научная статья по теме ANDREW C.COHEN. DEATH RITUALS, IDEOLOGY, AND THE DE VELOPMENT OF EARLY MESOPOTAMIAN KINGSHIP / TOWARDS A NEW UNDERSTANDING OF IRAQ'S ROYAL CEMETERY OF UR. BRILL: LEIDEN-BOSTON, 2005 История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ANDREW C.COHEN. DEATH RITUALS, IDEOLOGY, AND THE DE VELOPMENT OF EARLY MESOPOTAMIAN KINGSHIP / TOWARDS A NEW UNDERSTANDING OF IRAQ'S ROYAL CEMETERY OF UR. BRILL: LEIDEN-BOSTON, 2005»

НОВЫЕ КНИГИ ПО АССИРИОЛОГИИ ИЗДАТЕЛЬСТВА БРИЛЛЬ

(ЛЕЙДЕН)

© 2009 г.

JOOST KIST. Ancient Near Eastern Seals from the Kist Collection. Brill: Leiden-Boston, 2003 (With Contribution by Dominique Collon, Frans Wiggermann and Geoffrey Turner)

Коллекционер Дж. Кист начал собирать памятники древневосточной глиптики еще в 1950-х годах. Приняв решение опубликовать свою коллекцию, он обратился за консультацией к известным специалистам в области изобразительного искусства древнего Востока: доктору Доминик Колон (цилиндрические печати), проф. Франсу Виггерману (надписи) и Джефри Тернеру (печати, штампы). В настоящем издании представлена только часть его обширного собрания коллекции древностей.

Собрание Киста обладает редким качеством цельности; в нем представлены печати буквально всех периодов древнего Востока начиная с IV тыс. до н.э. (периоды поздней Убайд - Урук IV -Джемдет-Наср) и кончая временем правления Ахеменидов, т.е. I тыс. до н.э. Публикация, таким образом, дает возможность полностью проследить историю развития искусства древневосточной глиптики, игравшего ведущую роль в культуре древнего Востока. Отмечая это ценное качество коллекции, Доминик Колон в своей вводной статье «The Kist Collection of Seals» (с. 3-14), обращает внимание читателей на важное обстоятельство: «Все печати собрания Киста за исключением одного номера (< 241 из раскопок в Угарите) неизвестного происхождения, что заставляет исследователя прибегать к поискам аналогий и создает определенные проблемы в точной атрибуции памятников».

Следуя так называемой «средней хронологии», наиболее распространенной среди специалистов, исследовательница распределяет памятники по следующим периодам:

- ранние печати и штампы (< 1-12);

- период I: Урук IV - Джемдет-Наср (3500-3000 гг. до н.э., < 13-56);

- период II: раннединастические печати (3000-2300 гг. до н.э., < 57-114);

- период III: аккадские печати (2334-2200 гг. до н.э., < 115-166);

- период IVa: старовавилонские печати (2000-1600 гг. до н. э., < 167-228);

- период IV - b, c, d: староассирийские и старосирийские печати (< 229-257);

- период V - a, b, c: касситские, посткасситские, митаннийские, среднеассирийские печати (< 258-285);

- период V - d, e: среднеэламские, кипрские, левантинские печати (< 286-308);

- период VI - a, b, c, d: новоассирийские печати (900-612 гг. до н.э.), нововавилонские печати (ок. 1000-500 гг до н.э.), урартская печать (< 372), новоэламские печати (< 309-380);

- период VII: ахеменидские печати (< 381-389);

- неклассифицированные, возможно, местные сирийские печати, а также других стилей (< 390-412);

- поздние печати, воспроизводящие более раннюю иконографию (< 413-444);

- оттиски печатей (< 443-464).

Основой статьи, таким образом, явился научный каталог с описанием печатей в хронологическом порядке (с. 23-226). Особый интерес (с. 227-234, < 443-464) представляет публикация фрагментов отпечатков на мешках и глиняных сосудах.

Отдельную группу составили новоделы и поддельные печати. Печати подделывались со времен первых раскопок середины XIX в. и подделываются по сей день, однако в основе подделок нередко, хотя и не всегда, лежат сюжеты оригинальных памятников, что представляет определенный интерес.

Статья Виггермана (F.A.M. Wiggerman. Иконография и религия. С. 15-18) дополняет и расширяет историко-археологическое введение Доминик Колон. Понимая сложность и неохват-ность проблемы отражения в иконографии древних верований жителей Двуречья, исследователь ограничивает свою работу тремя доминирующими, по его мнению, темами: «Добрые отношения с богами», «Защита от зла (злых сил)», «Поддержка (помощь) магическими средствами и способами». Это положение исследователь рассматривает в первую очередь на примерах сцен

празднеств и пиров - темы, распространенные с Раннединастического периода II (первая половина III тыс. до н.э.). В основе культа, подчеркивает Виггерман, лежала забота о постройке храма для богов, а также забота о пропитании божества, проживающего в своем храме на своей земле. Осуществлял этот труд правитель страны, строя храм. Культовые действия, процессы одевания статуй богов, омовения и вкушения пищи богом хорошо известны из клинописных текстов.

На более поздних печатях, начиная с периода RD III, сцены пира заменяются сценами представления божеству, что, без сомнения, как считает автор, должно означать определенные изменения в культе. Так, мы видим на печатях изображения стоящего или сидящего божества, к которому приближается поклоняющийся (адорант) с воздетыми вверх руками, нередко ведомый богом или богиней - хранителями. Этот ведомый - или собственник печати, как показывает надпись, или же правитель, царь, чьи более близкие отношения с божеством должны были оказывать влияние и на жизнь простого смертного.

К сценам защиты от злых сил автор относит печати раннединастического, аккадского, а также более позднего времени с изображением темы «Фриз сражающихся» в его самых разнообразных вариантах, подчеркивая важность образа «кудрявого нагого героя» (тип Гильгамеша) и человека-быка.

В поддержке магическими средствами важную роль играл выбор камня, из которого резались печати, ибо каждому камню приписывалась особая магическая функция. Также было очень существенным изображение персонажей, не имеющих отношения к основному сюжету: животных (лягушка, еж, змея, скорпион, обезьяна), кривоногого карлика (лахму, хувава, пазу-зу), руки, розетки и т.д. В отдельных случаях выбор элемента можно определить: так, голова имела апотропеистический смысл, руки были связаны с амулетом в форме руки, чье ношение предписывалось в ритуале «вхождение во дворец», где эти апотропеи должны были служить поддержкой и защитой от возможных причуд со стороны авторитетных лиц.

На с. 19-22 Виггерман приводит и анализирует тексты надписей на печатях.

В списке библиографии (с. 235-237) учтены все основные работы по глиптике, в том числе издания последних лет. Таким образом, в науку о древневосточной глиптике введено более 400 экземпляров памятников переднеазиатского искусства.

К сожалению фотографии не всегда ясны и четки, что, скорее всего, относится к неважному качеству некоторых оттисков, а не только к плохой сохранности печатей.

В.К. Афанасьева

© 2009 г.

If a Man Builds a Joyful House. Assyriological Studies in Honor of Erie Verdun Leichty. Brill: Leiden-Boston, 2006

В 2006 г. хорошо известное востоковедам издательство Брилля в Лейдене выпустило 31-й том серии Cuneiform Monographs: If a Man Builds a Joyful House. Assyriological Studies in Honor of Erle Verdun Leichty. Книга представляет собой сборник статей в честь юбилея Эрла Лихти, известного шумеролога и ассириолога, автора многих монографий и статей, которые получили широкое признание в научном мире (список работ Э. Лихти на с. xxiii-xxvii). Во введении к сборнику дано краткое описание многообразной научной и педагогической деятельности этого замечательного исследователя, отмечается его масштабный вклад в развитие ассириологии, в том числе в издание аккадского и шумерского словаря. Огромное значение для древневосточных исследований имеют осуществленные им многочисленные публикации клинописных текстов, среди которых 8 монографий, посвященных изданию клинописных коллекций и каталогов.

37 статей, входящих в данный сборник, написаны коллегами, учениками и друзьями Э. Лихти и посвящены самым различным аспектам шумерологии и ассириологии. Среди авторов такие патриархи ассириологии, как В.В. Халло, на работах которого выросло не одно поколение ассириологов, и совсем молодые исследователи, делающие первые шаги в науке, имена которых известны пока только их учителям.

Тематическое разнообразие сборника отражает не только широту научных интересов юбиляра и разнообразие направлений его собственных научных исследований, но и позволяет чита-

телю составить определенное представление о том, в каком направлении развивается современная ассириология, какая именно тематика пользуется сейчас предпочтительным вниманием исследователей. Однако такое тематическое разнообразие создает определенные сложности для рецензентов. Рамки публикации не позволяют осветить в отзыве содержание всех статей сборника. Две статьи сборника (A.R. George. Babylonian Texts from the Folios of Sidney Smith. Part Three. C. 173-186 и W.G Lambert. Enbilulu and the Calendar. C. 237-242), помимо данной рецензии, подробно разобраны в отдельной рецензии В.В. Емельянова (ВДИ. 2009. < 1. C. 227-235).

Для удобства читателей рецензируемые в данном отзыве статьи сборника объединены по тематике в несколько основных разделов. Это объединение, безусловно, достаточно произвольно, тем более, что многие статьи затрагивают сразу несколько тем и почти все сопровождаются публикацией клинописных документов.

ПУБЛИКАЦИИ

Многие статьи сборника, как уже упоминалось, посвящены публикациям отдельных клинописных документов или группы документов и анализу их содержания.

W.W. Hallo. Another Ancient Antiquary (с. 187-196). Статья одного из старейшин ассириологии В. Халло посвящена не только публикации поздней копии древнего клинописного текста, как явствует из заглавия, но и самому феномену, известному всем ассириологам, но не получившему до сих пор исчерпывающего объяснения. Речь идет о копировании древних текстов менее древними писцами.

Такие тексты можно разделить на две категории: 1) аутентичные тексты, изготовляемые единовременно для архивных целей и (что не отмечено автором) для вручения всем участникам сделки (продавцу и покупателю, кредитору и должнику и т.п.) и 2) копии «антикварные», сделанные иной раз через несколько или много столетий после написания оригинала. Четкой их классификации автор не дает, но, думается, она все-таки возможна. Это, во-первых, копии, изготовляемые по необходимости и по необходимости же пополняемые и поправляемые, например, древние хроники, дополненные более поздними событиями. Так возникают различные варианты одного и того же текста (наиболее яркий пример - Шумерский царский список). Во-вторых, копии в точном смысле слова, изготовляемые в учебных целях, для «му

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком