научная статья по теме АНАЛОГИ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ В ШАХМАТАХ Общественные науки в целом

Текст научной статьи на тему «АНАЛОГИ ПРОСТРАНСТВА-ВРЕМЕНИ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ В ШАХМАТАХ»

Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Кондрат О.Е., соискатель Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)

АНАЛОГИ ПРОСТРАНСТВА - ВРЕМЕНИ И СЕНСОМОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ В ШАХМАТАХ

В статье сделана попытка сформулировать понятия аналогов пространства - времени и сенсомоторныхреакций в шахматах.

Ключевые слова: шахматы, пространство, время, интеллектуальные функции, интеллектуальные операции, сенсомоторные реакции, чувство пространства, чувство времени, реакция на движущийся объект.

ANALOGS OF SPACE-TIME AND SENSORIMOTOR REACTIONS IN CHESS

In the article attempts to formulate the concepts of space-time and smart features analogues in chess.

Keywords: chess, space, time, intellectual functions, intellectual operations, smart features, sense of space, timelessness, reaction to a moving object.

Введение

Актуальность

На сегодняшний день в шахматах произошли кардинальные перемены, направленные на увеличение скоростных показателей соревновательного процесса.

Это привело к тому, что в современных шахматах игровая деятельность протекает в условиях крайнего лимита времени и на первый план выходит высокая скорость выполнения интеллектуальных операций.

В этой связи особую актуальность приобретает исследование интеллектуальных функций шахматистов и механизмов реализации интеллектуальных операций в условиях шахматной реальности с целью совершенствования методик повышения эффективности выполнения интеллектуальных операций.

Объект исследования

Объектом нашего исследования стало развитие и формирование интеллектуальных функций шахматистов в спортивном онтогенезе.

Предмет исследования

Предметом нашего исследования стали понятия аналогов пространства, времени и сен-сомоторной реакции в шахматах.

Цель исследования

С целью совершенствования методик повышения эффективности выполнения интеллектуальных операций сформулировать понятия аналогов пространства, времени и сенсомотор-ной реакции в шахматах.

Гипотеза исследования

В шахматной реальности существуют аналоги комплекса ответных реакций организма на воздействие внешних раздражителей, свойства которого подобны свойствам сенсомоторных реакций в объективном пространстве и времени.

Методы исследования

В работе был использован метод теоретического анализа научно - методической и специальной литературы.

Результаты и их обсуждение

Закономерности, наблюдаемые в работе структур мозга, отвечающих за восприятие мозгом пространства и времени (Grid, time - нейроны), не вытекают из свойств окружающей среды или любого из типов сенсорной информации. Напротив, они кодируют пространственно-временные структуры, которые формируются в головном мозге, то есть создают подложку для внешней среды, на которой формируется когнитивная модель воспринимаемого пространства-времени(6,7).

Исходя из этого можно сделать вывод о том, что реальность любой природы будет восприниматься мозгом, мозг может ориентироваться в ней точно также, используя те же интеллектуальные функции и оперировать в реальности любой природы с помощью тех же интеллектуальных операций, что и в окружающей нас объективной реальности.

Игра в шахматы - деятельность в условиях шахматной реальности, шахматного пространства-времени - аналоге, модели объективной реальности, объективного пространства-времени (3). Отсюда следует, что шахматное пространство-время должно обладать аналогичными свойствами, что и объективное, а значит и механизмы восприятия этих свойств тоже должны быть подобными механизмам восприятия объективного пространства-времени.

Аналоги пространства и времени в шахматах

В философии и психологической науке пространство - объективная форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный объём и иметь определенную форму, структуру.

Следовательно, мы понимаем, что аналог (модель) пространства в шахматах - практически бесконечное множество элементов (ходов) и их сочетаний, образующих цепи или древа ходов (чувство пространства(ЧП) шахматиста).

Соответственно, в шахматах мы понимаем время в соответствии с определением времени, принятым в философии и психологической науке, где время - это объективная форма существования материи, выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов (5).

Тем самым: аналог (модель) времени в шахматах - есть последовательность (событий) ходов (чувство времени (ЧВ) шахматиста).

Аналог сенсомоторной реакции в шахматах

Структуры мозга, отвечающие за восприятие пространства и времени, интегрируют сен-сомоторные и вегетативные реакции, необходимые для целостной деятельности орга-низма(4). Иными словами в этих структурах мозга формируются когнитивная модель воспринимаемого пространства-времени и комплекс ответных реакций организма на воздействие внешних раздражителей(2).

Разновидность сенсомоторной реакции, в которой необходимо совершить движение в определенный момент, который соответствует определенному положению движущегося объекта - реакция на движущийся объект (РДО)(1). Следовательно, именно РДО в наибольшей степени является интегративной характеристикой уровня когнитивных процессов восприятия пространства-времени - интеллектуальных функций и совершенства механизмов реализации интеллектуальных операций.

Мы полагаем, что аналогом РДО в шахматной реальности будет являться - заранее выбранный ход (ответная реакция), сделанный после той последовательности событий-ходов (в тот момент, когда), за которой воспринимаемое шахматное пространство будет соответствовать заданной извне или сформированной когнитивной модели этого пространства (определённому положению движущегося объекта).

Итак:

• РДО для шахматистов является интегральной характеристикой уровня интеллектуальных функций восприятия соответствия множества элементов (ходов) и их сочетаний, образующих цепи или древа ходов их заданной извне или сформированной последовательности;

• ЧП для шахматистов - характеристика уровня интеллектуальных функций восприятия множества элементов (ходов) и их сочетаний, образующих цепи или древа ходов;

• ЧВ для шахматистов - характеристика уровня интеллектуальных функций восприятия последовательности (событий) ходов.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующий вывод: Теоретический анализ научно - методической и специальной литературы по интересующей нас проблеме, позволил нам сформулировать понятия аналогов пространства, времени и сенсомоторной реакции (РДО) в шахматах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Душков Б.А., Королев А.В., Смирнов Б.А., Энциклопедический словарь: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика, 2005г.

2. Корсини Р., Ауэрбах А., Психологическая энциклопедия, СПб, Питер, 2006г., - 1096 с.

3. Пушкин В.Н., Эвристика - наука о творческом мышлении, Москва, 1967г.,-227с.

4. Покровский В.М., Коротько Г. Ф., Физиология человека, Москва, Медицина, 2007г.,-656с.

5. Рябоконь Н.В., Философия УМК, Минск, Изд-во МИУ, 2009г, -416с.

6. Christopher J. MacDonald, Kyle Q. Lepage, Uri T. Eden, Howard Eichenbaum, Hippo-campal «Time Cells" Bridge the Gap in Memory for Discontiguous Events (2011).

7. Hafting T., Fyhn M., Molden S., Moser M.-B., andMoser E.I., Microstructure of a spatial map in the entorhinal cortex.Nature, (2005) 436, 801-806.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком