научная статья по теме ANNA ZARINA. SALASPILS LAUKSKOLAS KAPULAUKS 10.–13. GADSIMTS. RIGA, 2006. 463. LPP., IL. + PIELIKUMS История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «ANNA ZARINA. SALASPILS LAUKSKOLAS KAPULAUKS 10.–13. GADSIMTS. RIGA, 2006. 463. LPP., IL. + PIELIKUMS»

Anna Zarin a. SALASPILS LAUKSKOLAS KAPULAUKS 10.-13. GADSIMTS.

Riga, 2006. 463. 1pp., il. + pielikums

Среди множества публикуемых в наши дни книг по археологии есть работы, которые заслуживают особого внимания в силу фундаментальности проработки конкретного материала, комплексности подхода к его изучению и важности сделанных выводов. Именно к такому роду трудов относится монография известной латышской исследовательницы Анны Эдуардовны Зарини. Работа, вышедшая в 2006 г., представляет собой подробную публикацию материала крупного погребального комплекса Лаукскола, выполненную на самом высоком научном уровне в лучших традициях прибалтийской археологии, и является прекрасным источником для изучения культуры ливов.

Ливы - одна из групп прибалтийско-финского населения, которая, судя по письменным источникам и археологическим данным, проживала в пяти областях Северной Латвии -Северной Курземе, низовьях Даугавы и Гауи (Турайду), Мет-сеполе и Идумею. В области придаугавских ливов самая большая концентрация населения зафиксирована в низовьях реки Даугавы между Икшкиле и Саласпилс. Центром данного региона были Даугмальское городище и памятники, расположенные в его округе. Одному из них и посвящена рассматриваемая монография.

Интерес к археологии ливов возник еще в XIX в. Первое специальное исследование по погребениям ливов было издано Я.К. Бэром в 1850 г. в Дрездене (Bahr, 1850). Из наиболее значимых работ последней четверти XX в. по данной проблематике упомянем книгу Э.Ю. Тыниссона "Ливы в бассейне реки Гауя и их материальная культура" (Tonisson, 1974) и монографию самой А.Э. Зарини по одежде ливов, в которой, в частности, были широко использованы открытия, сделанные в Лауксколе, давшие большой и яркий материал для реконструкции как отдельных деталей, так и в целом костюмов разных половозрастных групп ливского населения (Zarina, 1988).

На территории Восточной Европы найдется немного столь крупных погребальных комплексов, раскопанных полностью. По масштабу полевых изысканий и последовавшего затем всестороннего анализа могильник Лаукскола можно сопоставить с могильником Бирка в Средней Швеции и кладбищем Луистари в Западной Финляндии, ставшими эталонными для изучения этнических особенностей и социальной структуры различных обществ, обитавших в Балтийском регионе в конце I - начале II тыс. н.э. Как показывают археологические материалы, группы населения, жившие по берегам Балтийского моря, тесно контактировали между собой. Не случайно в формировании комплекса женского убора у западных финнов и ливов важную роль сыграл костюм скандинавок. В ряде случаев в ливских женских захоронениях на обратной стороне овальных фибул сохранились даже остатки бретелей, что свидетельствует об очевидном сходстве со скандинавским костюмом в покрое одежды.

Рассматриваемая нами монография представляет собой новый этап в изучении самобытной группы финского населения, которое вошло в русские летописи под названием "либь", а в западноевропейские хроники - как Livones или Li-wen. Археологический комплекс Лаукскола расположен на правом берегу р. Даугавы напротив крупного торгово-ре-месленного центра - Даугмальского городища. Он состоит из двух поселений X-XIII вв., между которыми располагалось дохристианское ливское кладбище, занимавшее площадь около 5 га. Впервые раскопки этого памятника в 1936-

1937 гг. предпринял В. Гинтер, им было изучено 24 захоронения. В результате планомерных исследований лаукскольско-го комплекса в течение девяти полевых сезонов экспедицией Института истории Академии наук Латвии под руководством А.Э. Зарини (1967-1975 гг.) на некрополе была вскрыта значительная площадь и изучены 610 погребений (из них 321 имели хорошую сохранность, 289 были повреждены и 67 - полностью разрушены). По характеру погребального обряда выделяются три основных группы захоронений: 70% (425 погребений) составляют ингумации, 27% (165 погребений) - кремации и 3% (20 погребений) - символические захоронения. Последние представляют собой могилы глубиной 60-110 см и размерами от 50 х 80 см до 50 х 200 см, ориентированные с северо-запада на юго-восток, в которых отсутствовали кости, но был положен погребальный инвентарь, характерный для мужских захоронений по обряду ингумации. А.Э. Зариня полагает, что, как и на латгальских кладбищах, эти погребения могут рассматриваться в качестве кенотафов, сооруженных воинам, погибшим на чужбине.

Кладбище использовалось с середины X в. до середины XIII в. Все погребения распадаются на три хронологические группы: первая - 79 ингумаций и 47 кремаций - относится ко второй половине X - первой половине XI в., вторая - 23 ингумации, 79 кремаций и 14 символических захоронений - ко второй половине XI - первой половине XII в., третья - 100 ингумаций, 23 кремации и 5 символических захоронений - ко второй половине XII - первой половине XIII в.

Кладбище является в своей основе грунтовым могильником. Однако следует заметить, что в Лауксколе существовали и курганы, так как при раскопках были выявлены окружавшие их ровики (рис. 6; 7; 224). А.Э. Зариня это особо отмечает. Курганы располагались на северо-западной и северо-восточной окраинах могильника. В основном в пределах курганных площадок внутри ровиков были зафиксированы трупоположения второй половины XII - первой половины XIII в., но встречаются и трупосожжения того же времени, причем в одном случае в пределах одного кургана зафиксированы оба типа обряда (погребение < 558 - ингу-мация и < 559 - кремация). Автор работы рассматривает захоронения в курганах в общем контексте с остальными погребениями, не выделяя их в отдельную группу, хотя, на наш взгляд, уже сам курганный обряд определяет их особенность. В принципе курганные могильники не были чужды ливам. В большем количестве они известны в бассейне р. Гауи, но захоронения под насыпями встречаются и в бассейне р. Даугавы (Tönisson, 1974. S. 39. Abb. 4).

При широких раскопках единой площадью наряду с могилами и ровиками курганов были выявлены 130 мест, видимо, поминальных кострищ, рядом с которыми располагались ямы. Еще во время работ В. Гинтера в западной части кладбища была зафиксирована круглая каменная выкладка, по всей вероятности, связанная с погребальным обрядом. В то же время места сожжений умерших не были обнаружены; по-видимому, они (одно или несколько) находились вне самого некрополя.

Большинство захоронений в Лауксколе совершены по обряду ингумации (425). Кости находились в глубоких ямах от 60 до 100 см. Умершие помещались в узкие деревянные камеры, которые при разрушении сдавливали кости скелета. В XI в. более широко начинают использоваться дощатые гробы с гвоздями или иногда скрепленные железными за-

клепками. В основном погребенные были ориентированы головой на северо-запад. Эта ориентировка с некоторыми отклонениями в ту или иную сторону обычна на ливских кладбищах. В редких случаях в захоронениях с характерным земгальским инвентарем наблюдалась противоположная ориентировка мужчин и женщин, как у балтов. По традиции умершие были захоронены в праздничном этнографическом уборе и сопровождались различными предметами, необходимыми, по представлению древнего коллектива, для загробной жизни. Только 23 погребения, что составляет 4% от общего числа исследованных захоронений, не содержали никакого инвентаря.

Автор работы отмечает некоторые необычные детали в погребальном обряде. Так, в нескольких захоронениях и на местах кострищ встречались куски обожженной глины. А.Э. Зариня интерпретирует их как символ дома. Кроме того, помимо сосудов, которые были заполнены едой, в погребениях обнаружены обожженные зерна и яйца. По мнению автора раскопок, подобные подношения ассоциируются с жизнью. Кстати, в двух детских погребениях были найдены расписные яйца в качестве игрушек. Особое место в погребальном ритуале занимали жертвенные животные. В частности, в 15 могилах были найдены собаки, сопровождавшие человека. В значительной части могил (более 250) в их заполнении и на краю зафиксированы камни. Надо сказать, что камни часто выделяли на местности и захоронения по обряду трупосожжения. Кремации в основном датируются Х-Х1 вв. В XII в. количество их уменьшается. Как правило, остатки сожжения помещались либо в круглые ямки диаметром 50-60 и глубиной 30-80 см, либо в прямоугольные ямки 30 х 70 или 70 х 200 см. Интересно, что ориентировка прямоугольных могил повторяла ориентировку захоронений по обряду трупоположения - СЗ-ЮВ, причем в состав инвентаря кремаций могли входить вещи, не побывавшие на погребальном костре, которые раскладывались в могиле точно так же, как и в захоронениях по обряду ингумации. Подобная традиция известна в захоронениях вендов, живших в северной части Курземе.

Материалы Лауксколы показывают, что переход от обряда кремации к обряду ингумации у финнов проходил постепенно, и на определенном отрезке времени, а в данном случае в течение трех столетий, оба обряда сосуществовали. С подобной ситуацией мы встретились при исследовании могильника Залахтовье, оставленного на восточном берегу Чудского озера древними эстами - группой финского населения, родственной ливам и территориально примыкавшей к ним с севера. Там выбор обряда в переходный период зависел от пола погребенного. Если женщин продолжали еще какое-то время сжигать, то мужчин и подростков начали хоронить по обряду ингумации в глубоких грунтовых ямах. В Ла-уксколе также наблюдается этапность перехода от одного обряда к другому, но характер данного процесса здесь несколько иной. Первоначально по обряду ингумации стали хоронить детей, затем женщин и только потом мужчин.

Материалы лаукскольского могильника, как и Залахто-вья, дают все основания считать, что у финского населения Балтийского региона переход от обряда кремации к обряду ингумации напрямую не связан с влиянием христианства. В этой связи следует отметить, что погребения по обряду трупоположения имеют в Залахтовье в большинстве своем восточную ориентировку, а в Лауксколе - северо-западную, что явно не согласуется с западной христианской ориентацией умерших. Кроме того, захоронения продолжают сопр

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком