научная статья по теме АНАЛИЗ УЧЕБНОГО (НАУЧНОГО) ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Народное образование. Педагогика

Текст научной статьи на тему «АНАЛИЗ УЧЕБНОГО (НАУЧНОГО) ТЕКСТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

Т. В. ОБЛАСОВА

Тюмень

Анализ учебного (научного) текста на уроках русского языка

В статье раскрываются особенности анализа учебного (научного) текста на уроках русского языка, показана возможность достижения предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе овладения школьниками этим видом анализа.

Ключевые слова: учебный текст; познавательные учебные действия; восприятие текстов научного стиля; понимание авторской позиции; развитие личности школьника.

Предметная близость русского языка и литературы как учебных дисциплин, необходимость решения задач приобщения школьников к чтению и освоения родного языка на основе его высших образцов обусловили формирование устойчивой традиции работы на уроках русского языка преимущественно с художественными текстами. Большая часть текстов упражнений, диктантов, изложений, материалов в части «С» на Едином государственном экзамене — тексты именно художественные. Поэтому много внимания уделяется лингвистическому анализу художественного текста.

Вместе с тем мы должны осознавать изменившиеся потребности сегодняшних школьников. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), да и сама жизнь, ориентируют нас на формирование у школьников «умения учиться», что требует повышенного внимания к развитию навыков учащихся взаимодействовать с основными источниками знаний — учебными и научными текстами.

Безусловно, в школе всегда уделялось внимание работе с учебными текстами.

Обласова Татьяна Владимировна, доктор пед. наук, кандидат филол. наук, доцент кафедры филологии АОУ «Тюменский областной государственный институт развития регионального образования». E-mail: tatianaohlasowa@yandex.ru

Но цели обращения к ним сводились преимущественно к адекватной репрезентации учащимися их содержания, к извлечению предметно-учебной информации. Этот подход целесообразен по отношению к текстам, содержащим естественно-научную информацию, правила, инструкции. Однако по отношению к учебным текстам гуманитарного содержания — о человеке, событиях, отношениях, ценностях и смыслах, о культурных явлениях, литературе и т. д. — он недостаточен. Для работы с подобными текстами мы предлагаем ввести понятие анализа учебного (научного) текста, который представляет собой последовательность интеллектуальных и рефлексивных действий, направленных на его понимание. На наш взгляд, анализ учебного текста должен включать:

— определение общего предмета речи (первичное);

— деление текста на логико-смысловые фрагменты на основе определения ведущего для данного фрагмента рече-мыслительного действия;

— формулирование выводов по схеме «автор — что делает — с чем»;

— выявление авторской оценки: предметов оценивания, направленности оценки (положительная, отрицательная, ироничная и др.);

— формулирование выводов об авторской оценке по схеме «автор — как относится — к чему»;

— уточнение предмета речи — темы;

— выбор в тексте предмета для выражения своего отношения (темы, проблемы, тезиса, идеи, авторской оценки какого-то явления);

— рефлексия и самоопределение;

— формулирование собственного отношения.

Рассмотрим данную последовательность действий применительно к тексту из учебника истории для V класса. Мы намеренно выбрали «нефилологический» материал, чтобы показать универсальность анализа и расширить представления учителей-словесников об их мета-предметных задачах в образовательном процессе, помочь им осознать возможности выхода за пределы своих учебных дисциплин, в том числе и при разработке элективных курсов, планировании внеурочной деятельности.

Первый шаг традиционен — учащиеся читают текст (он приведен ниже) и определяют его тему. После первого ознакомительного чтения школьники, как правило, говорят, что темой является древняя и современная культура, ее развитие.

Второй шаг — деление текста на логико-смысловые фрагменты. Это означает, что ученик выделяет в тексте не только микротему — предмет речи в отдельном фрагменте (как это делается обычно), но и определяет речемыслительное действие, которое совершено над этим предметом автора. Например:

сравнивать, сопоставлять, противопоставлять, находить отличия, видеть сходство; отмечать, утверждать, отрицать, опровергать; называть признаки, перечислять, характеризовать, давать определение, определять; классифицировать, выстраивать систему, систематизировать; называть/объяснять причины; устанавливать связь; доказывать, аргументировать, приводить доказательства, ссылаться на мнение, иллюстрировать, приводить примеры и др.

Накопление и закрепление в активном словарном запасе школьников лексических единиц со значением речемысли-тельных действий должно происходить постепенно — от текста к тексту. На первых порах можно предлагать детям глагольные ряды и просить их выбрать подходящий глагол. Ведь чем более бога-

тым будет этот глагольный ряд у ребенка, тем более тонким и точным будет его понимание учебного (научного) текста.

Итак, покажем деление предложенного текста на логико-смысловые фрагменты.

Вот и закончилось наше путешествие по Древнему миру

/ Основы наук и искусств, всей современной культуры заложены в древности. «Первобытные» люди мыслили, воспринимали окружающий мир по-иному, во многом не так, как мы. Нет, не «проще», не «примитивнее» — а именно по-иному. На основании большого числа фактов, описанных этнографами, французский ученый Люсьен Леви-Брюль показал принципиальные отличия современного мышления от мышления «дикаря». Последнее он определил как мистическое. «Сверхъестественное» и «естественное», «видимое» и «невидимое» были для него нераздельны и одинаково реальны. «Первобытный» человек и весь его коллектив были связаны с местом, где они жили, с населяющими его зверями и птицами (а также всевозможными духами!) — великим множеством уз. Однако при всех отличиях между нами и первобытными людьми все же нет непреодолимой пропасти. Нас связывает бесчисленное множество связей — без этого не было бы и единства человеческого рода. Первобытные люди, как и мы, усваивали язык и основы поведения путем подражания. Так же, как и сейчас, весь окружавший человека предметный мир учил его быть человеком — и при этом еще человеком своего народа, своей культуры. Были и другие, специально выработанные способы хранения и передачи информации. Это была коллективная память, отлившаяся в устные тексты (мифы, легенды, предания), в правила повседневного поведения, в произведения изобразительного искусства и в различного рода обычаи и обряды, связанные с самыми разными видами хозяйственной деятельности, событиями человеческой жизни и жизни всего коллектива./ (Автор сравнивает древнего и современного человека, называет отличия и общее и при этом ссылается на мнение ученого.)

/Затем в Древнем Египте и Двуречье совершился переход к цивилизации. Появились первые государства, возникли большие города, было изобретено письмо. Само слово цивилизация взято из латинского языка, оно того же корня, что и слово цивис — гражданин. Цивилизованные люди подчиняются писаным законам, имеют гражданские права и обязанности. Греки полагали, что важнейшим правом и обязанностью каждого гражданина является участие в управлении государством. Такой порядок они называли де-

4

мократией — властью народа. Греческая демократия вдохновляла многие поколения государственных деятелей и мыслителей, боровшихся против насилия и произвола за народовластие./ (Автор называет признаки цивилизации, дает характеристику цивилизации.)

/В повседневной жизни нас постоянно окружает то, что создано тысячи лет назад. В старину человек не имел таких средств сообщения, как сегодня. Лишь постепенно одни народы узнавали о существовании других, живших в дальних землях. Границы государств становились общим достоянием. Культуры отдельных стран, как ручейки, сливались в единый поток. Каждый народ — даже самый маленький — внес свой вклад в культуру всего человечества. У каждого народа в далеком прошлом, у истоков его культуры — коллективное творчество. Это, во-первых, прикладное искусство: украшение предметов быта, самых обычных и необходимых в жизни вещей. Другая часть народного творчества — танцы, игры, обряды. Память о них живет в современном искусстве, дает новые творческие идеи современным танцорам, певцам, музыкантам. Особый пласт культуры — народная поэзия. Изучая народную поэзию, можно узнать многое о себе самих как людях национальной культуры, глубже понять, каков характер и душевный склад народа./ (Автор перечисляет сохранившиеся (дошедшие до настоящего времени) элементы культуры и объясняет их влияние на современную культуру.)

/Культура — не только вещи, которые нас окружают. Это прежде всего мы сами и наши представления о том, что хорошо, а что постыдно. Без соблюдения законов и правил поведения не может существовать никакое человеческое общество. Взрослые люди помнят себя с детства. А для человечества память — история. Для того мы и вспоминаем прошлое, чтобы не заблудиться на жизненных путях, не забыть все, что с нами уже было и кто мы такие сейчас./ (Автор делает вывод о том, что такое культура.) [Вигасин, Годер, Свенцицкая 2011: 284—286].

Выделяя смысловые фрагменты на основе речемыслительного действия, нужно (особенно на первых этапах работы) обращать внимание на используемые языковые средства.

Первый фрагмент: сравнение древнего человека с современным. Доказывая верность вывода, пятиклассники отмечают, что речь идет не об одном, а о двух типах людей: древних и современных. В тексте использованы языковые средства сравнения: по-иному, не так, как мы/ как и мы, так же, как и сейчас.

Второй фрагмент: характеристика цивилизации. Речь об одном предмете — цивилизации. Называются ее признаки. Языковые средства: бессоюзные предложения, предложения с рядами однородных членов.

Третий фрагмент: перечисляются сохранившиеся (дошедшие до настоящего времени) элементы культуры и объясняется их влияние на современную культуру. Языковые средства: вводные слова и слова, обозначающие группы явлений: другая часть, особый пласт; а также ряды однородных членов.

Четвертый фрагмент: вывод о том, что такое культура.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком