научная статья по теме АНДИЙСКИЕ АДАТЫ И СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ПО НИМ Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «АНДИЙСКИЕ АДАТЫ И СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ПО НИМ»

ш£ття1Готшшт&шижт

Саидова М. З.

АНДИЙСКИЕ АДАТЫ И СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ ПО НИМ

В статье предпринята попытка обратиться к адатам (обычаям) одного из древних народов Дагестана - андийцев и показать, что много веков назад сложившееся обычное право горцев,занимало важное место в решении воспитательных, нравственных и правовых задач. На протяжении долгого времени адаты, как совокупность обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т. п. отношений, наряду с законами шариата играли свою конструктивную роль в дагестанском обществе.

Ключевые слова: адат, шариат, андийцы, джамаат, маслаат, кровная месть, наказания.

Saidova M. Z.

ANDIAN ADATS AND SYSTEM OF PUNISHMENTS ACCORDING TO THEM

An attempt to appeal to adats (to the customs) of one of ancient people of Daghestan - Andians and show that many ages ago established customary law of highlanders occupied an important place in resolvation of educative, moral and legal tasks is undertaken in the article. During the long time there Саидова М.З adats, as an aggregate customs and folk legal practice in various spheres of property, domestic relations etc., along with the laws of Sharia played the structural role in Daghestan society. Keywords: adat, shariat, Andians, dzhamaat, maslaat, blood feud, punishments.

Горские обычаи и традиции - адаты - имеют глубокие корни и возникли с древнейших времен в форме моральных и этических норм необходимых для устройства более или менее нормальной жизни как внутри горских народов, так и в отношениях с соседями. В каждом районе Дагестана были свои местные обычаи, где-то схожие, где-то различные с соседями, и тем самым подчеркивающие самобытность народов страны гор. С распространением ислама в горах Дагестана наряду с адатами стали действовать нормы мусульманского права - шариата, которыми долгое время руководствовались в правовой практике дагестанские народы.

Не был исключением и один из самых древних народов Дагестана - андийцы, - о которых упоминают ассирийский царь Сар-гон II и многие античные авторы. Законами для андийцев всегда был свод адатов и шариат, обязательный для андийских сел.

Адаты андийцев, состоящие из XI глав, достаточно красноречиво подчеркивают быт горного народа. Гостеприимство, почитание стариков, кровная месть, похищение невесты, калым, и т.д. - обычаи, которые отражали вековые родовые традиции. Нарушение традиций, как правило, вызывало порицание общества и наказание.

Как и у всех народов, для андийцев самым тяжелым преступлением считалось убийство человека, и не случайно свод андийских адатов начинается с главы «Об убийствах», предусматривающей наказания за преступления против личности. По закону по истечении 3 дней родственники убийцы с сельским дибиром, известными своей мудростью и почетными людьми из общества и женщинами идут в дом убитого с быком для примирения. Во время примирения родственники убийцы передают родственникам убитого 50 руб. предварительно, а еще 50 руб. после решения суда.

Убийца до примирения не имеет права пахать землю, косить сено и вообще свободно пользоваться своим имуществом; хотя он и может оставаться в своем доме или в селении, но родственники убитого всегда имеют право преследовать его (§ 1). Интересно, что в отношении сознавшегося в преступлении сказано: «Если сознаются двое, то виновным принимается один из них по усмотрению наследников; сознание несовершеннолетнего принимается как совершеннолетнего» (§ 6)1.

Между убийством нечаянным или целенаправленным, в любом случае, различия в наказании не делалось. Но, что характерно, «если муж убьет любовника и жену, то он не отвечает; если же убьет только любовника, то отвечает как кровник» (§ 3).

1 Агларов М.А. Андийцы. Махачкала, 2002. С.254.

В отношении кровников предусмотрено несколько статей: «Кровником считается только один или тот, на кого укажет раненый, или родственник его, или кто сознается» (§ 7) или «Если муж убьет жену или жена мужа, то оставшийся в живых считается кровником» (§ 12), а также «Кровником считается тот, у кого скроется убийца, и отвечает за все» (§ 13)2.

Отец за убийство сына не отвечает, но брат за убийство брата по желанию детей убитого должен выйти в канлы (изгнание), а сын за убийство отца лишается права на наследство, выходит в канлы и отвечает остальным братьям своим за кровь отца (§ 9, 10)

За убийство кунака убийца платит домохозяину 100 руб., родственники убитого делаются его кровниками. Но если убийца неизвестен, то родственники убитого могут указать без присяги на кого хотят, и он делается кровником их (§ 11). Здесь же следует отметить, что субъективный фактор достаточно часто являлся определяющим в столь страшном обвинении, как убийство. Так, согласно § 4 «Показание умирающего, если даже он укажет на лицо, которое с ним во вражде, принимается за доказательство виновности названного им лица» или § 5 «Указание родственников на убийцу принимается также за доказательство без присяги»3. Таким образом, кровником становился человек, который не имел на самом деле отношения к данному преступлению.

Следует пояснить, что дела, связанные с убийством рассматривались не столь часто. Жизнь человека - священна и пролиться кровь, для андийцев, могла, как правило, только в безвыходной ситуации. Представители джамаата, старейшины справедливостью и мудростью, старались примирить враждующие стороны, чтобы избежать кровной мести, которая могла длиться веками.

Вторая глава посвящена «Поранениям», где указывается, что умышленно или не умышленно нанесенный вред другому человеку неизбежно должен быть наказуем. Причем взыскания и наказания за поранения устанавливались в зависимости от тяжести раны. Так, «за рану в ссоре и драке без умысла на своей земле виновный отвечает, как вообще за поранение; за рану же с умыслом с виновного кроме положенного за поранение взыскивается в пользу раненого еще бык. За поранение вора виновный отвечает, как вообще за поранение, а с вора взыскивается бык»(§ 4). Согласно § 5, «взамен быков по пора-

2 Агларов М. А. Андийцы. С. 254.

3 Тарих Анди. Рукописный фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф .5. Оп. 1. № 365. Л. 9.

Евразийский юридический журнал

№ 7 (86) 2015

нениям и убийствам взыскивается деньгами 10 руб.» 4.

В 13 параграфах второй главы предусмотрены штрафы за ранения. Так штраф в 150 руб. устанавливался за отсечение руки или лишение способности действовать ею, за всякую рану, которая причинит бездействие кисти, за лишение или бездействие от раны или ушиба всей ноги (§ 7), за отсечение части носа (§ 12).

100 руб. уплачивал виновный за повреждение члена и лишение способности к половому сношению (§ 13), а также за лишение глаза (а за оба глаза - 400 руб.) (§ 15), и за лишение слуха (§ 16).

Лечение раненого лекарь проводил за счет виновного и при этом виноватый обязан был «продовольствовать раненого, доставлять ему все то, что по указанию лекаря понадобится для лечения; близкий родственник поранителя обязан нести сумку лекаря, сопровождать его и участвовать при лечении; после лечения, когда раненый будет совершенно здоров, по-ранитель обязан доставить раненому одного барана или 2 руб. и 3 меры муки и пригласить с раненым 12 человек гостей, угостив их, и таким образом помириться с ним»5 (§ 18).

Как видно из сказанного, Глава II андийских адатов преследовала цель возмещения не столько морального, сколько материального вреда. Примирение по данной главе обязательно предусматривало возмещение ущерба и только после этого рукопожатие. Но практика свидетельствует, что и после уплаты штрафа виновным у пострадавшего оставалась обида, которая зачастую выливалась в ответные действия по Главе II.

Глава Ш «О прелюбодеяниях» предусматривала главным образом наказания за оскорбление женщины. Так, если девушка или женщина подверглась насилию и если обиженная объявит и докажет обвинение, то виновный должен жениться на ней и заплатить ближайшим родственникам ее 40 руб. или дать равный по цене залог; если же родственники не согласятся выдать обиженную замуж, то виновный ничем не отвечает (§ 2).

За оскорбление разведенной жены своей мужчина отвечает так же, как и за оскорбление всякой женщины; если оскорбленная пожелает вновь выйти за него, то она должна выйти за другого (холо), затем выйти за него; если этого она не пожелает, то мужчина не отвечает (§ 4).

Согласно § 5 «оскорбление чужой засватанной невесты принимается как оскорбление замужней женщины»6.

Но прежде чем установить виновного, следовало учесть, сама ли женщина пошла за мужчиной, и если это так, то последний не подвергается штрафу (§ 6). Кроме того, женщина, подвергшаяся нападению мужчины с целью изнасилования должна тотчас же кричать и заявить всем, с кем встретится, - старшине и родным, тогда заявление ее принимается без присяги; заявление обиженной, учиненное на другой день, не имеет уже силы (§ 1).

Бывали случаи, когда из-за стыда женщина скрывала о прелюбодеянии, но «если в впоследствии окажется беременной и укажет виновного, то заявление ее не принимается за доказательство, но указанное ею лицо должно очиститься присягою 12 человек, как по воровству; если не очистится, то после родов должен жениться на ней и рожденного ребенка признать своим» 7. ( § 9).

Все остальные преступления против женщины порицались незначительным штрафом. Например, согласно § 7 «отрезавший косу у женщины за оскорбление платит за каждую косу 15 руб.». Или пособники увоза девушки, вдовы или вообще женщины подвергаются штрафу в размере 10 руб., такому же штрафу подвергается принявший бежавших домохозяин, если лично был дома, в противном случае не отвечает (§ 8).

Но, что интересно, не только мужчины, но иногда и жертва насилия сама платила штраф, что было предусмотрено § 11 «если женщина, скрыв прелюбодеяние, впоследствии родит, то она подвергается штрафу, как и мужчина, за прелюбодеяние (т. е. примерно 40 руб.).

4 Там же.

5 Там же. Л. 10.

6 Агларов М. А. Андийцы. С. 256

7 Там же.

Справедливости ради нужно отметить, что статьи Главы Ш андийских адатов не часто выносились на суд. И дело было не только в том, что семья не

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком