научная статья по теме АНТИЧНЫЕ ДРЕВНОСТИ АНАПЫ СКЛЕПЫ В ГОРГИППИИ Физика

Текст научной статьи на тему «АНТИЧНЫЕ ДРЕВНОСТИ АНАПЫ СКЛЕПЫ В ГОРГИППИИ»

Античные древности Анапы

Склепы в Горгиппии

Ви|ГгТ г I" ' I I —-

-■•С* , - | т^? » 4

Е.М.Алексеева

«тан

Ж1

мим

: ___ВД^Щ,; %ЙЙ

_ - ■ V к

тай 1 чц^

ЧИ'ЧИ^:!

Археологический заповедник «Горгиппия» на набережной Анапы.

Фотографии предоставлены Институтом археологии РАН

Екатерина Михайловна Алексеева,

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института археологии РАН. Руководила исследованиями Анапской экспедиции в 1972—2000 гг. Область научных интересов — археология, история классического общества, античная культура Средиземноморья и Причерноморья.

Летом 1975 г. Анапская экспедиция Института археологии АН СССР планово работала на нескольких участках в пределах городища Горгиппии, его некрополя и на хоре полиса*. В курортном городе археологические работы проводятся только в местах строительства. В воскресенье вечером на базу экспедиции зашел строитель. (Огромная ему благодарность! Имя его осталось неизвестным. Обычно строители скрывают находки, чтобы «не осложнять себе жизнь».) Он попросил посмотреть на то, что никак не может разбить мощным экскаватором. На дне котлована под строящийся 12-этажный жилой дом в центре города на ул.Горького лежали огромные блоки из ракушечника с тонким слоем известки с одной стороны. Выглядели они современно и не предвещали сенсации. Часть камней, вынутых из свода и одной из люнет (арочного проема в своде, ограниченного снизу горизонтально), успели отвезти в Джемете на строительство новой школы, и там их залили асфальтом. Через день мы поняли, что над скалой виден свод каменного склепа, но никто даже представить не мог, что ждало нас впереди и как трудно будет все это сохранить. Камни свода лежали на 80 см ниже анапского асфальта. Над склепом десятилетиями стояла увитая виноградом беседка в саду маленького домика радушной греческой семьи. В городе большая диаспора греков, большинство гордится древностями их прародины. Еще через день стало ясно, что склеп ограблен в древности: из замкового ряда кладки свода вынут один камень. При совершении захоронения склеп не засыпали землей, оттого было легко его ограбить за ночь. Разграбление могил широко практиковалось во все времена. Археологи встречают надгробия, на которых рядом с эпитафией написаны проклятия тем, кто придет совершить это зло. В лаз, проделанный ворами, за века просочился грунт и заполнил погребальную камеру доверху.

Раскопки склепа

Склеп оказался монументальным сооружением. Он был сложен насухо из больших пиленых камней разного формата (например, блок перекрытия дверного проема — 2.0х0.5х0.5 м) и впущен в рыхлую скалу (с прослойками глины) до пяты

* См. первую статью авторского цикла: Алексеева Е.М. Античные древности Анапы. История Горгиппии // Природа. 2014. №10. С.36—46.

© Алексеева Е.М., 2014

свода. Полуциркульный свод опирался на две боковые стены и удерживался средним замковым рядом камней. В погребальную камеру вел короткий дромос (входной коридор) с каменными стенами без перекрытия, равный по величине каменному саркофагу. Высота стен дромоса — 2.3 м. От погребальной камеры его отделяла массивная двустворчатая каменная дверь (1.6х 1.26 м). Снаружи ее прижимал засов — массивное бревно, от которого уцелели только пазы в боковых стенах для упора его концов. Дверь и засов снаружи были за-бутованы плотной кладкой из рваных камней.

Площадь погребальной камеры — 13 м2, высота от плит пола до центра свода — 3.4 м. Пол сложен из массивных выпиленных из ракушечника плит, они продолжались и в дромос. Свод и стены по-

Дромос и свод склепа с фресками.

гребальной камеры целиком оштукатурены. Белое известковое покрытие толщиной 1—2 см нанесено в один слой, содержало толченые раковины и песок, выглядело грубым. Сразу стало понятно, что склеп относится к первым векам нашей эры. Для римской эпохи обычна именно такая тонкая и грубая штукатурка, в отличие от многослойных штукатурок эпохи эллинизма с тончайшим подкрасочным слоем и мраморной пудрой в нем. Штукатурка склепа хорошо связана с пористым камнем, ее сохранность находится в прямой зависимости от кладки под ней. Две люнеты склепа, несущие наиболее информативные сцены росписи, сложены из мелких камней разной величины, отчего фрески на них пострадали больше всего, особенно во время разборки склепа.

Мы удаляли грунт через отверстие, устроенное строителями. Пока изнутри освобождался свод, росписи не производили впечатления. На белой штукатурке были видны редкие красные пятна, как выяснилось позже — стилизованные лепестки роз. По мере того как убиралась земля и мы опускались вниз, наше удивление возрастало. Каждый пласт вынутого грунта открывал новые орнаменты и сюжеты. Рисунки плохо просматривались, так как были кальцинированы высолами, загрязненными грунтом. Часть сюжетов мы не увидели до сих пор — реставрация идет чрезвычайно медленно, высолы убираются вручную сантиметр за сантиметром. Фрески реставрируются в Москве и передаются затем в Анапский музей. Боюсь, что моей жизни не хватит, чтобы увидеть результаты полностью.

Когда склеп освободили от земли, в него стала интенсивно поступать грунтовая вода (да не из одного места, а по всей площади — она просачивалась между скальных слоев, разделенных материковыми глинами), быстро наполнившая склеп

до высоты в 1.5 м (уровень стояния грунтовых вод в Анапе за 2 тыс. лет значительно повысился). Ракушечник и штукатурка пропитывались влагой, отчего кальцинированные соли в местах слабого загрязнения становились слегка прозрачными. Мы удивлялись изобилию узоров, разнообразию сюжетов, яркости красок, варварской экспрессии, насыщенности всего и всем. Мы понимали, что перед нами не простое украшение стен: каждый узор и каждая сцена в погребальной архитектуре имеют глубокий смысл. Предстояло срочно фиксировать пропитанные водой фрески, чтобы успеть до заморозков их спасти. Непросто было пробудить у города понимание значимости находки. Сложно с откачкой воды: приехала помпа, но без рукавов, завтра — все наоборот. И так день за днем. Тогда не существовало современных средств фиксации, и пленку с цветными слайдами приходилось «доставать». Простые вопросы с техникой каждый раз заново решались по звонку министра культуры РСФСР председателю Горисполкома. Казалось, огромная гиря тормозит процесс. Для удобства фиксации фресок было решено вырыть рядом со склепом отстойник для грунтовых вод. Первый удар ковша экскаватора пришелся на крышку каменного саркофага — так в метре от склепа с фресками был открыт «скальный» склеп (склеп II 1975 г.). Он целиком вырублен в скале, сводчатый потолок имел в середине проем, равный размеру саркофага. Высота стен до пяты свода — 2 м, площадь — 10 м2. Склеп оказался целиком засыпан рушенным скальным грунтом, вынутым при его рытье. Судя по составу погребального инвентаря (скелеты истлели полностью), он содержал мужское погребение в саркофаге, украшенном резным орнаментом, и захоронение двух девочек в соседнем. Наиболее богатый инвентарь содержал саркофаг с мужским погребением, до-

рогие и художественно исполненные предметы лежали также на полу склепа между саркофагами. Комплекс сохранился никем не потревоженным. В 1976 г. при зачистке скального грунта вблизи дромоса расписного склепа была открыта вырубленная в скале могила, перекрытая огромной плитой дикарного камня. Ее заполняла жидкая грязь, в которой от некогда богатого погребения уцелели пластина из тонкого золотого листа с рельефным зооморфным изображением и массивный перстень из цельного золота с геммой. Перстень идентичен двум другим из мужского погребения в скальном склепе.

Спасение фресок

Возник вопрос — что делать с раскопанным склепом? Решать проблему водоотвода и создания особого режима на месте обнаружения склепа никто не брался. Холода приближались, склеп был полон воды. Строительство стояло. Экспедиция решила разобрать склеп на блоки с маркировкой камней и осыпей штукатурки. Эту работу мастерски выполнил бессменный организатор экспедиции, ныне покойный Александр Шавы-рин. Стоя в воде, он стропил каждый камень, ежедневно «выбивая» у руководства города помпу, подъемный кран и погрузчик. Разобранный склеп был передан под охрану музею и зимовал на деревянном помосте, обшитый досками, на территории современного археологического заповедника. Тогда это был лишь большой раскоп в Гор-гиппии, статус заповедника он получил после того, как ЮНЕСКО признало анапские склепы 1975 г. выдающимся открытием года. Зимой кто-то проник в ангар с блоками и попытался выпилить для себя один из лучших мужских ликов, обведя его грубой канавкой, наивно полагая, что тот упадет ему в руки, но штукатурка плотно держалась на пористом камне. Следующим летом встала задача — спилить фрески с блоков со слоем камня. Это также оказалось непросто, хотя бы потому что струнную пилу удалось найти только в Армении, в Институте силикатов и камня. Пила сняла фрески с блоков со слоем камня толщиной 4 см для реставрации и дальнейшего экспонирования в закрытом помещении.

Следует сказать, что на сегодняшний день это практически единственные сохранившиеся фрески античной эпохи в нашей стране. В Северном Причерно-

морье (преимущественно вблизи Пантикапея, а также около Фанагории и в меньшей степени в некрополях Херсонеса и Ольвии) в XIX в. Императорской археологической комиссией исследовались десятки расписных склепов эпохи эллинизма и римского времени. Живопись зафиксирована акварельными рисунками и интерпретирована в фундаментальном труде с огромным «Атласом» [1, 2] блестящего российского историка М.И.Ростовцева, действительного члена Петербургской академии наук, профессора Петербургского университета, а в эмиграции — профессора Винконсинского и Йельского университетов. Все эти росписи давно утрачены, а место склепов утеряно. Войны, революция, разруха беспокойного XX в. не оставили им ни малейшего шанса. Только в Керчи сохранен на месте открытия так называемый склеп Деметры (с огромным ликом богини в центре свода), но доступ в него закрыт из-за критического состояния росписи. Несколько лет назад еще существовал перенесенный в Анапу из станицы Анапской подкурган

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком