научная статья по теме АНАЛИЗ ОБРАЗА ПЕЧОРИНА Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «АНАЛИЗ ОБРАЗА ПЕЧОРИНА»

Филологические науки Литературоведение

Русская литература

Ма Цин (Щ^), магистр Центрального университета национальностей (Китай)

АНАЛИЗ ОБРАЗА ПЕЧОРИНА

С момента возникновения первого лишнего человека - Евгения Онегина, в русской литературе начинается новая эпоха - эпоха лишнего человека. Чтобы хорошо разбираться в образе Печорина, надо предварительно узнать, кто такой лишний человек. Лишний человек -литературный тип, характерный для произведений русских писателей 1840-х и 1850-х гг. Обычно это человек значительных способностей, который не может реализовать свои таланты на официальном поприще николаевской России.

Бесспорно, Печорин - классический образ лишнего человека. У него нет цели в жизни, когда он ищет цель, он всегда лишний, всегда в поисках, всегда в пути. Поэтому весь роман можно считать путевыми заметками. Во-первых, Героя Печорина снижают по должности и высылают на периферию с Петербурга до Кавказа. На пути к Кавказу он задерживается в небольшом городе «Тамань». Тогда и начинается история о нём и контрабандной группе. Во-вторых, вступив в военные действия, Печорин получает доступ к живописным местам, Пятигорску и Кисловодску, для отпуска. История в Повести «Княжне Мери» описывает об этом. В-третьих, в период выздоровления, в связи с дуэлью с другом Грушницким, он снова сослан к линии фронта, прилагается к юрисдикции Максима Максимыча. С тех пор начинается «Бэла». Потом после того, как он покидает крепость, он остаётся на две недели в казацком селе. Начинается захватывающий сюжет в «Фаталисте».

А критики, сравнивая Печорина с Онегиным говорили, «если Онегин скучает, то Печорин глубоко страдает.» Это объясняется тем, что «Герой нашего времени» живёт во время жестоких гонений всего передового, которые наступили после разгрома декабристов. Онегин может отдать свои силы на борьбу за народное дело, но он этого не делает. Печорин такой возможности не имеет.

Ленин когда-то отметил, «Крепостная Россия забита и неподвижна. Протестует ничтожное меньшинство дворян, бессильных и без поддержки народа. Но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ».

Конечно, Печорин не принадлежит к числу вышесказанных лучших людей. И он не поддаётся никакому сравнению с декабристами. В.И.Ленин в статье « памяти Герцена» взял отрывок из замечаний на декабристов Герцена «они вышли сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни новое поколение и очистить детей рождённых в среде палачества и раболепия». А Печорин не только совсем не имеет намерения побудить ровесников начать новую жизнь, но и не очищает рождённых в среде палачества и раболепия. Тот, кто достоин этих замечаний Герцена, конечно не герой романа, а автор этого романа. Поэтому М. Горький в «истории русской литературы» отметил яркую разницу между героем романа и поэтом, «Печорин был для него (Лермонтова) слишком узок. Следуя правде жизни, поэт не мог наделить своего героя всем, что носил в своей душе, а если бы он это сделал - Печорин был бы не правдив.

С точки зрения смысла человека для всего общества, можно считать такого Печорина лишним человеком для той эпохи, того общества. И в самом деле Печорин тоже лишний для всех людей, окружающих его в обыденной жизни.

Печорин изображается в романе как жертва знатных людей. Таким образом, он с детства стал жестоким, злопамятным и циничным человеком, он постепенно отдалялся от людей, потерял веру в жизнь и любовь. В этом романе герой всё время борется со своей внутренней пустотой изо всех сил. Но все его усилия заканчиваются неудачей. Все дела, которые он начинает обречены на провал, что приводит его судьбу в отчаяние. Он это понимает и очень страдает от этого. Его страдания выражаются в постоянной борьбе между гуманизмом и цинизмом. Печорин всё это описывает в своём дневнике. В борьбе с самим собой он «истощил жар души и постоянство воли», необходимые для активной жизни. Всё это делает Печорина «лишним человеком» в общественном плане. Также он слаб и в психологическом плане. Печорин не хочет заводить новые знакомства, общаться с умными людьми. Он тяготится духовной и эмоциональной близостью. У него нет друзей и он ни кого не любит. Объясняет он это тем, что дружба никогда не основывается на равноправии и боязнью потерять личную свободу. Из этого можно сделать вывод, что этот герой ценит только свою независимость. Он так свободолюбив, что у него сильно выражается стремление подчинить своей воле всех и всё, даже любовь. Самые близкие у Печорина люди - это только доктор Вернер и Вера. С доктором Вернером он делит чувство одиночества. Также их объединяет душевная неустроенность, а также похожий склад ума. Про Веру можно сказать, что это «единственная женщина в мире». Он любит её самозабвенно и бескорыстно. Однако, и в этих отношениях появляются проблемы, которые ему тяжело решить. В Печорине постоянно сражаются пламенная страсть и холодное равнодушие.

Таким образом, крайняя эгоистичность Печорина показывает его бесполезность во всех отношениях. Сосредоточившись на собственных проблемах и стремлениях, герой никому не делает добра и не приносит счастья, можно сделать вывод, что он замкнулся в себе. Кажется, он может сделать всё, а на самом деле ему нечего делать. Вся жизнь для него является скучной игрой. Потому что он лишний человек.

Любовная жизнь Печорина играет большую роль в выражении его странной, противоречивой личности. В начале этого романа его короткая и бурная любовь к Бэле полностью отражает противоречивую личность Печорина. Сначала Печорин представляет большой интерес к Бэле. И он сам чувствует, что Бэла, добрая милая и чистая девушка, представляет собой того ангел, которого он всё время ищет. «Послушай, моя пери, говорил Печорин, -ведь ты знаешь, что рано или поздно ты должна быть моею - отчего же только мучаешь меня? Разве ты любишь какого-нибудь чеченца? Если так, я тебя сейчас отпущу домой». Когда Бэла равнодушна к его горячему ухаживанию, Печорин мучается от сумасшедшего желания получить любовь Бэлы. А на самом деле эта любовь к Бэле не исключение, а тоже является жертвой его странной, противоречивой личности. Его душа колеблется между соблазном избавить себя от отчаяния, путём наслаждаться любовью Бэлы и самообвинением, вызываемым семейной трагедией Бэлы. С одной стороны он старательно избегает такого самообвинения и уговаривает себя, что он не виновен в семейной трагедии Бэлы. Ему даже кажется, что он прав в своих эгоистические актах. Потому что в его глазах всё общество изобилует эгоистами. И поэтому он любит прибегать к разным ухищрениям. Несомненно, он умный и способный от природы овладевать душами людей.

Но с другой стороны, в глубине его души, совесть мучает его всё время. Как говорит Достоевский, что сердце - поле сражения между злом и добром. «Герой нашего время», как первый психологический роман в истории русской литературы, замечательно опишет агонию духовного мира Печорина, скорее большинства передовой молодёжи. Он непрерывно ищет цель, чтобы прожить долгую жизнь и метод пережить отчаяния. Любовь к Бэле, по сути, ни-

чего особенного по сравнению с охотой, которой он сначала увлекался. Он видит в процессе ухаживания или охоты эффективный метод лечить его странную болезнь в душе.

Печорин является человеком из высших слоёв общества и уже привыкает к разочарованию. Но его душа и личность не позволяют себе всем уступать. На ум приходят строчки из лермонтовского «Паруса», прекрасно характеризующие молодого человека:

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!

Тогда он соблазняет Азамата, отнимает лошади у Казбича, усаживает Белу, носит Белу на руках, покупает Беле множество разных персидских материй. И он неизменно уверен, что азиатская красавица не устоит против такой батареи. и в конце концов он её бросает. Именно то, что он сделал привело семью Бэлы к несчастью. Когда Бэла была на краю погибели и начала бредить, он слушал её молча, опустив голову на руки; ни одной слеза на ресницах его: в самом ли деле он не мог плакать или владеть собою - на этот вопрос никто не сможет дать ответа. Его жестокость такая явная.

В «Княжне Мери» Печорин вмешивается в роман Грушницкого и Мери, разрушает наладившуюся жизнь Веры. Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь даже он сам не понимает, зачем он это делает. В его журнале появляется запись - «В течении двух дней мои дела успешно продвинулись».

«Из-за чего же я хлопочу?» - спрашивает он себя и отвечает - «Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души!» Это же эгоизм! А кроме страданий он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим. Он пишет о притягательности «обладания душой» другого человека, но ни разу не задумался, откуда взялось его право на это обладание! Не прочитав эту повесть, сомневаешься, что Печорин способен на любовь: Бэла ему вскоре надоела, к Максиму Максимычу он нисколько не привязан. А Вера - его давняя любовь. Однако же любит он её «для себя», не думает о ней, о том, что мучает её. Явное противоречие на лицо: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери?

Прочитав повесть «Княжну Мери», можно получить такой вывод: у Печорина чрезвычайно любвеобильное сердце и в то же время бесчувственное сердце.

И именно такая противоречивая личность Печорина тоже приводит его любовь к Вере к безрезультатному положению. Вера - самая умная среди любовниц Печорина. Когда Печорин снова встречается с Верой, он вдруг осознаёт, что он ещё испытывает к ней чувства. Не смотря на то, что Вера уже замужем, Печорин прилагает все усилия и всю энергию к ухаживанию за ней. Бешеная любовь позволяет ему испытывать красоту свежей жизни. Но встречаясь с предстоящим расставанием, он сначала гонится за ней изо всех сил, а потом перестаёт. Тогда он считал, что Вера как Вера, ничего особенного. Есть ли смысл добиваться её? Она тоже не может помочь ему выбраться из такого безвыходного положения.

Видно, что противоречивая личность Печорина является одной из самых главных причин, которые вызывают его личную драму.

По-моему,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком

Пoхожие научные работыпо теме «Общественные науки в целом»