научная статья по теме АНТИЧНАЯ БОРЬБА. ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ГРЕЧЕСКИХ И ЛАТИНСКИХ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АНТИЧНАЯ БОРЬБА. ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ГРЕЧЕСКИХ И ЛАТИНСКИХ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ»

© 2014 г.

Э. В. Янзина

АНТИЧНАЯ БОРЬБА. ОПЫТ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ГРЕЧЕСКИХ И ЛАТИНСКИХ СПОРТИВНЫХ ТЕРМИНОВ

Статья посвящена одному из самых популярных в греческом мире видов соревнований - борьбе. Борцовские реалии и терминология получили широкое отражение в древнегреческой, а затем и в римской литературе, начиная с Гомера и кончая христианскими писателями, сочинения которых содержат не только непосредственные описания поединков в борьбе, но и многочисленные заимствованные из нее метафоры и сравнения. На основании всестороннего анализа древнегреческих и римских источников (литературных, эпиграфических, папирологических и изобразительных) в статье предпринята попытка реконструировать правила рассматриваемого вида состязаний и относящуюся к нему терминологию.

Ключевые слова: ná^n, luctatio, Kai^áAleiv, abicere, xpiá^eiv, ay%eiv, oxpeßXoüv.

Данная статья продолжает серию очерков, посвященных практике и терминологии античных единоборств и состязаний. Первый из этих очерков «Античный кулачный бой. Опыт интерпретации греческих и латинских вных терминов» был опубликован в 15-м выпуске «Orientalia et classica»1, второй «Панкратион. К вопросу об интерпретации греческих и латинских спортивных терминов» - в 15-м выпуске «Вопросов классической филологии»2.

Статья начинается с краткого экскурса в историю борьбы и содержит реконструкцию правил, технической и терминологической сторон рассматриваемого вида состязаний. При этом используются все имеющиеся в нашем распоряжении источники: литературные тексты, собрания надписей, папирусов и памятников изобразительного искусства, начиная с древнейших времен и кончая последними веками античности. В отдельных случаях для лучшего понимания античных приемов и обозначающих их терминов мы обращаемся к описаниям и иллюстрациям, предлагаемым в литературе по современным видам спорта, стараясь избегать при этом стилизации античной практики под современность.

ИЗ ИСТОРИИ АНТИЧНОЙ БОРЬБЫ

В древнегреческом языке существовало несколько названий для борьбы (табл. I, 1). Самым распространенным среди них было náA^ («борьба»)3, от ко-

Янзина Эвелина Вячеславовна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры классической филологии филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

1 Янзина 2008.

2 Янзина 2010.

3 Hom. Il. XXIII. 635; Od. VIII. 206; Pind. Olymp. VIII. 20; Aristoph. Eq. 1238; Eurip. Alc. 1031; Thucyd. I. 6; Plato. Leg. 795 b; Paus. I. 35. 6; Plut. Quaest. conv. 638 d; Antyll. ap. Oribas. VI. 28. 3; IG IV. 428 (= Moretti 1953, № 40) (Сикион, 260-220 гг. до н.э.); I. Lindos 699 a, b 1 (= Moretti 1953, № 47) (172 г. до н.э.); I. Priene 268 b 6 (= Moretti 1953, № 48) (сер. II в. до н.э.); IG XIV 746, 10 (= IGR I 445 = Moretti 1953, № 67) (Неаполь, 90 г. н.э.); IG XIV 747, 15, 18 и др. (= IGR I 446 = Moretti 1953, № 68) (ibid., 110 г. н.э.); IGR III 1012, 22 (= Moretti 1953, № 85) (Лаодикея (Сирия), 221 г. до н.э.) и др.

7 8 9

Таблица I. 1 - Борьба. Амфора геометрического стиля. Около 750 г. до н.э. Аргос, Археологический музей, G. 209 (по: Miller 2004, fig. 29); 2 - Борьба. Чернофигурная чаша Гейдельбергского мастера. 530 г. до н.э. Флоренция, Археологический музей, 3893 (по: Gardiner 1930, fig. 168); 3 - Разрешенные захваты. Гемма греко-римского времени (по: Poliakoff 1987, fig. 13); 4 - Поединок Аталанты и Пе-лея. Чернофигурная амфора. Конец VI в. до н.э. Мюнхен, Staatliche Antikensammlung und Glyptothek, 1541 (по: Gardiner 1905, fig. 13); 5 - Борьба. Греческая ваза. 480 г. до н.э. (по: Poliakoff 1987, fig. 29); 6 - Мраморная копия бронзовой группы 300 г. до н.э. Флоренция, Галерея Уффици, 216 (по: Poliakoff 1987, fig. 46); 7 - Борьба в партере (äMvSnou;, тоАлац). Панафинейская амфора. 360-359 гг. до н.э. Афины, Национальный музей, 20046 (по: Poliakoff 1987, fig. 42); 8 - Борьба в партере (aXlvS^oi^, тоАлац). Греческая ваза. 360-359 гг. до н.э. (по: Poliakoff 1987, fig. 33); 9 - npoßoA,^. Борец из Геркуланума. Бронза. Свободная копия греческой статуи 300 г. до н.э. Одна из двух неаполитанских статуй (по: Gardiner 1930, fig. 153)

торого произошло слово «палестра» (яаАяьатра), обозначающее место для гимнастических упражнений. В поэтическом языке употреблялось существительное яаАшацоаиуп или его «асигматический» вариант яаАшцооотп («искусство борьбы, борьба»)4. В некоторых памятниках античной литературы и эпиграфики встречается также слово povonaAn («простая борьба»)5, которое было, по-видимому, придумано для того, чтобы отличать борьбу от панкратиона, включавшего в свой арсенал как приемы борьбы, так и кулачного боя.

В основе латинских наименований борьбы (lucta, luctatio и luctatus) лежит корень *lug-, общий с корнем греческого слова AuyiZsiv («изгибать, вертеть, поворачивать»)6, которое ритор и ученый II в. н.э. Поллукс относит к числу борцовских терминов7.

О происхождении этого вида спорта известно крайне мало. Изобретение борьбы приписывалось таким мифологическим персонажам, как Афина, Форб8, Тесей9 и дочь Гермеса Палестра10. В числе первых победителей были Геракл11, Теламон12 и Пелей13.

В программу Олимпийских игр борьба входила не только в качестве самостоятельного вида спорта, но и как составная часть пентатлона. Кроме того, техника борьбы использовалась панкратиастами. В Олимпии состязания в борьбе среди мужчин были введены на 18-й олимпиаде (708 г. до н.э.)14, а среди мальчиков -на 37-й (632 г. до н.э.) (Paus. V. 8. 9).

В борьбе, как ни в каком другом виде спорта, находила наивысшее выражение присущая эллинам агональность15. Борьба лучше всего раскрывает возможности человека, ибо для победы в этом виде состязаний необходима не только физическая сила16, но и интеллект. Плутарх в одной из «Застольных бесед» (638 d) назы-

4 ПаХаюростотп: Hom. Il. XXIII. 701; Q. Smyrn. IV. 215; Nonn. Dionys. X. 332; Xenophan. Fr. II. 18; Simon. XVI. 2. I. Priene 268 c 2 (= Moretti 1953, № 48) (сер. II в. до н.э.) и др. ПаХа1р.остотп: Hom. Od. VIII. 103, 126; Tyrt. Fr. XII. 2 и др.

5 Bacchyl. XII. 8; Inschr. v. Olymp. 164 (= Moretti 1953, № 20) (380-350 гг. до н.э.); Syll.3 274 IV. 3 (Дельфы, 336-332 гг. до н.э.).

6 Walde, Hofmann 1938, 826.

7 Poll. III. 155. См. также раздел «Захваты».

8 Schol. Pind. Nem. V. 89 b.

9 Paus. I. 39. 3; Schol. Plato. Leg. 796 a.

10 Philostr. Im. II. 22.

11 Paus. V. 8. 4.

12 Schol. Pind. Pyth. Hyp. a.

13 Dio Chrys. XXXVII. 14.

14 Paus. V. 8. 7; Philostr. Gymn. 12. О возрастных категориях на Олимпийских и других античных играх подробнее см.: Янзина 2004, 30.

15 Не случайно на всем протяжении истории античной литературы борьба получала большой отклик именно у древнегреческих авторов, произведения которых содержат как прямые описания борцовских поединков, так и всевозможные сравнения и метафоры, заимствованные из этого вида спорта. Любопытно, что в римской литературе связанные с борьбой реалии упоминаются гораздо реже: латинские писатели отдают большее предпочтение другому античному единоборству - кулачному бою. Об агональном начале в греческой культуре см.: Burckhardt 1898-1902; Йегер 2001; Марру 1998; Зайцев 1985 и др.

16 Ср. Bacchyl. XII. 8 (уишАк^ р.о"иуолаХа - «крепкочленная борьба»); Philostr. Gymn. 11 (na^n картера каь... äleyeiv^ - «борьба, испытывающая силу и приносящая боль»); I. Lindos 699 b 1-2 (тац ßарu%ефа na^v... кратен - «побеждать в тяжкорукой борьбе») и др.

вает борьбу «самым искусным и хитроумным из соревнований» (xsxviKrnxaxov ка! navoupyóxaxov xrnv á0AnM-áxrov)17.

Интеллектуальный характер этого вида спорта неоднократно подчеркивался и в других произведениях античной литературы, начиная от «Илиады» Гомера и кончая греческими эпиграммами.

Гомер, повествуя в XXIII песни «Илиады» о борьбе Одиссея и Аякса, характеризует действия сына Лаэрта такими словами (725): SóA,ou 8' ой A,^0sx' OSuaasúq -«Одиссей не забыл ухищренья».

В «Филоктете» Софокла Неоптолем называет того же Одиссея «мудрым борцом», но при этом отмечает, что «мудрые планы часто оказываются бессильными» (431-432 - Еофо^ naAaiar^ Ksívoq, áXXa xal аофа!/ yvrnpai ... épno8íZovxai 0apá).

В одной из эпиграмм Симонида сказано, что прославляемый в ней борец Ари-стодам из Элиды был дважды увенчан в Дельфах, дважды в Немее и один раз -в Олимпии, взяв верх не мощью (букв. шириной) телесной, а мастерством (Anth. Gr. app. XIII. 1-2 (= Ebert 1972, № 34): "Ia0p,ia 8ц, Nép,sa 8ц, OA,ü^nia éaxsфavю0nv,/ ой nAáxsí viKrnv om^axoq, áXXa xé^va).

Герой другой греческой эпиграммы гордится своим «не пропавшим даром» искусством, благодаря которому он, не претерпев ни единого падения, повалил на песок троих сверстников (xoüq xpiaaoüq ouvo^áA.iKaq е'ц kóviv [á]nxrnq/ ^psioa xs^vai yaüpoq ой K[s]vai ysyrnq)18.

Борьбой занимались такие выдающиеся древнегреческие мыслители, как Сократ и Платон. И если Сократ практиковал ее скорее для собственного удовольствия (Plato. Symp. 217 c), то Платон принимал в свое время участие в одном из главных панэллинских фестивалей - Истмийских играх19.

Интерес к борьбе проявлял и один из основателей софистики Протагор. Диоген Лаэртий, перечисляя труды знаменитого философа, упоминает среди них и сочинение Пер! náAn? («О борьбе»), специально посвященное этому виду спорта (Diog. Laert. IX. 55; cp. Plato. Soph. 232 e).

Искусными борцами традиция представляла некоторых древних правителей, начиная с египетского царя Птолемея II Филадельфа и кончая византийским императором Василием I20.

17 Здесь и далее (кроме специально оговоренных случаев) переводы с древнегреческого и латинского выполнены автором статьи.

18 I. Priene 268 (= Moretti 1953, № 48 = Ebert 1972, № 73) (вторая половина II в. до н.э.). Ср. также Anth. Gr. XVI. 2 (= Ebert 1972, № 12); Paus. I. 39. 3; Nonn. Dionys. XXXVII. 576. Редким исключением на этом фоне является эпиграмма, посвященная спартанскому борцу Дамагету (Anth. Gr. XVI. 1), в которой он с гордостью противопоставляет себя атлетам из Мессены и Аргоса, которым помогает одерживать победы их мастерство. Сам же Дамагет побеждает благодаря собственной силе, как и подобает всем спартанцам (kelvoi xexvaevxe^' eyrn ye ^ev, ю елеогке/ то

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком