научная статья по теме Антропологические и информационные аспекты современных форм устной и от-line коммуникации Литература. Литературоведение. Устное народное творчество

Текст научной статьи на тему «Антропологические и информационные аспекты современных форм устной и от-line коммуникации»

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Максим Юрьевич Арзуманян Даниил Юрьевич Дорофеев

Санкт-Петербургский Государственный Университет Телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича Санкт-Петербург arz83@mail.ru

АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ ФОРМ УСТНОЙ И ON-LINE КОММУНИКАЦИИ

в настоящее время, в период глобализации, информатизации и экспоненциального развития инфокоммуникационных технологий, большие изменения претерпевают формы коммуникаций. Появляются новые виды социальной организации и коммуникации, которые предоставляют множество новых возможностей и преимуществ, но, наряду с этим, имеют свои особенности, которые необходимо учитывать. В статье рассмотрены антропологические и информационные аспекты и предпосылки возникновения новых форм устной и электронных коммуникаций, выделены некоторые их характеристики и свойства для критического рассмотрения и определения областей эффективного использования.

Коммуникация, электронные социальные сети, электронный образ, принцип Web2.0.

Как показывает история, принципиальные прорывы в формах коммуникации изменяли не только особенности передачи информации, но и сам способ человеческого существования, постепенно, но необратимо влияя на особенности сознания, чувствования, восприятия, даже повседневного поведения, т.е. оказывая фундаментальные антропологические последствия. Так было и в глубокой древности при появлении и утверждении фонетического алфавита, и при широком распространении в XII веке бумаги в Западной Европе, и при создании в конце XV века технологии книгопечатания Гутенбергом. В наше время в связи с приходом и широким распространением в повседневной жизни Интернета и цифровых технологий осуществляется не меньшая по своей масштабности революция в сфере коммуникативных практик, итоговое значение которой как в антропологической, так и информационной перспективе еще достаточно трудно точно предвидеть, но необходимо уже сейчас как можно активнее включаться в ее философское осмысление. И то, что наиболее глубокие из современных философов - такие как, например,

Юрген Хабермас - видят в исследованиях проблемы коммуникаций основную философскую проблему современности, тому подтверждение. Последующий анализ стремится внести свою лепту в развертывание и анализ данной проблематики.

Развитие телекоммуникаций и информационно-компьютерных технологий показало самый быстрый рост и экспансию во все сферы человеческой деятельности за всю историю человечества. Вместе с развитием технологий возникают и ассимилируются новые формы социальной организации, межличностного общения и коммуникаций. Эти сферы претерпевают сегодня такие же динамичные и порой фундаментальные перемены, как и другие области деятельности человека. Общение все чаще перемещается в область дистанционной электронной коммуникации, для которой одним из основных средств и пространств являются «электронные социальные сети» (ЭСС). ЭСС - это сообщества в сети Интернет, взаимодействия в которых осуществляются посредством компьютерных и инфокоммуникационных технологий.

Электронная коммуникация является частью общей тенденции движения к информационному обществу. Еще во второй половине двадцатого века Маршалл Маклюэн пишет про новое общество-«глобальную деревню» [4; с.71], где становится возможна мгновенная передача информации, где стираются границы не только пространства, но и культур, где все люди становятся куда более вовлеченными в дела остальных людей и где формируется новая социологическая структура и культурное восприятие.

ЭСС возникли и набрали свою популярность за последние 10 лет, чему предшествовали оснащение общества компьютерными и инфо-коммуникационными технологиями, рост популярности использования Интернета, а также «эффект от больших чисел» (Происходит перенос (проекция) общения определенных социальных групп в среду ЭСС. Например, если в школе, в дружном классе несколько человек стали общаться через ЭСС, то скоро это распространиться на всех их одноклассников). В поисковом сервисе «Яндекс», например, запрос «ВКонтакте» («ВКонтакте» - крупнейшая ЭСС в России.) в 2008 году стал самым популярным поисковым запросом. Сегодня это самый популярный ресурс в русскоязычной зоне интернета.

Взаимодействие в рамках ЭСС

ЭСС позволяют каждому создавать свою «страницу», свой сайт, который пользователи наполняют информацией, характеризующей и представляющей их для других участников. Таким образом каждый создает свое «представление» в сети, которое он впоследствии трансформирует и дополняет, моделируя свой образ. Посредством такой «электронной аватары» (термин «Электронная аватара» введен авторами статьи, и под ним понимается электронное представление реального человека в ЭСС и других коммуника-

ционных электронных системах предполагается собрать и передать все основные сведения о человеке: его работе, интересах, верованиях и пр. В такой системе отсчета люди определяют себя через некоторый «набор потребления».(Под «набором потребления» понимается совокупность выбранных параметров и введенных фрагментов текста, описывающих пользователя. Так, например, ответы на вопросы: любимая музыка, любимые фильмы и т.д.) Используя преднастроенные инструменты ЭСС, человек конструирует свой образ в контексте коммуникационных практик с другими людьми. Инструментами моделирования образа являются визуальный (фотография) и вербальный (реплики, комментарии, и пр.) механизмы создания образа. Одним из весомых инструментов моделирования образа в ЭСС являются фотографии.

Пространство коммуникаций в ЭСС представляет собой среду, где размещается, приумножается, передается и распространяется различная информация. Несмотря на то, что ЭСС могли бы служить мощнейшим средством хранения и передачи знаний, они в основном используются для осуществления самой разнообразной коммуникации и потребления распространяемых централизованно сетевых программных сервисов, игр и пр. Такую же тенденцию можно отметить и в использовании Интернета в целом. По мнению некоторых исследователей [3], в глобальной сети не создается никакого знания, зато многократно увеличиваются возможности осуществления самых разнообразных коммуникаций. Не в знаниях, а в новых формах коммуникации, в создании привлекательных образов сила современного предпринимателя, политика, ученого, иного деятеля. В деятельности людей, в их многообразных взаимоотношениях образы становятся важнее реальных поступков и вещей.

Фотография как пример электронного образа и ее значение в электронной коммуникации.

Многие исследователи начинают отсчет новой эпохи с появления «технических образов», то есть визуальных образов, создаваемых техническими средствами: фотографией и видеосъемкой. Средства массовой информации, Интернет и ЭСС как его производная, являются мощнейшими средствами обмена и передачи технических образов. Фотография становится не просто информацией, фиксирующей и отражающей некоторое событие прошлого, а зачастую инструментом моделирования реальности, представления себя другим, воздействия на окружающих. Так, Вильем Флюссер, немецкий философ и профессор, входящий в число виднейших теоретиков «медиа», в своей работе [6] рассматривает место фотографии в системе коммуникации и проводит ее анализ как средства воздействия на сознание людей.

На современном этапе использования инфокоммуникаций уместно говорить о «феномене тотальной визуализации» (под феноменом тотальной визуализации понимается совокуп-

ность процессов различных областей жизнедеятельности, направленных на наполнение информационного пространства.), признаки которого проявляются во многих областях жизнедеятельности. Так, например, в области образования лекционные материалы переводят в визуальные презентации.

Флюссер говорит о перевороте отношений текст-фотография: «... прежде тексты поясняли образы, теперь же фотографии иллюстрируют статьи. А там, где доминируют технические образы, растет неграмотность, которая сегодня почти полностью вовлечена в современную зашифрованную в образах культуру» [6; с.70-71].

Web2.0. и гипертекст (авторство и профессионализм).

В современном обществе помимо тотальной визуализации, «перехода к образам» и увлечения фотографией, активно развивается и культивируется стремление людей быть авторами, создателями, многие стремятся рассказать миру о себе, показать себя. Принцип Web2.0, заложенный в основу функционирования ЭСС, реализует эти стремления.

Принцип наделения потребителя, в том числе и читателя, наибольшими возможностями и правами соавтора реализуется и возникает в последнее время во многих областях, например, в моделях конструирования, создания и восприятия текстов, и, в частности, в принципах современного Гипертекста - новой технологии работы с текстами на фазе компьютерного информационного обмена. Не только литература и Гипертекст, но и современные принципы построения информационных систем и даже многие материальные товары создаются таким образом, чтобы потребитель получил не готовый продукт, а некоторый конструктор для реализации своих потребностей уникальным образом.

Новые формы работы с текстами появились еще до эпохи массового использования Интернета в самой литературе. Так, в 1983 году Милорад Павич пишет «необычный» по способу изложения роман «Хазарский словарь» [5], который впоследствии номинируют на нобелевскую премию, впервые иначе, по-новому. Он создает его в виде фрагментов текста, ссылающихся друг на друга, что по смыслу и структуре очень близко современному Гипертексту. Книгу Павича можно прочесть по-разному, последовательность устанавливает читатель, решая перейти ему сейчас по ссылке, которая его заинтересовала, на другой фрагмент текста, или продолжить читать дальше. Так появилось так называемое нелинейное письмо. Согласно работам Маршала Маклюэна середины XX века [4], изменения претерпевает сам способ мышления, меняясь с линейного на более глобальное восприятие образов. Это происходит благодаря появлению новых видов средств массовой информации, прежде всего телевидения и других электронных СМИ. Меняется и принцип восприятия как информации в целом, так и литературы в частнос

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком