795 г.) на базе нескольких распущенных академий был организован Институт Франции (Institut de France), одним из трёх отделений которого стала Академия моральных и политических наук. В её состав вошли влиятельные приверженцы философских взглядов Кондильяка — К.Ф. Вольней, П. Каба-нис, А. Дестют де Траси, Ж.-М. Дежерандо и другие. Исследования, проводившиеся и публиковавшиеся под эгидой академии, осуществлялись главным образом в соответствии с принципами философии Кондильяка. С этого времени начался взлёт активности его школы. Её представители отнюдь не чуждались политической деятельности: поддержав бонапартистский переворот 18 брюмера, некоторые из них благодаря первому консулу были включены в состав сената. Известно, что Наполеон изучал тексты К.Ф. Воль-нея, одного из наиболее авторитетных и именитых последователей идей Кондильяка. Как отмечает по этому поводу Е.В. Тарле, "в течение всей итальянской войны в свободные минуты он, как всегда, много и с жадностью читал, и мы знаем, что он выписал и прочёл книгу Вольнея о Египте и ещё несколько работ на ту же тему" [1, с. 66].

В данном случае дело не сводится к желанию будущего императора уяснить и заранее наметить некоторые детали предполагаемого восточного похода. Об этом можно судить и по работе выдающегося отечественного историка А.З. Манфре-да, упоминающего Вольнея в числе авторов, повлиявших на формирование мировоззрения Наполеона [2, с. 35].

Воздействие идей Кондильяка на общественное сознание рубежа ХУШ—ХГХ вв. неоднократно подчёркивалось разными исследователями. Например, Г. Багено де Пюшес констатирует исключительную роль французского мыслителя в европейской культуре того времени: "Аббат Кондильяк, столь популярный в течение более полувека, когда он практически в одиночку представлял французскую философию..." [3, р. I]. Необходимо уточнить, что в данном случае подразумевается популярность мыслителя прежде всего в академической среде. В.М. Богуславский в свою очередь отмечает: "В годы революции и в период Первой империи труды его составляли основу преподавания философии в высших учебных заведениях Франции" [4, с. 8].

Учение Кондильяка действительно оказало сильное влияние на множество концепций, определявших последующее развитие французской философии, и на главные её направления, в значительной мере обусловившие изменения в европейской интеллектуальной культуре. Это заставляет задуматься над причинами успеха его идей и задаться вопросом, актуальны ли они сегодня. В качестве главных Кондильяку в разное время приписывали разные достижения. Для некоторых современников мыслителя основная его заслуга — оригинальная трактовка истории, опирающаяся на комплекс истинных моральных и политических идей (Л.П. Беранже), учёные второй половины XX в. наиболее значимым аспектом его наследия называли то разработку эмансипированной от метафизики психологии (Р. Дене), то "определяющее влияние" на формирование современной лингвистики (П. Тротиньон). К названным оценкам можно было бы добавить и многие другие, в частности, обратить внимание на разрабатывавшуюся Кондильяком и столь важную для современной европейской культуры идею развития способностей обучающегося как главной цели образовательного процесса, превалирующей над задачей передачи готовых знаний. Многообразие трактовок не отменяет того факта, что по существу стержневым, придающим единство различным частям системы Кондильяка элементом выступает аналитический метод, неразрывно связанный с установками сенсуализма. И здесь обозначается крайне актуальная для современной методологии науки проблема, затрагивающая интересы представителей всех областей научного знания: насколько плодотворными могут сегодня считаться результаты, полученные с помощью такого метода? Для ответа на поставленный вопрос присмотримся внимательнее к основным аспектам учения просветителя.

Этьен Бонно де Кондильяк (1714—1780) родился в Гренобле и по происхождению принадлежал к "дворянству мантии". Как отмечают биографы, в детстве будущий философ отличался слабым здоровьем и, по некоторым свидетельствам, к 12 годам ещё не умел читать, но затем в довольно короткое время добился значительных успехов в освоении различных знаний. После смерти отца Кондильяк был отправлен в Лион к старшему брату Жану. Именно там он познакомился с Ж.-Ж. Руссо, обучавшим детей его брата. Впоследствии Этьен изучал теологию в Париже и принял сан священника (любопытно, что он всегда ходил в сутане, но при этом лишь один раз в жизни отслужил мессу).

В середине 1740-х годов Кондильяк благодаря Руссо познакомился в Париже с Д. Дидро. К этому времени относится публикация его первого произведения "Опыт о происхождении человеческих знаний" (1746). Этот труд принёс философу

широкую известность, и он продолжил разработку своих идей в "Трактате о системах" (1749) и "Трактате об ощущениях" (1754). В 1749 г. Кондильяка избрали членом Берлинской, а в 1768 г. Французской академии. В 1758—1767 гг. он исполнял обязанности воспитателя внука Людовика XV, принца Фердинанда, который был наследником престола в герцогстве Пармском. Итогом этой деятельности стал обширный 16-томный "Курс занятий по обучению принца Пармского" (1775). Попытки уговорить философа стать воспитателем других членов королевской семьи, будущих Людовика XVIII и Карла X, успеха не имели. В середине 1770-х годов Кондильяк покинул Париж, чтобы обосноваться в своём поместье и всецело отдаться научным занятиям. К этому периоду его жизни относятся работы "Торговля и правительство, рассмотренные в отношении друг к другу" (1776), "Логика" (1780) и неоконченный труд "Язык исчислений".

Кондильяк был убеждён в единстве научного знания: "Всегда нужно помнить, что есть, в сущности, только одна наука, и если мы познаём истины, которые кажутся нам оторванными друг от друга, то потому, что мы не знаем связи, которая объединяет их в одно целое" [5, с. 7]. Люди вынуждены разделять единую науку о природе на составные части, поскольку, в силу чрезвычайной обширности, она не может быть охвачена сразу во всём её многообразии. Метафизика, являющаяся одной из выделенных подобным способом отраслей знания, трактуется Кондильяком в качестве единственной науки, изучающей человеческий ум. Нацеленная на исследование познавательных способностей, помогающая человеку сделать свой ум "ясным" и "точным", а значит, добиваться результатов в той или иной теоретической и практической деятельности, метафизика необходимо предваряет изучение других дисциплин.

При этом Кондильяк предлагает различать два типа метафизики. Одна из них недостоверна, наполнена "призраками", которые никуда не ведут и ничему не учат. Приверженцы такого рода метафизики, преобладавшие в человеческой истории, стремятся проникнуть во все тайны бытия, обнаружить "скрытые причины" и "природу вещей". Второй тип метафизики, напротив, ограничивается лишь тем, что доступно познанию, и является столь же точной наукой, как математика. Об области её интересов французский философ пишет: "Наш главный предмет, который мы никогда не должны терять из виду, — это изучение человеческого ума не для того, чтобы открыть его природу, а для того, чтобы познать его действия, проследить, посредством какого искусства они сочетаются и как мы должны ими управлять, чтобы достичь всего того умственного развития, на которое мы способны" [6, с. 69].

Все положения истинной метафизики Конди-льяк, начиная с первого своего сочинения, последовательно стремился привести к "единому принципу". В "Трактате об ощущениях" этот принцип получает следующую формулировку: "Все наши знания и все наши способности происходят от органов чувств, или, выражаясь точнее, из ощущений" [7, с. 379]. Эта теория "трансформированного ощущения" обосновывается посредством мысленного эксперимента, в ходе которого читателю надлежит "поставить себя на место статуи", лишённой всяких идей, но постепенно приобретающей различные ощущения. Наблюдение за возникновением и развитием у статуи различных способностей и связанных с ними представлений позволяет выработать целостный взгляд на характер наших идей и природу всех душевных операций, отличающих человеческое познание. Кондильяк называет "предрассудками" представления о существовании врождённых способностей души: человек постепенно учится видеть, слышать, обонять, и причина, определяющая формирование различных душевных способностей, заключена в самих ощущениях. Каждое из них либо приятно, либо неприятно, отсюда стремление души к одним и нежелание испытывать другие. Такого рода интерес, преследуемый душой, "даёт начало операциям разума и воли". Отсутствие интереса, вызываемого ощущениями, погрузило бы человека в состояние летаргии, в этом случае воздействие предметов не оставляло бы в его душе глубоких следов, впечатления были бы мимолётными ускользающими тенями.

Прежде всего душа приобретает привычку концентрировать внимание. Память — лишь разн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком