научная статья по теме ANTONI А. KAMINSKI. MICHAIL BAKUNIN. ZYCIE I MYSL Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «ANTONI А. KAMINSKI. MICHAIL BAKUNIN. ZYCIE I MYSL»

m

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

Славяноведение, № 4

ANTONIA. KAMINSKI. MichailBakunin. Zycie i mysl. Wroclaw, 2012. T. 1. Od religii milosci do filozofii czynu (1814-1848). 736 s.; Wroclaw, 2013. T. 2. Podpalacz Europy (1848-1864). 542 s.

АНТОНИ А. КАМИНЬСКИЙ. Михаил Бакунин. Жизнь и идеи. Т. 1. От религии любви к философии действий (1814-1848); Т. 2. Поджигатель Европы (1848-1864).

За год до 200-летия М.А. Бакунина польский исследователь А. Каминьский (Вроцлавский университет) выпустил два тома его биографии, отличающиеся редкой в наши дни полнотой и научной добросовестностью. Как известно, в жизни и мыслях этого основателя анархизма важное место занимал славянский вопрос. В частности, ему принадлежит приоритет в выдвижении идеи всеславянской федерации, цель которой - освобождение народов от имперского гнета. Эту идею подхватили и развили видные представители практически всех славянских народов, к концу XIX в. она обрела новое дыхание, в основном благодаря политикам и мыслителям новой генерации (лидером среди которых можно считать Т.Г. Масарика), а после Первой мировой войны она реализовалась в политической практике. Бакунин неоднократно подчеркивал, что свободная федерация славянских народов может стать ядром и свободного союза всех европейских народов. Так и случилось в ходе образования Европейского союза с учетом того, что славянские народы примкнули к его ядру, а не наоборот, как предполагал Бакунин.

Эту общую установку надо учитывать при рассмотрении книги Каминьского, особенно тех ее частей, в которых речь идет о славянском вопросе. Поскольку и его предшественники (с должной похвалой он ссылается на исследования отечественных славистов, в числе которых - В.А. Дьяков,

С.А. Фалькович, Ю.А. Борисенок и др.), и сам автор детально проработал тему «Бакунин и поляки», в большей мере обратим внимание на тему «Бакунин и славяне».

В первом томе описаны детство и юность Бакунина, его «пленение» немецкой классической философией, дан анализ прощания с философией, вызванный переездом (недобровольным) из Германии в Цюрих. 1844-1848 годы трактуются в книге как время становления Бакунина-революционера, показано, что на это становление оказал существенное влияние И. Лелевель, мыслитель-демократ и борец за независимость Польши. Он был одним из тех, кто готовил наступление «весны народов» 1848 г., и освещение его контактов с Бакуниным - несомненное достоинство книги.

Правда, история польских связей Бакунина характеризуется гораздо большей длительностью. Еще в 1834 г., находясь в городе Молодечно (Белоруссия) на армейской службе (после окончания артиллерийского училища в Петербурге), он установил первые знакомства с поляками, а главное - признал их право на национальную свободу, мало кем из русских писателей и мыслителей допускаемое (достаточно вспомнить известные стихи А.С. Пушкина или Ф.И. Тютчева). Будучи на военной службе, он изучал положение не только польских «верхов», но и восточнославянских «низов». И уже тогда, полагает Каминьский, он пришел к далеко

не тривиальным выводам, что дружество между этими народами должно строиться на началах взаимного уважения. «К своим, - пишет автор, - практическим знаниям о структуре национальностей и настроениях, господствующих на восточных землях бывшей Речи Посполитой, Бакунин будет возвращаться неоднократно, дискутируя как с поляками, так и с русскими о границах и будущем устройстве независимой Польши и демократической России» (Т. 1. S. 122).

Встречи с поляками в 1834-1844 гг. носили в основном эпизодический характер. Но они не могли не приобрести нового качества в связи с его пребыванием в Париже и Брюсселе. В Париже после решения от 26 октября 1844 г. о лишении Бакунина прав, чинов и званий он стал первым русским политическим эмигрантом, но при этом и защитником интересов восточнославянских народов. С учетом этого шли «споры о том, где должна проходить граница между возрожденной Польшей и демократической Россией» (Т. 1. S. 282) - и должным автономным статусом украинского и белорусского народов, также жаждавших свободы.

К мечтаниям Бакунина о судьбах славянского единения Лелевель склонен был прислушиваться, но его парижские друзья не разделяли чувства доверия к «русскому скифу». Часть из них тоже ориентировалась на славянское единение, но под эгидой Запада, которым «очаровывал» в лекциях в первой половине 1840-х годов А. Мицкевич в Коллеж де Франс.

В целом Каминьский выводит увлеченность Бакунина славянским вопросом от влияний Лелевеля, но вот украинский историк анархизма М. Драгоманов считал, что этот вопрос нельзя решать однозначно. «Для меня темен вопрос о генезисе славянофильства Бакунина, - замечал он в письме к И. Франко от 22 августа 1894 г. -Пишет он, что началось оно в 1846 г., тогда он был в Париже, где славянофильствовал по-своему Мицкевич» («Листування 1вана Франка та Михайла Драгоманова». Львiв, 2006. С. 284). Поляки пробудили этот интерес, но какие? - спрашивал украинский исследователь. Важно другое: и Лелевель, и Мицкевич, и более революционаристски настроенные приятели Бакунина остались как бы в тылу: он выковывал свой вариант славянофильства, точнее, вырабатывал собственные проекты решения славянского вопроса.

И здесь не меньшую роль играли чехи -роль, не в достаточной мере освещенную

отечественными исследователями. Ка-миньский сделал в этом отношении заметный шаг вперед, показав, что еще до появления на баррикадах в Праге Бакунин устанавливал продуктивные контакты с чехами.

О «чешском вопросе» он поначалу узнал в 1846 г. от польского публициста Э. Хоецкого, а к 1847 г. голос Бакунина уже достиг Праги. До 1848 г. Бакунин слышал о Ф. Палацком и Й. Фриче (с ним вступил даже в переписку), не говоря уже о том, что он был знаком с идеями П. Шафарика и Я. Коллара. Но полномасштабное знакомство с чехами - а через них со славянским делом - происходило непосредственно в конце мая 1848 г., после того, как Бакунин покинул Вроцлав (город, в котором о славянском деле говорили в основном революционно настроенные немцы) и прибыл в Прагу, сразу окунувшись в атмосферу Славянского съезда.

Автору присуще интегральное видение этого крайне значимого для будущего славянства события. С его детального описания и начинается второй том книги - «Поджигатель Европы». Естественно, данная аттестация принадлежит не современному исследователю, Бакунина именовали так его враги справа и друзья (в том числе фальшивые) слева. Описывается сложная траектория его движения - с остановками для революции: Вроцлав - Прага - Берлин -Хемниц, где он подвергся аресту в 1849 г.

Революция потерпела крах, а Бакунин в качестве узника, ссыльного и беглеца прошел не менее сложные маршруты, на которых он был в кандалах: Хемниц - Дрезден - Кенигштайн (где был приговорен к смертной казни) - Прага - Оломоуц - Краков (где его передали в мае 1851 г. русским властям) - Петропавловская крепость - Шлиссельбург -Омск - Томск - Забайкалье - Красноярск - Николаевск-на-Амуре - о. Хоккайдо - Сан-Франциско - Панама - Нью-Йорк - Ливерпуль - Лондон. Невероятно для человека немолодого и ослабленного тюрьмой и ссылками, хотя почти по такому же маршруту следовал совсем уже в немолодом возрасте другой политик и мыслитель, завершивший его в Праге, -Т.Г. Масарик.

В Лондоне - новые политические союзы и столкновения, даже с соратниками, и новые творения, включая послание «Русским, польским и славянским друзьям» и «Народное дело. Романов, Пугачев или Пестель?». Заключительная глава тома - о революции, на сей раз в Польше в 1863 г.,

также завершившейся неудачей и тоже сподвигнувшей Бакунина на новые идеи.

На фоне богатейшей событиями биографии Бакунина Каминьский стремится охватить богатство направлений в решении славянского вопроса с учетом мощного воздействия на этот процесс лидеров политических сил Австрийской империи, пытавшейся использовать славянство для противостояния растущему германскому единению то ли в виде республики (как предполагалось Франкфуртским парламентом), то ли монархии (а с 1871 г. - тоже империи). Российская же империя видела в славянстве своего рода предмостные укрепления от революции.

Большинство представителей политических течений Германии считало славянство не способным к независимости, равно как течений Франции, революционные правители которой с далеко идущими намерениями направили в сторону России именно Бакунина. В 1848 г. в Праге он, будучи представителем русско-украинской секции (наряду с польской и чешско-словацкой), поставил проблему революцио-низации славянства, дистанцировавшись от австрославизма. И она, по его убеждению, была возможна как революция по преимуществу аграрных народов.

«Мощный напор Бакунина с целью демонтажа империи Габсбургов не вызвал широкого ответа со стороны участников съезда. Большинство делегатов, главным образом чехи, украинцы и южные славяне, но также часть поляков из Галиции, стояли на умеренных позициях или даже консервативных, ограничивая свои цели реструктуризации монархии и придания ей формы федерации, состоявшей из автономных провинций», - пишет Каминьский (Т. 2. S. 52). Бакунин не принял этого, ринувшись в вихрь собственно революционных событий, организованных пражской молодежью, хотя до этого сдерживал ее порывы. Восстание длилось семь дней, но 17 июня Прага была подавлена артиллерией австрийца А. Виндишгреца.

И начался обратный путь - в западном направлении, путь с новыми восстаниями: Вроцлав - Берлин - Дрезден - Лейпциг -Хемниц. А также пересмотр революционных установок. Бакунин предстал демократичным панславистом, придерживаясь позиций революционного славянофильства, федеративного славизма (Т. 2. S. 64).

Все эти определения схватывают некие части мировоззренческих позиций Бакунина, но он уже тогда шел дальше - и подходил к позициям анархизма.

Славянское дело Бакунина, по его же словам - высшее достижение его жизни, встретило разные толкования в среде и революционеров, и консерваторов на Западе. Но их объединило недоверие к его инициативам, которое обратилось обвинениями в служении царю. В чем причина этой клеветы, циркулировавшей в среде и польской аристок

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком