научная статья по теме АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ К ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН ПРИ ГОСУДАРСТВЕ АНУШТАГИНОВ-ХОРЕЗМШАХОВ (1097-1231) Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ К ОБРАЩЕНИЯМ ГРАЖДАН ПРИ ГОСУДАРСТВЕ АНУШТАГИНОВ-ХОРЕЗМШАХОВ (1097-1231)»

ижортшттжтрстштишпттмт

Юлдашов С. О.

анализ отношений к обращениям граждан при государстве тнушттгинов-хоРЕЗмштхов

(1097-1231)

В статье освещен порядок приема физических и юридических лиц, отношение к обращениям в период правления династии Ануштагинов-Хорезмшахов.

Ключевые слова: обращение, династия, шах, султанат.

Yuldashov S. O.

ANALYSIS OF ATTITUDE TO CITIZENS' ADDRESSES AT THE STATE OF ANUSHTIGINIDS-KHWARAZM SHAHS (1097-1231)

This article focuses on disclosing the attitude to addresses in Anushtakin Kharezmshah's empire, the organizing order and problems of reception of physical and legal entities.

Keywords: address, dynasty, shah, sultanate.

Из истории узбекского народа известно, что Алауддин Ат-сыз ибн Кутбаддин Мухаммад (1097-1156) учредил могучее государство Хорезмшахов. Потомки его династий Тажиддин Эль Арслан ибн Алауддин Атсыз (1156-1172), Алауддин Такаш ибн Тажиддин Эль Арслан (1172-1200), Алауддин Мухаммад ибн Алауддин Такаш (1200-1220) и Жалалиддин Мангуберды-ибн Алауддин Мухаммад (1220-1231),1 расширив территорию владычества, довели до его величайшего могущества.

В эти периоды в стране были осуществлены огромные изменения в социально-экономической, политической и других направлениях.

В частности, в социальной сфере нашли свое отражение значительные решения вопросов по обращению физических лиц частного характера и по поводу ведения государственной деятельности.

Таким образом, существуют источники, где упоминаются рассмотрения подобных обращений во владычестве времен правления самим шахом Алауддином Мухаммадом, его матерью Туркан Хатун, визирями (визирь являлся руководителем центрального управления государства и считался самым высшим должностным саном), хакимами вилаятов (после нашествия монголов Алауддин Мухаммад упразднил службу визирей и ввел должность хакимов),2 казиями, шихнами (начальники полицейской стражи), кадхудо (аксакалы кишлаков)3 и другими должностными лицами.

Как записано в источниках, Хорезмшах Такаш относился с особым вниманием даже к обращениям обычных граждан. Однажды с письмом к нему обращается какой-то человек: «Как мусульманин — я твой брат! Подари мне часть своей казны!». Несмотря на дерзость содержания просьбы, Такаш приказывает выдать ему шестнадцать динаров. После получения динаров этот человек, с явным сарказмом, опять пишет ему письмо: «Я твой брат. Если твоя казна, выплачиваемая народу, равна шестнадцати динарам, считай меня удовлетворенным». Такаш опять проявляет терпение и с достоинством отвечает ему следующим: «Если каждый мой брат потребует свое вознаграждение, тебе и этого не достанется».4 Данное обращение было признано в качестве «прошения» и продемонстрировало искусное удовлетворение просьбы, не забывая о необходимости экономии в использовании средств казны.

1 Вахидов Ш., Кадыров А. Знаменитые династии Востока. — Ташкент: «Академнашр», 2013. — С. 188.

2 Буниедов З. Государство Ануштагинов Хорезмшахов. — Ташкент: издательство «Адабиет ва санъат» имени Г. Гуляма, 1998. — С. 124-127.

3 Исмаилов М., Шаропов А., Словарь исторических терминов. — Ташкент: «Академнашр», 2013. — С. 193.

4 Буниедов З. Указ. соч. — С. 9-83.

В одном из хорезмских вилаятов Каримиддин ат-Тайфури был амиром Султана. В Хорезме правителя налогосборщи-ков вилаята называли амил вали. «Насириддин (визирь) призывает его к себе и требует выплаты большой суммы. Каримиддин освобождается из под его власти и идет на службу к Султану Мовераннахра и жалуется на недостойное поведение Насириддина»5. Следовательно, надо отметить, что во времена хорезмшахов были обращения также и в виде «жалоб».

Классифицируя жалобы данного временного периода, необходимо признать тот факт, что они носили не только частный характер, но были и государственного значения.

Султан в основном занимался обращениями государственного характера, приемом иностранных представителей, визирей (и их детей, назначенных хакимами), хакимов.

Когда самаркандский хаким собирался начать войну против караханийского султана Мухаммада Арсланхана (1102-1130), население (подданные и духовенство) Мавераннахра направило Кутбиддину Хорезмшаху письмо, то есть обратилось с просьбой о помощи в предотвращении данного конфликта. Тогда Хорезмшах, удовлетворив просьбу Мухаммада Арсланхана, достиг устранения этой междуусобицы между ханом и Султаном Санжаром мирным путем.

Как известно из источников, после похода Хорезмшаха на Мовераннахр власть в Бухаре захватил сын торговца щитами Санжар, который возглавил повстанцев. Санжар, преследуя «уважаемых людей», изгнал из Бухары садыра (садр — чиновник, ведавший вакуфными и религиозными делами) и его близких, конфисковал их имущество и объявил себя маликом (правителем)...

Несмотря на то, что бурханиды призвали на помощь кара-китайцев (бурханиды направили жалобу хакиму каракитайцев, после чего хаким по этому поводу направил насколько приказов Санжару, которые он, в свою очередь, просто проигнорировал. — С. О.), они не смогли предотвратить восстание. Затем садыры отправили обращение шаху Хорезма, впоследствии весной 1207 г. шах направил свои войска в сторону Бухары. При содействии городской аристократии Хорезмшах занял Бухару. Восстание было подавлено, малик Санжар был схвачен и выслан в Гургенч, там он вместе с другими 27 пленными хакимами и беками принял участие в наубе Македонского (пиршество в честь победителя) в честь Мухаммада Хорезмшаха6. Тем самым был продемострирован факт небезразличия Султана Хорезмшаха к соседнему государству — Бухаре, уважения к обращениям высокопоставленных особ, а также, гуманности и взаимоподдержки.

5 Шихабиддин Мухаммад ан-Насави. Жизнь султана Джалолиддина Мангуберди. — Ташкент: «Узбекистан», 2006. — С. 52.

6 Буниедов З. Указ. соч. — С. 99.

Юлдашов С. О.

Существуют источники, где упоминаются случаи, когда Султан лично принимал у себя обычных граждан, обратившихся к нему с вопросом государственной важности. К примеру, «Кара Бургут (гражданин) протянул Султану Мухаммаду Хорезмшаху послание. Весть о восстании в Самарканде и нападении на его дочь поразила его и он тотчас же приказал военачальнику собраться в поход для подавления восстания и наказания повстанцев и на джигита боле не стал обращать внимания»7.

Необходимо отметить, что во времена правления Ануш-тагинидов вопрос приема посетителей с обращениями имел свою особенность. А именно: при султанате была введена должность «киссадара», он в течение всей недели должен был собирать всю депешу с обращениями и жалобами на имя правителя и вечером каждой пятницы предоставлять их ему для рассмотрения. Затем он направлял каждому адресату соответствующие ответные письма. Назначение на эту должность происходило после тщетного отбора. Ибо не всякому дано добросовестно служить благим звеном соединения между правителем и обычным народом, оповещая об их нуждах и состоянии быта8.

Согласно историческим данным киссадар Султана Ала-уддина Мухаммада — Нажибиддин Шахризури — был при нем на этой должности со времен, когда правитель был еще военачальником (сахибул-джайшем) в Хорасане при султане Санжаре. Эта должность была очень весомой, ибо в мирное время она приносила очень большую прибыль своему владельцу9. Следовательно, прием обращений, своевременное оформление ответов на них и надлежащее решение проблем были признаны фактором определения стабильности отношений между населением и государством, признаком спокойной жизни и мирного сосуществования.

Интересна еще одна особенность. Во время приема хорезмские шахи сажали своих визирей по правую от себя сторону10. Таким образом уделялось серьезное внимание тому, чтобы и визири были осведомлены о происходящих в стране событиях, дабы те вносили свой вклад в разрешение проблем, верша правосудие.

Наряду с этим хотелось бы обратить внимание на одну особенность, которая была свойственна не всем государствам. «Для формирования в сознании своих детей и внуков такого понятия, как ответственность при справедливом рассмотрении обращений подданных, хорезмшахи устраивали наглядные приемы, где присутствовали молодые наследники их престола с правом высказывания своих предложений по решению обсуждаемого вопроса. Как-то раз Алауддин Мухаммад Хо-резмшах, именовавший себя «Султаном великим»11 и «Хорун ар-Рашидом», в пятничный вечер, согласно списку «гордости и проницательности салтаната», составленного Туркан хатун, собрал от мала до велика всех наследных принцев, а также сыновей своих братьев и визиря Низама ал-Мулка, внуков Шахо-биддина Хиваки и нескольких городских казиев (судей). Затем, глядя на изумленного верховного казия, он сказал, что теперь они будут решать проблему двух женщин, которые обратились с жалобой к султану друг на друга и просили рассудить их. В залу вошли две женщины, лица которых были скрыты чадрой, и с ними трехлетний малыш, из-за которого и возник спор. Одна из них, со слезами и причитаниями, утверждала, что это ее ребенок, которого она потеряла еще в младенческом возрасте. Другая же, тоже не переставая плакать, заявляла, что

7 Ян В. Чингиз-хан. — Ташкент: Издательство художественной литературы, 1966. — С. 222.

8 Азамат Зиё. История узбекской государственности. — Ташкент: «Шарк», 2000. — С. 144.

9 Буниедов З. Указ. соч. — С. 133.

10 Там же. — С. 125.

11 История Турана, социально-исторический, научный, научно-по-

пулярный сборник, IV—VI части. — Ташкент, 2009. — С. 78.

это ее родной ребенок, что она сама его родила и воспитывала до сегодняшнего дня. Тогда султан обратился к молодым наследникам и предложил дать ему совет, как справедливо рассудить сей спор. После некоторого молчания один из молодых людей — хаким Ходжента — Тимур Малик ответил, что он сможет решить эту проблему, в том случае, если ему дадут полную свободу в праве действия. Султан пообещал, что всего его действия будут признаны законными. Тогда он предложил разрубить ребенка на две части и отдать каждой из женщин по половине тела. Все присутствовавшие были изумлены, а женщины ужаснулись и замолчали. В тот момент, когда Тимур Малик вынул из ножен саблю и взмахнул ею над головой мальчика, одна из женщин бросил

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком