научная статья по теме АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ»

Жиляева И.В.

(Средняя общеобразовательная школа № 296 г. Москвы)

АНАЛИЗ ТЕКСТА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИОННЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ФАКТОРОВ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

Литература в школе включает в себя определенный круг произведений художественной литературы, научные статьи о литературе, основы теории и истории литературы, систему устных и письменных работ по развитию речи и читательской культуре школьников. В соответствии с потребностями и возможностями растущего человека предмет строится ступенчато: он опирается на читательскую подготовку, которую ребенок получил в начальных классах, содержит этап с 5 по 7 класс, задача которого - ввести в мир художественного произведения, развить их читательскую восприимчивость и тем самым подготовить к этапу обучения в старшей школе, когда произведения словесного искусства изучаются на историко-литературной основе и школьники постигают роль литературы в общественном движении, в становлении человеческой личности, в самосознании народа и человечества.

Литература относится к предметам эстетического цикла вместе с такими предметами, как музыка и изобразительное искусство. Изучение словесного искусства в 5-6 классах взаимосвязано с изучением других видов искусства, а в старших классах литература - пока единственный предмет, на который возлагается художественное воспитание школьников. Но и в средних и в старших классах литература вступает в многообразные контакты со всеми без исключения школьными предметами: во-первых, в литературе выражается все многообразие жизни, для понимания художественного произведения читателю нужны все его знания, весь опыт; во-вторых, любой школьный предмет опирается на литературу, для того чтобы раскрыть красоту человеческой мысли, гуманную устремленность передовой науки, высоту идей и идеалов человечества.

Президент РФ Владимир Путин заявил о необходимости пересмотреть программы преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах, так как сегодня этим предметам отведено мало часов. «Мы все чаще сталкиваемся с безграмотностью и с примитивизмом. Многие молодые люди с трудом могут внятно формулировать даже свои мысли. Ситуацию, конечно же, нужно исправлять, и в первую очередь, пересмотрев программы преподавания литературы и русского языка, особенно в старших классах», - сказал Путин на Российском литературном собрании.

Литературе, как предмету изучения в школе, всегда должно отводиться особое место. Творчество писателей играет в образовании и воспитании учащихся особую роль. Это нравственное, эстетическое, историческое воспитание. Без понимания художественной литературе детьми, без их любви к ней не может сформироваться высоконравственная личность. Однако, с преподаванием литературы не всё благополучно. Причин здесь много: нежелание детей читать книги, произведения, предложенные в учебной книге, формализм в преподавании литературы, навязывание учителем своих представлений об авторе его произведении. Часто они просто плохо прочитаны и неправильно истолкованы.

Художественный текст можно рассматривать с разных точек зрения: с одной стороны, как оно соотносится с творчеством писателя и поэта в целом, а с другой - анализировать его как завершенное художественное единство, восходящее к характеру лирического героя [1]. Готовясь к уроку, надо определить, что в произведении главное, а что служебное, второстепенное? Чему оно посвящено? Ради чего написано? Рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг» посвящен изображению крестьянских детей. Главная часть рассказа та, где мы встречаемся с мальчиками, где подробно говорится о каждом мальчике.

В произведении Л. Н. Толстого «Детство» (отрывки в учебной книге «Классы», «Маман», «Наталья Савишна») главным является проявление чувств ребёнка в детстве. Анализу этих чувств должна быть посвящена работа на уроке.

Толстой сам спрашивает: «Вернётся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда лучшие добродетели - невинная весёлость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. »

В рассказе Л. Андреева «Кусака» главное - переживания несчастной собаки, ужас одиночества, несправедливая обида, жестокость людей. В рассказе А. Платонова «Юшка» главным является состояние главного героя, его чувства: радость, обида, кротость, доброта, безропотность, покорность судьбе.

Определяя главные направления в работе над произведением, надо подобрать те отрывки, которые повторно читаются в классе, на которых строится разбор рассказа или отрывка из повести. Необходимо учитывать особенности творчества каждого автора. Произведения И.С. Тургенева, К.Г.Паустовского не обходится без пейзажа, без описания природы. Подавляющие большинство их начинается и кончается пейзажем. Значит, описанию природы в этих произведениях надо уделять особое внимание, сочетая уроки литературы с уроками по развитию речи, творческими работами. Читая произведения К. Паустовского, можно предложить детям следующие темы творческих работ: «Летний дождь», «Лесное озеро», «Зима в лесу» и др. Творческими работами можно завершать изучение произведений всех авторов.

Прочитав «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова учащимся предлагается написать рецензию на один из эпизодов данного произведения (сцена выбирается по желанию ученика).

Читаем поэму Н.А. Некрасова «Русские женщины», составляем характеристики героев. Глава «Княгиня Трубецкая» состоит из двух частей, озаглавливаем каждую из них. В центре второй части - поединок княгини Трубецкой и генерал - губернатора. Каждый из персонажей в этом поединке имеет главную задачу: княгиня - быстрее добраться до ссылки мужа; губернатор - не допустить этого. Определяем аргументы каждого из героев поэмы, а затем сформулируем вывод об их характерах. Тема творческой работы - создать психологический портрет одного из героев поэмы. Сочинение так и будет называться: «Портрет героя». Дети выбирали портрет - характеристику княгини Трубецкой. Создаётся психологический портрет. Это очень важная и значимая работа в системе анализа художественного произведения.

Даётся задание определить аргументы каждого из героев поэмы, сформулировать вывод об их характерах.

Аргументы княгини Трубецкой Аргументы губернатора

Считает себя сильной. Что решила - исполню. Пускай моя жизнь будет как у мужа. Я должна быть близ мужа, я силы дам ему. Видеть не могу продажных и тупых. Дорога дурна. Кругом каторжники. Жить в казарме. Климат убьёт. Здесь бесплодная земля, черствый хлеб, тюрьма, позор.

Такая таблица очень поможет при анализе данного произведения.

При чтении стихотворений «Размышления у парадного подъезда» составляется коллективный портрет «деревенских русских людей». Выписываются строки, создающие этот портрет. Обязательно проанализировать лирическое отступление - описание Волги. Можно цветовым образом (рисунком) передать чувства, вызванные этим произведением.

При чтении сказки Салтыкова - Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» важным моментом разбора произведения будет составление характеристик героев: генералы не могут о себе позаботиться, не могут бороться за своё спасение, совершенно не приспособлены к жизни. А мужик ухаживал за генералами, кормил их, через море привёз. Чем отличен портрет мужика от изображения генералов?

При разборе художественных произведений важное значение имеет составление плана: простой план, цитатный план. Например, при чтении произведения Салтыкова - Щедрина «Дикий помещик» надо подготовить цитатный план:

1.) «Был тот помещик глуп, тело имел мягкое, белое, рассыпчатое...».

2.) «Не стало мужика во всём пространстве владений глупого помещика».

3.) «Казначейство без податей и повинностей существовать не может.» и т.д.

Много интересных видов работы над рассказом Юрия Казакова «Тихое утро». Можно составить 2 вида плана: план краткого и план художественного пересказа произведения. Предварительно уяснить, что такое художественный пересказ. Материалы к составлению плана даны в разделе учебника «Справочные материалы». Перед составлением плана ученик волей-неволей должен внимательно вчитаться в содержание произведения. И если план составлен самостоятельно, то и пересказ по плану уже готов.

Занятия по литературе предусматривают не только чтение и анализ художественных произведений, но и изучение страниц и творчества писателей. Дети встречались с произведениями А. П.Чехова ещё в начальных классах («Ванька», Каштанка»). Пришло время познакомиться с самим писателем. Писатель и доктор А.П. Чехов активно помогал людям, постоянно приглашал к себе гостей, друзей, родных, где бы он ни находился. Детям предлагается составить рассказ об одном из мест, связанных с именем А. П. Чехова: «Чехов в Мелихове», «Чехова в Ялте».

Записать план составного рассказа. Обратить внимание, о чём чаще всего говорят авторы воспоминаний о Чехове? Чтобы расширить кругозоры учащихся и понимание ими произведений А. П. Чехова (впрочем, как и других писателей), хорошо бы организовать викторину:

1). Под каким псевдонимом появлялись первые произведения писателя?

2). Как называлось имение под Москвой, купленное А. П. Чеховым?

3). Кем по происхождению были дед и отец Чехова?

4). Какой рассказ так начинается:

«Через базарную площадь идёт полицейский надзиратель.»

«У отставного генерала - майора Булдеева разболелись зубы.»

5). Кто из героев Чехова

а) никак не мог вспомнить фамилию?

6) для рыбной ловли отвинчивал гайки?

в) просил неоднократно, то надеть, то снять с него шинель?

При разборе произведений полезно сопоставлять поведение героев разных рассказов. Например, сопоставить поведение Николеньки в повести Л. Н. Толстого «Детство» и Жени в рассказе Бунина «Цифры». Кто из героев вызывает симпатию, жалость, сочувствие?

- Как вы объясняете их поступки?

- На чьей стороне автор?

Прочитав рассказ И.Бунина «Цифры» интересно написать отзыв о данном произведении. В отзыве

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком