научная статья по теме АННОТАЦИЯ ИСТОРИИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «АННОТАЦИЯ ИСТОРИИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА»

Лю Хун Янь

АННОТАЦИЯ ИСТОРИИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ ПРАВА

Философия права имеет длинную историю в юридической культуре человечества и в построении юридической системы китайского социализма. В развитии теории права необходимо всемерно выявлять зарождение теории юридической науки. Традиционные идеи философии права непрерывно передаются с древнейших времен до наших дней. Каждое учение Древнего Китая (например конфуцианство, моизм, даосизм, ле-гизм и многие др.) имело собственную теорию права. Китайская традиционная философия права на протяжении нескольких тысячелетий развития и изменения брала в качестве главного и ортодоксального направления конфуцианскую теорию права, а также его «учение о гуманности» в качестве центральной идеологической системы, оказавших огромное влияние на китайское общество.

«Китайская юриспруденция берет за основу различные компоненты политической, социальной и экономической философии»1. В древнем Китае существовало множество философских школ, которые занимались разработками различных вопросов в области философии права, такими как значение, развитие и методология философии права и др. Каждая из этих школ оставила глубокий отпечаток в китайской традиционной культуре и национальном характере.

1 Во<епИе1тег Е. Теория права, философия юриспруденции и ее методы. Изд-во Китайского университета политики и права, 1999. № 1. С. 5.

Современная эпоха следует за идеями западной юридической мысли, в Китае особенно распространена марксистская теория права. С одной стороны, китайская традиционная философия права должна проводить глубокие и интенсивные изменения, с другой - возникают вопросы о том, каким образом строить в современном Китае марксистскую философию права, взяв марксизм в качестве ориентира, как заимствовать лучшее из мировой юридической культуры (включая и китайскую традиционную юридическую культуру) и как применить законодательство в управлении государством и построить философию права, необходимую социалистическому государству. Решение этих вопросов является сложной исторической задачей, и, несомненно, поиск его невозможен без глубокого исследования и научной оценки китайской традиционной философии права.

Историю развития китайской традиционной философии права можно разделить на следующие четыре периода.

Теократическое право и философия полутеократического права эпох Ся (XXI-XVI вв. до н.э.), Шан (ХУ1-Х1 вв. до н.э.) и Западного Чжоу (XI в. до н.э. - 771 г. до н.э.). Самая первая в Китае династия Ся уже применяла в правлении идеи теократического права. Правители Ся заявляли, что право на господство даровано им Небом, они получили «Небесное повеление» (Тянь-мин)2. Социальный порядок, морально-нравственные устои, ритуалы и система на-

2 Шаншу. Гл. «Ганьши».

казаний были ниспосланы Небом, а это есть проявление божественной воли. Тем, кто не подчинялся воле правителей и не признавал их права на власть, в рабовладельческом государстве грозило «небесное» наказание1, поскольку законы, посланные Небом, тоже были выражением божественной воли. Те, кто не подчинялся закону, соответственно, нарушал и волю Неба, и Небо посылало на этих людей наказание.

В эпоху Шан правители полностью наследовали идеологию теократического права династии Ся и развили ее до высшей степени. Во времена правления Ся существовало довольно смутное понятие божества, которое имело низкую степень персонификации. В эпоху Шан (вследствие развития рабовладельческой системы и производственных отношений) власть правителей постоянно усиливалась. В теократическом праве появилось всеобщее божество, которое было возведено в ранг верховного Бога - Шанди, что означает «Верховный владыка». Шанди являлся персонифицированным божеством и обладал всей полнотой власти на земле. Правители Шан заявляли: все, что происходит с людьми, происходит по воле Шанди, а правитель государства является представителем Шанди, воля правителя равна воле Шанди, а почтение к Богу и покорность правителю - одно и то же.

Правители Шан представили Шанди предком династии Шан. Они заявляли, что «Шанди установил Шан»2, «Шанди породил и установил Шан»3, и тем самым обожествили себя. Таким образом, в теократическом праве династии Шан власть правителя и власть божества слились воедино, власть правителя усилилась через обожествление. Шанские правители стали земными богами.

Во время своего правления династия Западного Чжоу стала развивать мысль о «праве на власть, данного божеством», тем самым дав сильный толчок для развития теократического права в древнем Китае. Это развитие можно рассматривать с двух сторон: с одной стороны, отрицание идеи по-

1 Шицзин. Сюань Няо. Данная книга является первым собранием стихов древнего Китая (средина VI в. до н.э.).

2 Сыма Цянь. Исторические записки. Гл. «Записи дома Инь».

3 Лицзи. Записи о ритуале. Гл. «Бяоцзи».

стоянства «Небесного повеления» и выдвижение принципа «Небесное повеление непостоянно»4, создав теологическое основание развития исторического процесса и смены правящих династий. С другой стороны, на основе исторического примера династии Шан, которая вследствие тирании собственного народа пришла к гибели, был сделан вывод: лишь тот человек, который обладает добродетелью (дэ), может получить «Небесное повеление». Правитель, «имеющий добродетель, достоин Неба»5. Он получает «Небесное повеление» и находится под его защитой. Правители Западного Чжоу ввели понятие «добродетель» (дэ) в политическое и юридическое мышление, открыли истоки морально-этических законов, что в определенной степени поколебало идеи теократического права. В западноч-жоуском теократическом праве значение божества снизилось, а значение человека, напротив, поднялось. Это послужило основой для дальнейшего развития правовой мысли в последующие эпохи и означало значительный прогресс древнекитайской юридической мысли.

В древнекитайском рабовладельческом обществе правящий класс при помощи теократического права и идеологии патриархального права осуществлял власть над современниками. Упомянутое патриархальное право использовало родственные связи в качестве регулятора взаимоотношений внутри рода, охраняло власть глав семейств и родовых старшин и руководствовалось нормами потомственных привилегий. Древнекитайское рабовладельческое общество отличается от западного рабовладельческого общества тем, что оно от начала до конца сохранило пережитки родовой общины с системой наследования старшинства по мужской линии; структура рода в этом обществе соединилась со структурой государства: родовая община была взята в качестве основы при построении системы управления, в которой семья и государство стали единым целым, патриархальной системой. Стержнем патриархальной системы является, во-первых, наследственное право стар-

4 Шаншу. Гл. «Кангао».

5 Лицзи. Записи о ритуале. Гл. «Цюйлишан».

шего сына на политическую и родовую власть, соединенных воедино; во-вторых, система раздачи уделов, при которой распределение прав на владение определялось на основе родственных связей. Правители Чжоу выдвинули целостную патриархальную идеологию, главными принципами которой являлись «система ритуально-этических норм» и «просветленная добродетель, строгие наказания». Во времена правления династий Ся и Шан ритуал (ли) представлял собой только обряд жертвоприношения и все, что с ним связано. А во времена Западного Чжоу - единство закона и этики, применимого во всех сферах и имевшего характер основного закона, идеи, которые воплощал ритуал, применяли для воспитания народа. Таким образом, понятие ритуала (ли) было расширено до значения «ритуально-этические нормы».

После того, как Чжоу-гун выдвинул и применил на практике тезисы «управление посредством ритуально-этических норм»1, «просветленная добродетель, строгие нака-зания»2, «добродетель и наказания применяются вместе»3, шан-иньская теократическая идеология была подвергнута корректировке: от чистой теократии - к светским делам. Позднее идея «просветленной добродетели, строгих наказаний»4 была продолжена конфуцианцами тезисом «добродетель - главное, наказания - вспомогательное»5, став главной идеей философии права китайского феодального общества.

Плюрализм философии права в периоды Чуньцю (770-476 гг. до н.э.) и Чжаньго (475-221 гг. до н.э.). Времена Чуньцю и Чжаньго являются переходным периодом от рабовладельческого общества к феодальному. Это время наивысшего расцвета философской мысли и борьбы многочисленных философских школ. В этой обстановке философия права получила дальнейшее развитие. Многие мыслители обратились к истокам права и его сущности, выдвинув немало значительных теорий относительно связей права с экономикой, соци-

1 Шаншу. Гл. «Кангао».

2 Там же.

3 Там же.

4 Конфуций. Беседы и суждения. Гл. «Вэйчжэн».

5 Там же. Гл. «Сяньцзин».

альными изменениями, государственной властью, этикой и моралью, обычаями, природой и многими другими аспектами. Наиболее характерными в тот период были идеи конфуцианства, моизма, даосизма и легизма. Особенно интересны теории конфуцианства и легизма. В оживленных спорах конфуцианцев и легистов сформировалась плюралистическая философия права.

Опираясь на высказывания Конфуция, Мэн-цзы и Сюнь-цзы, конфуцианцы выступали за управление при помощи ритуально-этических норм, добродетели и гуманности, подчеркивая, что «государство использует ритуал»6, «в правлении используется добродетель»7, «в управлении должна быть человечность»8. Придавая большое значение учению об этике и ритуале, правлению через обучение народа этике и ритуалу, подчеркивая мудрость и высоконравственное поведение в осуществлении правления, конфуцианцы не отрицали применение закона и его силы. Сюнь-цзы, например, считал, что в ритуале существует закон, а в законе существует ритуал.

Конфуцианцы утверждали, что ритуально-этические нормы являются основой государственной системы, устанавливают и сохраняют единство родовой системы. Это -основа разделения правителей и подданных, ядро и исток юриспруденции. Одновременно с тезисом «государство использует ритуал» подчеркивалась идея «посредством ритуала умиротворяется народ»9. Это огромный проры

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком