научная статья по теме АННА ВАСИЛЬЕВНА СМОЛЯК (28 ДЕКАБРЯ 1920 Г. - 4 ИЮНЯ 2003 Г.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АННА ВАСИЛЬЕВНА СМОЛЯК (28 ДЕКАБРЯ 1920 Г. - 4 ИЮНЯ 2003 Г.)»

Ш МБМОШЛМ

АННА ВАСИЛЬЕВНА СМОЛЯК (28 декабря 1920 г. - 4 июня 2003 г.)

4 июня 2003 г. на 83-м году жизни скончалась Анна Васильевна Смоляк, доктор исторических наук, крупнейший специалист по этнографии коренных народов Нижнего Амура и Сахалина, замечательный человек, истинный русский интеллигент.

Анна Васильевна Смоляк (Стренина) родилась в Москве в семье рабочих. Ее отец Василий Васильевич Стренин, сын крестьянина из подмосковного села Черепково, в девять лет был отправлен родителями в Москву и определен на красильную фабрику сначала учеником, затем - рабочим. Мать, Татьяна Зиновьевна Блудова, родилась в Москве, на Пресне, в многодетной семье мастерового. Окончив несколько классов городской школы, она выучилась на швею и стала работать портнихой в частной швейной мастерской. В 1908 г. Василий Стренин и Татьяна Блудова поженились. Их дочь Анна, родившаяся 28 декабря 1920 г., была третьим, самым младшим ребенком в семье.

Василий Стренин участвовал в Гражданской войне в составе Красной Армии и после тяжелого ранения вернулся домой инвалидом. Стрениным (как семье инвалида войны) дали отдельную трехкомнатную квартиру, и они стали жить в бельэтаже деревянного дома, заселенного рабочим людом, в Тверском-Ямском пер., недалеко от фабрики "Дукат".

С детством у Анны Васильевны были связаны самые отрадные воспоминания. Со светлым чувством вспоминала она посещения церкви Василия Кесарийского, где ее крестили и куда она 5-6-летней девочкой ходила с соседкой на ранние утренние службы, чтобы послушать привлекавшие ее церковные песнопения. О своем отце Анна Васильевна рассказывала как о человеке замечательном: "Он любил и прекрасно знал русскую литературу, хотя окончил всего два класса деревенской школы... Нас он воспитывал в любви к чтению, к книгам, .ко всему живому. Все три комнаты нашей квартиры были заставлены аквариумами, банками, где плавали рыбки. По вечерам после ужина мы рассаживались в большой комнате за дубовым столом, над которым висела керосиновая лампа, и отец читал нам про таинственный остров, про Робинзона Крузо, про путешествия Гулливера. Мы готовы были сидеть целые ночи напролет, не шли спать, а все слушать, слушать и слушать".

Страсть к чтению, любовь к литературе Василий Васильевич привил и детям. Старший брат Айны Васильевны Анатолий, рабочий-электрик одного из московских заводов, писал в юности стихи, печатался в заводской газете. Когда его направили по путевке комсомола на Дальстрой, он несколько лет играл в городском театре Магадана.

Аня Стренина, поступив в семь лет в школу, уже хорошо читала и была знакома с именами многих писателей. Школа, где она училась, находилась в здании дореволюционной гимназии, рядом с планетарием. До конца жизни Анна Васильевна поддерживала связи с одноклассниками и добром вспоминала школьных наставников, особенно учителя литературы Сергея Николаевича Капустина, учительницу истории Веру Фроловну Лакомцеву и молодого преподавателя обществоведения Михаила Тимофеевича Белявского, впоследствии ставшего известным историком, профессором МГУ.

Счастливые школьные годы Анны Стрениной были омрачены арестом и ссылкой отца. В 1935 г. по ст. 58 "за анекдоты" его приговорили к 10 годам ссылки и отправили на угольные копи в Караганду. Вернувшись из ссылки через четыре года, он потерял право на жительство в Москве и вынужден был уехать в Ржев к родственникам. В 1942 г. во время одной из бомбежек города он погиб.

Выбор гуманитарной специальности был определен Анной Стрениной еще до окончания школы. Одна из лучших учениц по литературе и истории, она в 9-10 классах по читательскому билету старшей подруги ходила в Библиотеку им. В.И. Ленина и читала там Шиллера, Шекспира, Гете и многих других классиков зарубежной и отечественной литературы, чьи произведения не входили в школьную программу. "У меня была тяга к высокой литературе", - вспоминала Анна Васильевна. Помимо литературы и истории школьница Анна Стренина серьезно увлекалась музыкой, и знакомые артисты Театра оперетты (мать Анны в предвоенные годы работала там заведующей костюмерной), прослушав пение девочки, убеждали ее поступать в музыкальное училище или в консерваторию. Но Анна выбрала иную стезю. В 1939 г. она поступила на исторический факультет Московского института философии, литературы и истории (МИФЛИ), в то время одного из лучших гуманитарных учебных заведений в стране. Лекции в МИФЛИ читали университетские преподаватели.

Училась А.В. Стренина с увлечением, но началась война, многие студенты ушли на фронт, а МИФЛИ был эвакуирован в Ашхабад. Анна Стренина осталась в Москве и устроилась работать на швейную фабрику им. Клары Цеткин, где шили для фронтовиков шинели, телогрейки. Работали в две смены по 12 часов. Два раза в неделю по ночам Анна Стренина дежурила в госпитале, куда привозили раненых прямо с поля боя - бои шли под самой Москвой. Часто приходилось сдавать кровь. Впоследствии Анна Васильевна получила медаль "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны".

В 1943 г. большинство вузов вернулось из эвакуации в Москву. МИФЛИ прекратил свое существование -он вошел в состав Московского государственного университета, и Анна Стренина стала студенткой исторического факультета МГУ. При распределении по кафедрам она, не раздумывая, выбрала кафедру этнографии: ей "хотелось посмотреть мир".

В то время на кафедре преподавали профессионалы высочайшего класса - С.А. Токарев, М.О. Косвен, Н.Н. Чебоксаров и др. Большое внимание уделялось изучению материальной культуры, студентов учили понимать и фиксировать ее. Для этого проводились работы в музеях, организовывались поездки в подмосковные селения, где будущие этнографы учились описывать устройство домов и хозяйственных построек, делать замеры, чертежи, зарисовки. "В Подмосковье мы на практике изучали азы этнографии, -рассказывала Анна Васильевна, - Николай Николаевич Чебоксаров показывал нам, как этнограф должен фиксировать жилище, отдельные элементы материальной культуры".

Не меньшее внимание уделялось преподаванию антропологии. Студенты-этнографы по специальным программам, разработанным М.Г. Левиным, Г.Ф. Дебецем, Н.Н. Чебоксаровым, проводили антропологические измерения в лагерях военнопленных немцев, итальянцев, японцев. Особенно запомнилась Анне Васильевне поездка в 1945 г. в Тайшет для работы в лагере, где находились пленные японцы. Здесь под руководством М.Г. Левина и Г.Ф. Дебеца был собран массовый антропологический материал по разным локальным группам японцев. Впоследствии этот материал был обработан и опубликован.

В декабре 1945 г. Анна Васильевна закончила Московский государственный университет, защитив под руководством Н.Н. Чебоксарова диплом по теме "Женская национальная одежда дунган", и в составе группы выпускников кафедры была направлена в аспирантуру Института этнографии АН СССР.

В 1946 г. Анна Васильевна участвовала в экспедиции в Киргизию под руководством Елены Ивановны Маховой, где собирала материалы по этнографии дунган.

В 1947 г. А.В. Стренина приняла участие в комплексной антрополого-этнографической экспедиции Института этнографии на Нижний Амур. Это была ее первая поездка на Дальний Восток. Она отправилась туда вместе с М.Г. Левиным, Г.Ф. Дебецем, Н.П. Дебец, художником И.П. Лавровым и работала по антропологической тематике, одновременно собирая этнографические материалы по теме кандидатской диссертации. Через два месяца антропологи вернулись в Москву, а Анна Васильевна продолжила свои полевые этнографические изыскания. Ее пребывание в экспедиции продлилось шесть месяцев. За это вре-

мя удалось собрать великолепный материал по этнографии ульчей, познакомиться с замечательными знатоками народных традиций. Среди них особенно выделялся Павел Васильевич Салданга, которого Анна Васильевна до конца жизни считала своим учителем и с благодарностью вспоминала о встречах с ним: "Он описывал мне старые жилища ульчей, их одежду, обувь, рассказывал про старые предметы быта, которых давным-давно уже не было, про старинные инструменты. Он рисовал предметы карандашом и говорил их названия. Рассказывал об ульчских шаманах, их камланиях, происхождении духов". Помимо ульчей и нивхов Анна Васильевна за время этой поездки посетила орочей.

Основные материалы, собранные Анной Васильевной в этой экспедиции, были обобщены ею в обстоятельной статье "Этнографическое изучение ульчей в 1947 г." (Кр. сообщ. Ин-та этнографии. Вып. V. М., 1949). Статья содержала ряд новых сведений о материальной культуре ульчей.

В 1950 г. работа А.В. Стрениной над диссертацией была прервана неожиданными обстоятельствами -в Президиум АН СССР пришло письмо из Порт-Артура, где в то время дислоцировались части Советской Армии - просили срочно прислать специалиста по этнографии народов Дальнего Востока для работы в Музее восточных культур. Выбор пал на Анну Васильевну, и она отправилась в далекий Порт-Артур.

В Порт-Артуре Анна Васильевна прожила два года. Помимо экскурсий, которые ей приходилось проводить в музее для русских военных и других посетителей, она занималась наукой - работала с музейными коллекциями, изучала обряды, жилища, одежду населения Квантунского п-ова.

Следует отметить, что интерес к истории и этнографии Китая проявился у А.В. Стрениной еще до поездки в Порт-Артур. Так, одной из первых ее статей была «У истоков русского и мирового китаеведения (Россохин и Леонтьев и их труд "Обстоятельное описание происхождения и состояния маньчжурского народа и войска, в осьми знаменах состоящего")» (Сов. этнография. 1950. № 1). Естественно, что во время пребывания в Порт-Артуре ее познания в китаеведении возросли. Впоследствии они очень помогли Анне Васильевне в исследовании проблем межэтнических контактов в Приамурье, вопросов этногенеза народов Амура, их этнической истории.

В Порт-Артуре Анна Васильевна вышла замуж за полковника И.К. Смоляка. В 1952 г. его по службе перевели в Ворошилов-Уссурийский, где он скоропостижно скончался. После смерти мужа А.В. Смоляк вернулась в Москву летом 1952 г., а через несколько месяцев переехала в Ленинград - директор ленинградской части Института этн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком