научная статья по теме АНАРХИЗМ В ИСТОРИИ РОССИИ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК / СОСТ.: ЕРМАКОВ В.Д., ТАЛЕРОВ П.И. СПБ.: СОЛАРТ, 2007. 724 С История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АНАРХИЗМ В ИСТОРИИ РОССИИ: ОТ ИСТОКОВ К СОВРЕМЕННОСТИ. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК / СОСТ.: ЕРМАКОВ В.Д., ТАЛЕРОВ П.И. СПБ.: СОЛАРТ, 2007. 724 С»

пользуется в качестве временного ориентира. Многочисленные «Фомины понедельники», «Благовещеньевы дни», Лазаревы субботы, дни Великой седмицы во всех замеченных мною при чтении случаях исчислены буквально с инженерной системностью. Та же педантичная скрупулезность проявлена и при указании цитат из Святого Писания, которые у Долгорукова нередки. Поскольку часть работы Мельцина по составлению примечаний проходила, так сказать, на моих глазах2, могу отметить, что за консультациями к специализирующимся на изучении русской церковной истории и практики православного богослужения коллегам он обращался неоднократно, ставя перед ними порой весьма сложные источниковедческие вопросы. Не уходя в детали, просто напомню читателю, например, тот факт, что Долгоруков писал свою «Повесть...» до создания привычного нам Синодального перевода Библии на русский язык.

Не обойдены вниманием автора примечаний и соответствующие светские цитаты. Установлены источники и даны отсылки к текстам произведений самого Долгорукова, а также художественной, философской и нравоучительной литературы, входившей в круг чтения мемуариста, которые он цитировал или упоминал. Откомментированы также события театральной и зрелищной жизни русского общества той эпохи. При этом «примечания» в данном случае абсолютно сухи и бесстрастны. Напрасно читатель будет искать ответ на вопрос: «На что указывает нахождение в круге чтения самого мемуариста или кого-то из его друзей того или иного сочинения, посещение того или иного спектакля, развлечения?». Очевидно, здесь мы также имеем дело с последовательно проведенным публикаторским принципом. Другим таким принципом (возможно, также спорным) является отсутствие в примечаниях ссылок на источники информации (исключение сделано только для архивных материалов).

В заключение хотелось бы высказать еще одну мысль. Представляется, что публикация ис-

точника, в том числе мемуаров, отличается от выхода в свет собственно научного сочинения одним важным моментом. В монографии автор презентует научной общественности результаты своего исследования, и в этом смысле слово автора начинает свое публичное бытие с момента поступления книги в библиотеки и магазины. О востребованности монографии научной общественностью можно судить, например, по быстрому появлению в печати рецензий, свидетельствующему, что книга «задела за живое». С публикацией источника ситуация принципиально другая. Здесь очень важным показателем востребованности является появление ссылок на новое издание в научных работах. Ведь если их нет, это означает, что источник остается как бы в своем прежнем качестве: архивной ли рукописи, прежней ли публикации. Поэтому отрадно отметить, что за время, прошедшее с выхода рецензируемого издания до написания текста настоящей рецензии, такие ссылки появились3. Это значит, что акт «нового овеществления фрагмента исторической памяти» удался: рукопись «Повести...» И.М. Долгорукова, наконец выйдя из архивного уединения во всей своей полноте, пришла к читателю в профессионально подготовленном академическом издании.

Ф.Л. Севастьянов, кандидат исторических наук (Санкт-Петербургский государственный горный институт (Технический университет))

Примечания

1 Мельцин М.О. Судьбы старинного российского дворянства в конце XVIII - начале XX века: князья Долгоруковы в системе общественных отношений: Автореф. дисс. ... канд. ист. наук. СПб., 1999.

2 Работа апробировалась в научном семинаре Исторического общества при Европейском университете в Санкт-Петербурге, членом которого я являюсь.

3 См. напр.: Пономарева ВВ., Хорошилина Л.Б. Университетский Благородный Пансион. 1779-1830. М., 2006. С. 25, 63; Пчелов Е.В. Образы Сибири в символике власти дореволюционной России // Сибирские чтения в РГГУ: Альманах. М., 2007. Вып. 2. С. 67, 85.

Анархизм в истории России: от истоков к современности. Библиографический словарь-справочник / сост.: Ермаков В.Д., Талеров П.И. СПб.: Соларт, 2007. 724 с.

Библиографический словарь-справочник, составленный специалистами по истории анархистского движения в России В.Д. Ермаковым и П.И. Талеровым, представляет собой уникальное явление в отечественной исторической науке. До издания этого труда публикации по биб-

лиографии анархизма в России ограничивались лишь отдельными персоналиями1.

Список публикаций построен в алфавитном порядке с приложением предметного указателя по основным направлениям исследований. Издания на русском языке составляют преобладаю-

щую часть учтенных публикаций. Значительно меньше по объему перечень изданий на иностранных языках. Справочник снабжен росписью содержания сборников статей и документов, посвященных анархизму. Ценность справочника состоит и в том, что в нем учтены публикации последних десятилетий в региональных изданиях.

Круг проблем, охваченный справочником: теория, философия и социология анархизма, труды его идеологов и их оппонентов, деятельность анархистских организаций. В справочнике учтена литература и по смежным проблемам: история семьи Бакуниных, научная деятельность П.А. Кропоткина и A.A. Карелина, исследования и источники по истории движения социалистов-революционеров-максималистов и др. В издании нашли отражение и многочисленные литературные произведения, сюжет которых связан, так или иначе, с историей анархистского движения и жизнью его выдающихся деятелей. Это романы, повести и рассказы о М.А. Бакунине, П.А. Кропоткине, Н.И. Махно, а также стихи и проза участников анархистского движения.

Систематизированные в справочнике материалы относятся не только к российскому анархизму, но и к анархистскому движению в странах Европы, Азии, Северной и Южной Америки. В издании представлены и работы, посвященные предшественникам анархистских идей, в том числе - мыслителям Китая, Индии, Древней Греции и Древнего Рима, средневековой Европы и Руси.

Большую ценность представляют перечень 384 периодических изданий анархистов, выходивших в России с 1860-х гг. до наших дней; список 73 российских и 54 зарубежных Интернет-сайтов, посвященных анархизму, перечень фондов российских архивов, в которых хранятся документы по истории российского анархизма. К сожалению, в справочнике оставлены без внимания зарубежные архивные фонды. Далеко не полным представляется и предложенный составителями список фондов отечественных архивов, в которых хранятся документы, связанные с анархизмом. В частности, из фондов Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ) упомянут лишь фонд М.А. Бакунина (ф. 206). Между тем только из числа хранящихся здесь личных фондов деятелей международного и российского анархизма можно указать: ф. 208 (Ф. Домела Ньювенгейс), ф. 217 (А. Мерргейм), ф. 227 (П.-Ж. Прудон), ф. 223 (Л. Мишель), ф. 245 (Б. Малон), ф. 263 (Б.Н. Кричевский), ф. 307 (Д.-Г. Маккей), ф. 369 (Ж.-Ж.-Э. Реклю и Ж.-Э. Реклю), ф. 487 (С. Де Пап) и др. При обзоре материалов Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) также пропущены важные фонды, со-

держащие документы, связанные с деятельностью российских анархистов. В их числе: ф. Р-8403 (Бюро союза анархистов), ф. Р-8419 (Московский политический красный крест. 19181922 гг.), ф. 533 (Всесоюзное общество бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. 19211935 гг.), ф. 1741 (Коллекция нелегальных изданий, отложившихся в полицейских и судебных органах дореволюционной России. 1850-1917). Из числа связанных с анархистами фондов Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) не отмечены: фонд З.К. Ар-боре-Ралли (ф. 1019), а также - фонды И.И. Гор-бунова-Посадова (ф. 122), П.И. Бирюкова (ф. 41) и других деятелей движения толстовцев, литературу о котором составители также включили в сборник.

Впрочем, составители указали в предисловии, что они не претендуют на то, чтобы охватить все публикации, а работа по систематизации данных, связанных с архивными материалами по истории анархистского движения, остается перспективным направлением для отечественной исторической науки.

Д.И. Рублев, кандидат исторических наук (Московский государственный университет

природообустройства)

* * *

Рецензируемый словарь-справочник - значимое явление в отечественной исторической/историко-философской и библиографической литературе. Впервые анархизм как социально-политическое движение и идейное течение представлен библиографическими средствами с такой, приближающейся к исчерпывающей, полнотой. Заметим, что достижение максимальной полноты проблемно-тематических библиографических указателей - задача чрезвычайно трудно реализуемая, как правило остающаяся в области идеального. За исключением движения декабристов, которому посвящен классический труд Н.М. Ченцова2, ни одно из течений русского революционаризма, и, более того, ни одно из направлений русской социально-политической мысли не было еще предметом столь целостной и всеобъемлющей аналитики, охватывающей и многообразие контекстов изучаемой темы. Составители проделали труднейшую работу по выявлению, просмотру de visu и описанию огромного корпуса текстов. Только основная часть справочника включает 8350 записей. С учетом же материалов непронумерованных приложений («Роспись содержания сборников»; «Документы о российском анархизме в архивных фондах» - не часто встречающееся в библиографических пособиях включение в их состав справочной архивной информации; «Труды П.А. Кропотки-

на, опубликованные на японском языке»; «Перечень анархистской периодической печати в России»; перечень некоторых анархистских сайтов Интернет») изданного отдельно «Списка изданий и публикаций, не вошедших в общий список к моменту выхода книги из печати» (361 библиографическая запись), общее число их составляет примерно 9500.

Единство библиографического представления истории анархизма и спектра трансформаций некоторых его идеологем и социально-психологических проекций в маргинальных сферах современного общественного сознания имеет концептуальный смысл, предлагая один из возможных вариантов ответа на вопрос, являются ли эти идеологемы и проекции всего лишь псев-доморфозом «настоящего» анархизма, или они имеют более органическ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком