научная статья по теме АРАБСКИЙ МИР В НАЧАЛЕ ХХI В.: МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЕЙ И ИСЛАМИЗМОМ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «АРАБСКИЙ МИР В НАЧАЛЕ ХХI В.: МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЕЙ И ИСЛАМИЗМОМ»

ВОСТОЧНАЯ ПОЛИТИЯ

АРАБСКИЙ МИР В НАЧАЛЕ XXI в.: МЕЖДУ ДЕМОКРАТИЕЙ И ИСЛАМИЗМОМ

© 2009 Б.В. ДОЛГОВ

Либерализация и определенная демократизация общественно-политической сферы, с одной стороны, и подъем исламизма - с другой, представляют собой наиболее важные тенденции социально-политической динамики арабского мира в начале XXI в. В результате создания за последнее десятилетие в большинстве арабских стран современных демократических институтов1 часть арабского общества настроена на восприятие демократической идеи. В то же время ислам продолжает играть значительную роль, как в повседневной жизни, так и в общественно-политической практике. Дальнейшая успешная демократизация арабского общества возможна при участии в этом процессе исламского фактора. При этом каждое общество: в Алжире, Тунисе, Марокко, Египте и Саудовской Аравии, должно найти свою форму демократического устройства, наиболее соответствующую его историческому опыту.

Социально-политическое развитие большинства арабских стран в начале XXI в. характеризовалось двумя важными тенденциями: известной либерализацией и демократизацией государственной и общественно-политической сферы и подъемом исламизма или политического ислама, в том числе его радикального направления. На эволюцию арабского мира влияют как внутренние, специфические для каждой страны явления, так и внешние факторы, обусловленные глобализацией и изменениями в расстановке сил на мировой арене, происшедшими за последние два десятилетия.

От результатов демократических процессов в значительной степени зависит интеграция арабо-мусульманского мира в мировые процессы и его самоидентификация в системе мировых цивилизаций. Согласно концепции А. Токвиля (1805-1859), демократия это не только определенная форма организации общества, но и соответствующий процесс, происходящий в нем. Й. Шумпетер и У. Ростоу дополнили концепцию А. Токвиля, подчеркнув, что черты развитой демократии наполняются реальным содержанием только в условиях сложившегося гражданского общества. А именно, при активном и осознанном участии в общественно-политической жизни своеобразной "критической массы" граждан, обладающих определенным уровнем интеллектуально-духовного развития, гражданским самосознанием, образованием, соответствующим менталитетом и политической культурой, а также достаточной материальной обеспеченностью. Если таких условий в обществе нет, то, при формальном наличии всех государственно-демократических институтов, такой режим может оставаться авторитарным с элементами "управляемой" или "квазидемократии", что в известной мере имеет место в арабском мире.

В отличие от развитых гражданских обществ Западной Европы и США, арабское общество достаточно традиционно и не столь структурировано в классовом и социальном

1 Двухпалатного парламента, многопартийности, системы всеобщих выборов, относительно свободной прессы.

плане. Оно в большей степени мозаично, несет в себе черты клановости, конфессиональных, этнических, племенных и патриархальных связей. При этом необходимо учитывать, что, как подчеркивает американский исследователь Дж. Эспозито, мусульманский мир в отличие от стран Запада "по причине столетий европейского колониального господства имел всего несколько десятилетий для того, чтобы воспринять то, что на Западе было продуктом длительных процессов, включавших в себя Просвещение, Реформацию, Контрреформацию, Французскую и Американскую революции" [ЕвроБЙо, 2002, р. 267]. В то же время в результате создания в последнее десятилетие современных демократических институтов и развития экономических реформ, в арабском обществе сформировался социальный слой граждан, способных воспринять идеи демократии. Одновременно значительную роль в арабском мире продолжает играть ислам, который для большинства населения, в том числе в достаточной степени для вышеуказанного слоя демократически настроенных граждан, является регулятором повседневной жизни и общественно-политической практики. Наряду с этим, ключевой идеей исламского вероучения, как справедливо отмечает видный отечественный востоковед В.В. Наумкин, является "идея справедливости и равенства, создание общественной системы перераспределения доходов через закят, садака и другие механизмы" [Наумкин, 2008, с. 690].

В то же время развитие процессов глобализации, международного разделения труда и экономических реформ в арабских странах имело своим негативным последствием расслоение общества и обострение социально-экономических проблем, которые наряду с вестернизацией, воспринимались многими мусульманами, как явления чуждые и навязанные Западом. Поэтому подъем исламизма можно охарактеризовать, пользуясь понятийным аппаратом А. Тойнби, как своеобразный ответ исламской цивилизации на вызовы современного мира. В достаточной степени исламизм представляет собой также форму социального протеста неимущих слоев населения в условиях социально-экономического кризиса и способ донести свои требования до властей при отсутствии демократических каналов их выражения или их зависимости от власти. В современных социально-политических процессах в арабских странах легальная исламистская оппозиция, как подтверждает французский исследователь Ф. Бюрга, способна говорить "языком политического протеста, на котором могут выражаться демократические требования" [Цит. по: Сапронова, 2008, с. 95]. Исламизм как явление арабо-мусульманской общественной мысли отражает настроение части мусульман, которая считает сохранение исламской религии, культуры и исторических традиций непременным условием дальнейшего успешного развития общества. Необходимо отметить, что в начале 2000-х гг. в арабских странах наблюдается усиление внимания к мусульманской идентификации и политизации ислама, особенно в молодежной среде. Причем данный процесс имеет не только религиозный, но также культурологический и социально-политический характер. Этот феномен можно охарактеризовать как своеобразный ответ "арабской улицы" на некоторые элементы исламофобии, проявившейся в карикатурах на пророка Мухаммада, опубликованных в ряде европейских газет, неудачных высказываниях по поводу ислама Папы Римского. К более глубоким причинам относятся военно-политическое давление Запада и прежде всего США, проявляющееся в постоянной поддержке Израиля в арабо-израильском конфликте, вторжении в Ирак, а также в ливанском, афганском, иранском кризисах. Часть молодежи арабских стран политизирована и живо интересуется политическими событиями, происходящими в мире, чему способствует распространение кабельного телевидения и сети Интернета и именно молодежь в наибольшей степени страдает от нерешенности внутренних социально-экономических проблем, особенно безработицы.

Что касается террористических группировок радикального исламизма, то они провозглашают джихад против "новых крестоносцев", т.е. стран Запада во главе с США, которые, по их заявлениям, ведут "войну против ислама". Лидеры радикальных исламистов ставят своей целью создание "исламского государства" также путем джихада. Причем они причисляют к "неверным" умеренных исламистов, которые не разделяют их взглядов. Не-

обходимо отметить, что в арабских странах радикальные исламисты никак не ассоциируются с исламом, их не считают мусульманами и называют просто "террористами"2.

В Алжире после отказа его руководства в конце 80-х гг. XX в. от "национального социализма" и однопартийной тоталитарной системы, была проведена широкая демократизация общественно-политической жизни, которой не знала ни одна страна арабского мира. Наряду с этим Алжир в условиях нарастания системного кризиса столкнулся с феноменом широкого распространения исламистского движения, структурировавшегося в самую массовую политическую партию Исламский фронт спасения (ИФС) [Долгов, 2004, с. 40]. На первых в истории независимого Алжира альтернативных парламентских выборах в 1991 г. за ИФС проголосовала почти половина избирателей. Однако вмешательство армии не допустило легитимного прихода к власти ИФС, что в значительной степени способствовало радикализации исламистского движения и спровоцировало длительное вооруженное противостояние радикальных исламистов с властями. Длившееся в своей активной форме с 1992 г. по 1999 г., оно поставило Алжир на грань гражданской войны. Борьба с некоторыми группировками продолжается до сих пор.

Руководство Алжира во главе с А. Бутефликой, избранным президентом в 1999 г. и переизбранным в 2004 г., в основном подавило экстремистские силы и приступило к восстановлению гражданского согласия в алжирском обществе. В 2005 г. на общенациональном референдуме была одобрена "Хартия за мир и национальное примирение", давшая возможность тем, кто был вовлечен в террористические группировки, вернуться к мирной жизни.

Что касается алжирской экономики, то рост ВВП составлял 4-6% в год, хотя эти темпы несколько замедлились в 2006-2008 гг. [http://www.algerianembassy.ru 19.03.2008]. Причем наряду с традиционной нефтегазовой отраслью достаточно успешно развиваются сектора, связанные с высокими технологиями, такими как информационные, ядерная энергетика, космические исследования.

Однако необходимо признать, что острота социально-экономических проблем сохраняется. Это прежде всего безработица, которая, несмотря на ее существенное снижение по сравнению с 1999 г. (тогда она составляла около 29%), достигала 11.8% в 2007 г. (эта средняя цифра по Алжиру, есть регионы, где она выше). Продолжающееся расслоение общества провоцировало демонстрации протеста, прошедшие в крупнейших городах Алжира весной и летом 2008 г. В отношении мирового финансового кризиса, разразившегося в 2008 г., министр финансов Алжира заявил, что "влияние кризиса сказывается в экономической рецессии в мире, депрессии спроса и падении цен на сырую нефть, что влечет за собой снижение поступлений в госбюджет. В то же время благодаря созданным стабилизационным механизмам (в частности специальному Фонду регулирования) Алжир не будет испытывать каких-либо трудностей при финансировании плана социально-экономического развития на 2009-2014 гг." [La Liberte, 29.01.2009]. Данный план пред

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком