научная статья по теме АПЕЛЛЯЦИЯ К ЧУДЕСНОМУ В АНТИИУДЕЙСКОЙ ПОЛЕМИКЕ XII-XIV ВЕКОВ: ПОНЯТИЕ «ЧУДО» В ПОЛЕМИКЕ: КРИТЕРИИ И КОНТЕКСТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АПЕЛЛЯЦИЯ К ЧУДЕСНОМУ В АНТИИУДЕЙСКОЙ ПОЛЕМИКЕ XII-XIV ВЕКОВ: ПОНЯТИЕ «ЧУДО» В ПОЛЕМИКЕ: КРИТЕРИИ И КОНТЕКСТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ»

ЧУДЕСА СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ

УДК 94(460)"11/13"

В.Г. Долгополов

АПЕЛЛЯЦИЯ К ЧУДЕСНОМУ В АНТИИУДЕЙСКОЙ ПОЛЕМИКЕ

XII-XIV ВЕКОВ: ПОНЯТИЕ «ЧУДО» В ПОЛЕМИКЕ: КРИТЕРИИ И КОНТЕКСТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

Период XII-XIV вв. отмечен повышенным интересом к естественно-научным знаниям, в том числе в трактовке чуда. Одновременно с этим активизируется полемика против иудеев; авторы полемических трактатов активно ссылаются на представления о природе, которые должны были встретить понимание у их оппонентов. При этом в их сочинениях звучит мысль об интеллектуальном превосходстве христиан; иудеям фактически отказывают в разуме, тем самым лишая их этой сущностной характеристики человека. Поиск решения этого парадокса, а также критериев истинного чуда на фоне активной рецепции античного наследия являются основной целью первой части этой статьи.

Ключевые слова: чудо, иудео-христианская полемика, Ренессанс XII в., вера и разум, литература Adversus Judaeos Петр Альфонси, Петр Достопочтенный, Гийом Буржский, Гвиберт Ножанский, Родриго Хименес де Рада, Яков Сиверосо.

Чудо - один из важнейших феноменов средневековой культуры. Понимание его природы и его соотношение с естественными явлениями занимали умы многих мыслителей на протяжении всей эпохи. Основные особенности этого соотношения были подмечены еще Августином (354-430). Гиппонский епископ пишет, что чудеса, описанные в Библии, произошли не только по воле Божией - в них были заложены так называемые семенные причины, «которые позволили им менять свою природу»1.

1 Значительная часть таких чудес может объясняться ускорением естественных процессов (таких, как превращение воды в вино). См.: WardB. Miracles and the Medieval Mind: Theory, Record, and Event: 1000-1215. Philadelphia, 1987. P. 10.

Концепция Августина получила развитие значительно позже2, на рубеже XI-XII вв., одновременно с проникновением на латинский Запад переводов античных философских и научных сочинений. Рецепция этого наследия позволила одновременно и оспорить чудесный характер непонятных средневековому человеку явлений, и придать библейским чудесам теоретическую основу, необходимую для укрепления веры.

Августин закрепил за чудесами еще одну важнейшую функцию - знаков, данных неверным, чтобы они пришли к истинной религии (signa infidelibus data). На протяжении всего Средневековья христианские авторы создавали полемические сочинения против иудеев, главной целью которых было их обращение в христианство. Литература Adversus Judaeos в XII в. приобретает новые черты - полемисты знакомятся с традицией Талмуда и мидрашей. Знания о современном им иудаизме позволят им впоследствии опровергать абсурдные, с их точки зрения, иудейские верования, а также найти дополнительный источник для апологии христианства. Авторы антииудейских трактатов активно включают в свои сочинения элементы расширяющихся в эту эпоху знаний о природе3, в том числе при объяснении догматов христианства, и при толковании библейских чудес. Этот сюжет4 и станет главным в нашей статье.

2 Неудивительно, например, что анонимный трактат конца XI в. «О чудесах Священного писания» (De mirabilibus Sacrae Scripturae), который предлагает разумное объяснение подавляющего большинства описанных в Библии сверхъестественных явлений, долгое время приписывался Августину. См.: Goodich M. Miracles and Wonders: the development of the concept of miracle, 1150-1350. N.Y., 2007. P. 15.

3 Funkenstein A. Basic Types of Christian Anti-Jewish Polemics in the Later Middle Ages // Viator. 1971. Vol. 2. P. 373-382.

4 Несмотря на наличие достаточно обширной историографии как самих трактатов против иудеев, так и восприятия чудесного в схоластике, ученые достаточно редко пытались совместить эти два сюжета. Отдельные проблемы разобраны в монографии Анны Сэпир Абулафии, посвященной взаимоотношениям иудеев и христиан в рамках Ренессанса XII в. Однако ограниченные временные рамки, как и повышенное внимание автора к преимущественно английским и французским авторам, как нам кажется, не позволили ей в полной мере реализовать поставленные задачи. См.: Abulafia A.S. Christians and Jews in the Twelfth-Century Renaissance. L., 1995. Отдельные сюжеты, которые касаются использования в полемике с иудеями апелляции к чудесному, затронуты в книге Майкла Гудича (Goodich M. Op. cit. P. 19-25), однако этот исследователь также не ставил перед собой цель изучить специфику такой формы аргументации в межрелигиозном споре.

Открытие новых пластов знаний в ходе так называемого Ренессанса XII в. и повышенное внимание к чудесам совпало с изменениями в самой Церкви. В ней зарождается идея единства христианского сообщества под властью папы, которое могли нарушать иноконфессиональные элементы. Активизация антииудейской полемики, которую мы наблюдаем в этот период, связана именно с этой концепцией. В историографии5 утвердилось мнение, что полемисты, реализуя эту программу, сознательно стремились при-низить6 не только социальный статус иудеев, но и их интеллектуальные способности, фактически отказывая им в разуме. Лишенный этого качества иудей тем самым отделяется от всего человеческого общества. В сочинениях ряда авторов достаточно отчетливо звучит мысль о том, что иудеи подобны животным, что не мешает тем же авторам апеллировать к их разуму, в том числе рассказывая о чудесах. В самой полемической литературе в то время можно выделить два образа Иудея. С одной стороны, последователь этой религии воспринимается как недалекий человек, верящий в любые чудеса7. Это понятие вполне коррелирует с концептом иудейской слепоты,

5 См. например, ResnickI.M. Marks of Distinctions: Christian Perceptions of Jews in the High Middle Ages. Washington, 2012. P. 10; Taliadoros J. Christianised reason? Abelard, his peers and their Jewish-Christian dialogues // Melbourne historical journal. 1999. Vol. 27. P. 52; Moore R.I. The Formation of a Persecuting Society: Power and Deviance in Western Europe: 950-1250. Oxford, 1987. P. 15; Abula-fiaA.S. Op. cit. P. 4; Eadem. The ideology of reform and changing ideas concerning Jews in the works of Rupert of Deutz and Hermannus quondam Iudeus II Jewish history. 1993. Vol. 7, № 1. P. 46.

6 Исследователи называют разные причины такого изменения отношений церковных деятелей к иудеям. Р.И. Мур полагает, что они тем самым стремились оттеснить иудеев и апостатов с административных постов (Moore R.I. Op. cit. P. 34). А.С. Абулафия не видит в изменении отношения к иудеям столь явного политического подтекста. Она связывает активизацию полемики с тем, что многое доводы иудеев против христианства совпадали с теми вопросами, которые зрели в умах образованных христиан. На наш взгляд, концепция Абула-фии выглядит разумной в свете того, что полемические трактаты, номинально обращенные к некоему иудею, нередко были адресованы христианской аудитории (Abulafia A.S. Christians and Jews. P. 135).

7 В «Диалоге между иудеем, философом и христианином» Пьера Абеляра философ, закончив разговор с Иудеем, дает ему такую характеристику: "В иудеях преобладает животное и чувственное начало, они не воспитаны ни в какой философии, в вопросах веры они руководствуются одними только внешними чудесами". (Petrus Abaelardus. Dialogus inter philosophum Judaeum et Christia-num II Patrologiae Cursus Completus, Series Latina I Ed. J.P. Migne. Parisiis, 1855. Vol. 178. Col. 1633.) Это положение широко распространилось в рассматриваемую эпоху за пределы полемических трактатов, в частности, в различных сборниках exempla. Анализ пяти таких exempla приведен в статье Ж. Ле Гоффа:

образа, известного со времен Отцов. Представление о том, что иудеи могут отрицать любые чудеса, возникает достаточно поздно, во второй половине XIII в.8

С другой стороны, общение между представителями обеих конфессий дало христианским авторам понимание, что иудеи не только способны к познанию научных концепций того времени, но и могут разрабатывать свои собственные. Не менее характерен и запрет спорить с иудеями неподготовленным людям, который был утвержден рядом соборов в XIII в.9 Не мог ли он свидетельствовать о косвенном признании того, что иудеи являются серьезными противниками в споре, а значит, разумными людьми?

Безусловно, рациональное, с позволения сказать, доказательство христианских истин в споре с иудеями должно было показать абсурдность их религии и безумие ее приверженцев. Однако полемисты, апеллируя к доводам разума, должны были рассчитывать на понимание протагонистом таких аргументов. Нам кажется, что чудо, в которое одновременно нужно верить, и при этом требующее доводов в пользу своей достоверности, может быть той областью, где поиски подлинного образа Иудея с точки зрения его интеллектуальных способностей могут быть продуктивны.

Предметом этой статьи станут упоминания чудес Ветхого завета, являющегося в равной степени авторитетным текстом для обеих сторон спора. Они могут фигурировать в качестве аллегорий событий Нового завета или же стать подтверждением всемогущества Бога10. Апология евангельских чудес, ключевой сюжет полемики, требовала достаточно фундированного обоснования для не признающего их иудея. Другим важным разделом в таких

Le Goff J. Les juifs dans les exempla medievaux: le cas de l'Alphabetum Narration-um Il Le racisme: mythe et science I Éd. M. Olender. Bruxelles, 1980. P. 209-221.

8 В частности, так полагает Рамон Марти. Он говорит, что многие из иудеев, вкусив арабской философии, отрицают не только чудеса, но и некоторые слова Моисея; особенно это касается жителей Толедо. В этом случае убедить их в подлинности чудес Христа становится затруднительным. "Nam et multi Iudae miracula et multa alia dicta Moysi negaverunt, cum de philosophia Arabicorum vel modicum gustaverunt, et maxime Toletani" {Ramón Martí. Capistrum Judaeorum I Ed. A.R. Sierra. Würzburg, 1998. P. 287). Чудо занимает в сочинении Рамона столь мало места еще по одной причине - основной целью становится не доказательство божественности Христа, как у многих других авторов, а доказательство того, что он был Мессией, а также точное время его прихода.

9 Dahan G. Les intelle

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком