научная статья по теме АРАБСКИЙ ЯЗЫК В СОМАЛИ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «АРАБСКИЙ ЯЗЫК В СОМАЛИ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

ЯЗЫК И КУЛЬТУРА

АРАБСКИЙ ЯЗЫК В СОМАЛИ: ПРОШЛОЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ

© 2014 А. А. БЛИНОВ

Исходя из степени распространения арабского языка по всей огромной территории Арабского Востока, можно выделить два основных ареала, отражающие определенные функциональные формы его существования и характеризующие его применение в различных сферах общения. Внутренний ареал распространения арабского языка охватывает все регионы и страны, в которых он свободно функционирует как родной и употребляется во всех областях жизни, — от Магриба1 на западе до Машрика2 и стран Персидского залива на востоке арабского мира. Внешний ареал представлен государствами Африки и Азии, в которых арабский язык не является родным для большинства населения. В некоторых из них он объявлен государственным или одним из официальных языков, в других его статус сугубо конфессиональный и ограничен отправлением культа.

Сомали находится в пределах внешнего ареала распространения арабского языка, объединяя черты двух вышеозначенных субрегионов. С одной стороны, арабский язык здесь является государственным и его соответствующий статус закреплен в конституции этой страны, с другой — он используется главным образом в религиозной сфере и почти не употребляется в других областях общения, уступая сомалийскому языку в этом компоненте в большинстве случаев.

Ключевые слова: арабский язык, Сомали, сомалийский язык.

Несмотря на то обстоятельство, что арабский язык родной для весьма незначительной части населения Сомали, эта африканская страна является полноправным членом Лиги арабских государств (ЛАГ) и, будучи неарабской по сути, участвует в выработке единой политической линии сотрудничества между ними, и присвоение арабскому языку статуса государственного стало важным экономико-политическим фактором, который помог стране получить долгожданное приглашение в эту панарабскую организацию. Поэтому прояснение той роли, которую играет арабский язык в Сомали, чрезвычайно важно для выявления масштабов распространения арабского языка в арабском мире и исследования языковой ситуации в тех случаях, когда он не является основным и имеет подчиненный характер на фоне доминирующего языка (в данном случае сомалийского).

ИСТОРИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ АРАБСКОГО ЯЗЫКА В СОМАЛИ

Сомали принадлежит к числу стран, известных с глубокой древности. Именно здесь, по некоторым данным, находилась окутанная легендами земля Пунт, которая была важнейшим источником благовоний (ладана и мирры) для древних египтян. Пер-

1 Арабские страны, расположенные к западу от Египта и Аравийского полуострова.

2 Страны Арабского Востока, которые занимают территорию Передней Азии до Ирана, включая весь Аравийский полуостров.

вые сведения о торговых отношениях между Пунтом и Древним Египтом датируются 2500 гг. до н.э. При фараоне V династии Сахуре (ок. 2496-2483 гг. до н.э.) сюда была отправлена первая известная широкомасштабная экспедиция, описание которой было обнаружено на Палермском камне. Крупнейшая экспедиция в Пунт была снаряжена по приказу царицы Хатшепсут в 1482/1481 гг. до н.э., подробные сведения о ней сохранились благодаря иероглифическим надписям на стенах храма Дейр-эль-Бахри на западном берегу Нила (подробнее об этом см.: [Струве, 1950, с. 69-70]). Согласно результатам археологических раскопок и ряду исследований, жители Пунта представляли процветающую цивилизацию со своей системой письма, которая до сих пор не расшифрована и является "древнейшим письменным памятником сомалийского языка" [The Ministry..., 1974, p. 5].

Историю первых контактов жителей Сомали с арабами можно проследить начиная со времен фараонов. В III в. до н.э. южноаравийские племена установили прочные торговые связи между Африканским Рогом3 и странами на западе Индийского океана [Hourani, 1951, p. 20-21]. Известное древнегреческое географическое сочинение "Перипл Эритрейского моря" повествует о побережье Красного моря, Аденского залива и Аравийского моря, вдоль которого пролегали торговые пути египетских купцов, в том числе в Индию, и содержит описание пути вдоль восточного побережья Африки, от Миос Гормос до Опоны (на мысе Хафун в Сомали) [Бухарин, 2007, с. 89]. В то время основное население Сомали составляли кочевники-скотоводы, но на побережье Аденского залива уже существовали портовые поселки. Постоянный товарообмен между Египтом, Аравией и Индией стимулировал не только возникновение таких центров торговли, как Зейла4 и Могадишо5, но и активные процессы миграции арабов, персов и переселенцев из Юго-Восточной Азии, что оказало значительное влияние на местные язык и культуру.

Например, по одной из версий, название "Сомали" происходит от арабского слова samala "выколоть (глаз)", так как предполагаемый прародитель сомалийского народа был родом с Аравийского полуострова и сбежал оттуда в Сомали после того, как выколол своему брату глаз. Согласно другой гипотезе, этимология этой лексемы связана с арабским выражением zü mal "обеспеченный" - такое прозвание получил сын богатого араба, переселившегося на северо-восток Африки и ставшего предком современных сомалийцев. Тем не менее существует и другое, не менее популярное толкование слова soomaal, основанное на его переводе "иди дои" с сомалийского языка, ведь, согласно легенде, "в древние времена всех посещающих Сомали с добрыми намерениями угощали молоком, отсюда, как предполагают, произошло название страны и ее народа" [Надеждин, 1976, с. 5].

Контакты между арабами и сомалийцами стали еще более интенсивными с зарождением ислама на Аравийском полуострове в VII в. Гонения на мусульман в Мекке вынудили пророка Мухаммеда принять решение о первом переселении мусульман - так называемой хиджре в Эфиопию6 (подробнее об этом см.: [Ибн Хишам, 2007, с. 131]). Миграция на территорию Африканского Рога продолжилась во время войн с вероотступниками и разнообразных конфликтов в период правления праведных халифов (632-661) и Омейядов (661-750). Развитие отношений между переселенцами и автохтонным населением привело к возникновению многочисленных исламских центров

3 Полуостров на востоке Африканского континента, территория которого входит в состав государства Сомали.

4 Крупный порт в западной части Аденского залива, который в XII-XVI вв. был столицей султаната Адаль.

5 Этимология этого названия также отражает арабоязычное влияние, так как оно происходит от словосочетания maq'adu sah "трон шаха".

6 Первая хиджра (переселение) в истории ислама, которая произошла в 615 году. Пророк Мухаммед не участвовал в этом переселении, оставшись в Мекке.

на побережье Сомали. Древнейшие надписи на надгробиях в Могадишо датируются началом VIII в., что свидетельствует о проникновении ислама на территорию Сомали уже на начальном этапе его распространения. Арабоязычная лексика значительно обогатила словарный состав сомалийского языка терминологией, связанной с исламской цивилизацией и религией, особенно в области теологии, торговли, политики, географии, мореплавания, общественных отношений, поэзии, народных сказок и средств обучения.

В IX в. арабское влияние достигло своего пика как в прибрежных областях, так и в удаленных от моря районах Сомали. В каждом городе был основан свой центр, специализировавшийся на отдельных вопросах исламского богословия. Например, Могадишо и Марка славились толкованиями Корана и хадисоведением7, в то время как Бардера и Сарман достигли большого успеха в преподавании основ правильного запоминания Корана. Те ученики, которые уже в раннем возрасте смогли освоить арабское чтение и письмо, получали возможность продолжить образование в центрах в Кулункуле, Хараре и других городах Африканского Рога [МикЫж, 1995, р. 10]. Многие выпускники подобных учреждений в дальнейшем совершенствовали мастерство в Мекке, Сане, Дамаске, Кайруане и Каире и впоследствии возвращались домой, чтобы преподавать мусульманское учение в Восточной Африке.

Таким образом, сомалийцы стали одним из первых народов на Африканском континенте, принявших ислам. В конце IX в. известный арабский историк и географ Якуби писал, что мусульмане заселили северное побережье Сомали, включая столицу султаната Адаль Зейлу, которая, как и многие города на данной территории, приютила группы верующих, спасающихся от преследования курайшитов8. Во главе Зейлы и Могадишо, расположенного в южной прибрежной области Бенадир, находились местные правящие династии, состоящие из арабизированных сомалийцев.

Различные сомалийские племена до сих пор гордятся своим арабским происхождением, причем многие из них утверждают, что ведут свою родословную от самого пророка. Так, племя дарод было основано Абдуррахманом ибн Исмаилом аль-Джабарти, потомком двоюродного брата пророка Мухаммеда Акыля ибн Абу Талиба [McGown, 1999, р. 27-28]. Приблизительно в Х-Х! вв. он переселился с Аравийского полуострова на побережье Сомали, женился на дочери вождя племени дир Добире и стал родоначальником племени дарод. Племя исхак также слагает легенды о своем арабском прошлом, славя своего прародителя Исхака ибн Ахмеда аль-Хашими, потомка одного из первых сподвижников пророка Мухаммеда, прибывшего в северный прибрежный городок Мейт из Хадрамаута9 предположительно в ХП-ХШ вв. и женившегося на местной девушке из племени дир. Другие сомалийские племена (дир, хавия) считают, что берут свое начало от легендарного Ирира Самали10, переселившегося на территорию Сомали из Йемена в IX в. К началу XIII в. многие арабские поселенцы, проживавшие вдоль побережья Восточной Африки, породнились с местным населением, оказав большое культурное влияние на данный регион и сформировав современную сомалийскую этническую группу.

Необходимо отметить, что в XIII в. хорошо образованные слои сомалийского общества уже умели говорить и писать по-арабски. Во время пребывания в Могадишо известный арабский путешественник Ибн Баттута встретился с местным султаном и написал: "Его зовут Абу Бакр ибн Шейх Омар, он берберского происхожде-

7 Целый ряд религиозных дисциплин, направленных в мусульманском богословии на выявление степени достоверности хадисов и их передатчиков.

8 О присутствии арабских племен в крупн

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком