ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ, 2014, том 35, № 2, с. 19-32
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РЕШЕНИЯ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ПСИХОЛОГИИ
© 2014 г. Ю. Я. Голиков
Доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института психологии РАН, Москва
Анализируются современные методологические исследования в психологии в контексте особенностей формирования постнеклассической научной картины мира. Показана необходимость более активного включения психологии в общенаучные процессы. Описаны различные варианты антропного принципа, отражающие представления о связи объекта и субъекта в процессе эволюции материального мира. Предлагается психологическая интерпретация антропного принципа, направленная на совершенствование и развитие психологического знания о человеке. Определен научный потенциал данного принципа как теоретического основания актуальных и перспективных направлений психологических исследований.
Ключевые слова: научная картина мира, постнеклассическая рациональность, универсальный эволюционизм, общесистемные законы эволюционного развития, антропный принцип, космическая психология.
Следствиями научно-технических достижений на рубеже ХХ-ХХ1 в. явились кардинальная перестройка теоретических оснований науки, смена типа научной рациональности, усиление тенденций синтеза знаний и гуманистических ценностей и зарождение постнеклассической науки, в которой стираются жесткие границы и возрастают взаимосвязи между различными научными дисциплинами, переосмысливаются принципы и концептуальные основы отдельных научных картин реальности, формируется единая научная картина мира на базе общенаучных принципов.
В центре исследований основных научных направлений сегодня находятся мировоззренческие и социокультурные проблемы выбора путей развития науки и общества, изменения фундаментальных оснований культуры, преодоления потенциальных опасностей новых технологий, экологических, политических и экономических кризисов в условиях глобализации и перехода к постиндустриальному обществу. Так, на основе результатов философского анализа состояния жизни нашей цивилизации на современном историческом этапе В.С. Степин и В.И. Толстых приходят к выводу о том, что в настоящее время человечество переживает "переломную ситуацию глобального и парадигмального кризиса", карди-
нальных социальных изменений, напряженного поиска "глубинных смыслов человеческого бытия и его ценностей" [48, с. 14]. Они показывают, что ценностный кризис, или кризис "оснований" нашего бытия, поставил "вопрос о сохранении не только природы, но и судьбы сложившихся социальных отношений человечества, очевидная несправедливость и безысходность которых породила - впервые в истории человечества! - проблему самовыживания" [там же, с. 19].
Огромный вклад в современную науку внесли фундаментальные космические исследования Солнечной системы, звезд, галактик и других объектов Вселенной, которые позволили получить новые научные данные о глобальной структуре Вселенной, ее происхождении и эволюции, возможности существования жизни в ней. Радикальные преобразования астрофизических и космологических представлений о Вселенной, а также перестройка картин реальности в биологии, физике, науках о Земле и интеграция этих картин и стали фундаментом создания общенаучной картины мира.
Теоретическим основанием интеграции описаний всех сфер бытия: неживой природы, органического мира и социальной жизни - в целостную научную картину явилась концепция универсаль-
ного (глобального) эволюционизма. Данная концепция, обозначающая глубокую внутреннюю взаимосвязь всех уровней организации Вселенной и представляющая всю ее историю - от возникновения до появления разумной жизни - как единый процесс самоорганизации и эволюции материи, стирает границы между науками о природе, человеке и обществе и задает направление междисциплинарного синтеза знаний, совместного развития естественного и социогуманитарного познания. Гуманитарный смысл концепции придает включение человека в эволюцию Вселенной как неотъемлемый, закономерный этап в ее развитии. Существенную роль в утверждении этих положений универсального эволюционизма играет антропный принцип, предполагающий существование множества вселенных, на определенных этапах эволюции которых допускается возникновение разумной жизни, и формулирующий фундаментальные условия ее появления [4, 23-27, 36, 41, 47, 59, 62].
Концептуальные представления целостной картины мира формируют комплекс общенаучных мировоззренческих и нравственных проблем, выходящих за пределы насущных задач сохранения жизни на Земле и требующих поиска новых стратегий развития цивилизации и научного познания, новых смыслов, систем идеалов и ценностных ориентиров. К этим проблемам относится поиск роли и места человека и нашей цивилизации во Вселенной; путей эволюции нашей цивилизации на Земле и в космосе.
Естественно, становятся актуальными вопросы отношения к этим проблемам психологии, взаимосвязи ее теоретико-методологических средств с концептуальными представлениями общенаучной картины мира, определения того, какой вклад может внести психология в решение поставленных проблем; на каких теоретических основаниях должны быть построены подходы и позиции исследования психологических аспектов данных проблем.
Настоящая статья посвящена рассмотрению возможных вариантов теоретических оснований решения актуальных проблем психологии, возникающих сегодня в условиях фундаментального преобразования всех направлений научного познания. В соответствии с этой целью материалы статьи раскрывают содержание исследования следующих задач: анализ концептуальных представлений, развиваемых в современной постне-классической науке и составляющих ее систему теоретических оснований; анализ основных направлений методологических исследований в
психологии; выбор парадигмы перспективного развития психологии как теоретического основания формирования ее интегративных взаимосвязей с общенаучной картиной мира.
СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ
Наиболее существенные особенности настоящего этапа развития науки, отмеченные выше: изменение концептуальных представлений научной картины мира, формирование постнеклас-сической научной рациональности, возрастание взаимосвязей между различными научными дисциплинами, преобразование всех направлений научного познания - оказывают влияние и на психологию. Отражением данных особенностей в нашей науке следует полагать широкое обсуждение современного состояния, тенденций и путей развития психологического знания, а также методологических проблем, возникающих сегодня в условиях перехода к постнеклассической науке: анализа роли и места психологии в общенаучной картине мира; предмета и метода исследований; взаимоотношений естественно-научной, гуманитарной, деятельностной, конструктивистской и других парадигм; поиска новых смыслов, идеалов, ценностей и мировоззренческих ориентиров; разработки стратегии междисциплинарных исследований [10, 12, 13, 29, 31, 43, 56].
При этом на текущем этапе развития психологии, как отмечает А.Л. Журавлев, приоритетными становятся именно междисциплинарные исследования вследствие того, что "сама проблема психического изначально является междисциплинарной. В ее исследовании у психологической науки нет и не может быть монополии: феномен психики по своей объективной природе предполагает междисциплинарность его изучения" [12, с. 17]. Более того, междисциплинарность "как характерное качество психологических исследований во многом определяется самим положением психологии в современной системе наук", - утверждает он, ссылаясь на согласованное мнение психологов и методологов науки о том, что "психология занимает центральное место в системе научного знания, находясь на пересечении естественных, технических, общественных и гуманитарных наук" [там же, с. 26].
Анализируя роль междисциплинарных исследований в понимании природы психики и решении фундаментальных проблем психологии: психофизической, психофизиологической и пси-
хосоциальной, - А.Л. Журавлев показывает, что в процессе реализации этих основных научных направлений предполагается обязательное обращение к результатам исследований других наук -физики, физиологии, биологии, химии, социологии. "Это означает, - подчеркивает он, - что для того, чтобы изучать природу психического, психологам необходимо выходить за пределы его непосредственного носителя" [там же, с. 29]. Кроме того, организация междисциплинарных исследований, совместных с другими науками, дает возможность, исходя из общего интереса к проблемам психического и многообразным психологическим явлениям, осуществления интеграции знания разных наук, причем результатом таких исследований "может стать порождение новых научных проблем в современной психологии" [там же, с. 32].
Современные постнеклассические представления о соотнесенности знания с ценностно-целевыми структурами субъекта познания способствовали значительному расширению масштаба психологических исследований ценностных аспектов жизни человека. В этих исследованиях, развивающих сегодня новое направление - психологию ценностей, или аксиологическую психологию, - рассматриваются проблемы природы и генезиса ценностной сферы, ценностно-смысловых оснований активности субъекта, отношений общечеловеческих и индивидуальных, научных и социогуманитарных ценностей, ценностной детерминации мышления, взаимосвязи ценностных ориентаций профессионалов с их личностными особенностями [14, 18, 20, 34, 51].
В.В. Знаков рассматривает генезис и природу общечеловеческих и индивидуальных ценностей как фундаментальную проблему гуманитарного познания; при этом он считает, что проблема ценностей занимает особое место и в психологии человеческого бытия, так как в центре внимания ее теоретических и конкретных эмпирических исследований оказываются смысловые образования, выражающие ценностное отношение субъекта к миру. Значимость аксиологических аспектов бытия обосновывается им в процессе анализа проблем гуманизма,
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.