научная статья по теме АРХЕОАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДРЕВНЕХОРЕЗМИЙСКОГО КОМПЛЕКСА КОЙ-КРЫЛГАН-КАЛА Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «АРХЕОАСТРОНОМИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДРЕВНЕХОРЕЗМИЙСКОГО КОМПЛЕКСА КОЙ-КРЫЛГАН-КАЛА»

ДРЕВНИЙ восток

археоастрономические исследования древнехорезмийского комплекса кой-крылган-кала

© 2014 г. ю. колганова, м. г. иикифоров, в. м. рейджс

В работе исследован древнехорезмийский комплекс Кой-Крылган-кала с точки зрения археоастрономии. Ранее считалось, что основное сооружение комплекса ориентировано по азимуту 69°, который связан с направлением восхода Солнца в середине промежутка времени между весенним равноденствием и летним солнцестоянием и (или) в направлении точки восхода Фомальгаута (а Южной Рыбы).

На основании сравнения археологических планов хорезмийской экспедиции с высокоточными спутниковыми снимками из программы Google Earth показано, что в ряде случаев измеренный магнитный север не был пересчитан к истинному северу или пересчет был сделан некорректно. В частности, выявлено, что основная ось комплекса Кой-Крылган-кала ориентирована по азимуту 80°. Этот результат делает некорректными все предыдущие выводы.

Согласно историческим сведениям, третий паводок Амударьи в древности назывался "паводком звезды", астеризм Плеяды в доисламское время имел название "Звезда". Во время начала функционирования комплекса гелиакальный восход Плеяд совпадал с моментом третьего паводка Амударьи, а момент видимости Плеяд наступал на азимуте 78°-79°. Отсюда мы выдвигаем гипотезу, что основная ось комплекса Кой-Крылган-кала ориентирована по восходу Плеяд, которые имели особое значение в древнехорезмийской культуре.

Ключевые слова: археоастрономия, астрономическая ориентация, Кой-Крылган-кала.

история исследования комплекса кой-крылган-кала

Комплекс Кой-Крылган-кала был обнаружен в 1938 г. хорезмийской археолого-этнографической экспедицией АН СССР под руководством С.П. Толстова. Объект был построен между VI и III вв. до н.э. и использовался до IV в. с перерывом со II по I в. до н.э. Комплекс представляет собой круглое двухэтажное здание диаметром 44.5 м и высотой около 9.5 м, окруженное кольцом крепостной стены толщиной около 7 метров. между центральным зданием и стеной сохранились остатки хозяйственных и жилых построек. Культурный слой содержит большое количество керамики, украшений, оружия, культовых статуэток, керамических сосудов, барельефов и фресок. Вероятно, комплекс поначалу представлял собой зороастрийский храм с захоронением хорезмий-ских царей.

Астрономия и Кой-Крылган-кала. В работе [Воробъева и др., 1969] архитектурный комплекс Кой-Крылган-кала впервые был изучен с точки зрения истории астрономии. Авторы исследовали астрономически значимые азимуты, которым соответствуют восходы и заходы Солнца и наиболее ярких звезд. Представим наиболее значимые результаты исследования.

"...Ось здания (центральная), соединяющая окна в помещениях I и V, отклоняется от направления восток-запад на 21° (истинный азимут восточного конца 69°, западного 159°)..." [там же, с. 19].

".. .Окна Кой-Крылган-калы не позволяли наблюдать восход и заход Солнца в моменты равноденствий. Однако в истории астрономии известно, что местами подобных наблюдений могли служить любые проемы, в том числе и лестницы. Диагональ лестницы № 2 Кой-Крылган-калы, идущая в восточном направлении, составляет с центральной осью здания угол а, близкий к 21°, т.е. к углу отклонения этой оси от линии восток-запад. ...Если учесть направление центральной оси здания, то с лестницы № 2 восход и заход Солнца мог наблюдаться в дни весеннего и осеннего равноденствия" [там же, с. 21].

"...Таким образом, расчеты показали, что здание могло быть ориентировано 1) по азимуту восхода Солнца в середине промежутка между весенним равноденствием и летним солнцестоянием при склонении Солнца 5 = +15°30', составляющем с Фомальгаутом угол в 90°, или в направлении точки восхода Фомальгаута [а Южной Рыбы]. Можно так же предположить, что здание было ориентировано в такое время, когда для этого были одновременно использованы наблюдения и за Солнцем, и за Фомальгаутом, т.е. в момент гелиакического восхода Фомальгаута" [там же, с. 28-29].

По мнению М.Г. Воробьевой и соавторов, гелиакальный восход Фомальгаута и момент восхода Солнца на азимуте 69° происходил в IV в. до н.э. около 4 мая и совпадал с началом наводнения Амударьи. Сельское хозяйство древнего Хорезма было основано на ирригационном земледелии, поэтому было важным умение предсказывать начало паводка реки. К методическим недостаткам работы относится тот факт, что авторы не исследовали вопрос разлива Амударьи. Если Фомальгаут действительно имеет первую утреннюю видимость в начале мая, то непонятно, как это событие соотносится со временем начала разлива реки.

Точка зрения М.Г. Воробьевой была впоследствии развита в работе М.С. Булатова [Булатов, 1978], связавшего восход Фомальгаута с третьим паводком Амударьи и праздником Аджгар. Он ссылается на работу Я.Г. Гулямова, согласно которому паводок Амударьи происходит в четыре этапа.

Я.Г. Гулямов писал, что в Хорезме издревле существовал календарь паводков, в котором точно были установлены приметы тех или иных изменений в режиме реки. Первый паводок по этому календарю назывался "паводок зеленого камыша" (кок камыш ташуви). Начинается он в то время, когда вырастает первый, молодой камыш на островах и озерах. Это время соответствует двадцатым числам марта. Второй паводок называется "паводок белорыбицы" (ак-балык-ташуви) и приходится на середину апреля, так как в это время начинается движение белорыбицы из Аральского моря вверх по Амударье. Третий - "паводок звезды" (юлдуз-ташуви) - приходится на середину мая; четвертый - "паводок сорока дней жары" (кырк-чилгав ташуви) - начинается во второй половине июня и кончается в начале августа. Продолжительность - 40 дней [Гулямов, 1957, с. 237].

Название третьего паводка прямо указывает на то, что он связан с какой-то звездой. Согласно расчетам И.Н. Веселовского, Фомальгаут восходит 4 мая, а паводок наступает в середине мая. Разница между этими событиями составляет около полутора недель, следовательно, Фомальгаут может являться предвестником разлива Амударьи. Мы не располагаем прямыми аргументами, которые подтверждают, что третий паводок связан именно с Фомальгаутом. Однако гипотеза М.С. Булатова подкрепляет исследование [Воробьева и др., 1969] независимыми аргументами исторического характера.

Рассмотрим остальные гипотезы М.С. Булатова, которые объединяют использование комплекса Кой-Крылган-калы в рамках культурных традиций той эпохи. Во-первых, автор связывает восход Фомальгаута и начало третьего паводка, с праздником Аджгар, который, по его мнению, соответствует началу сельскохозяйственных работ.

Из сообщений Бируни о реформе календаря, проведенной в 959 г. предпоследним представителем древней династии Хорезмшахов Ахмедом ибн Мухаммедом, известно,

что к этому времени полностью было утеряно время праздника Аджгар, посвящавшегося началу сельскохозяйственных работ. Дату этого праздника не удалось восстановить средневековым ученым, в том числе и самому Бируни [Булатов, 1978, с. 50].

Из представленной цитаты как будто следует, что время празднования Аджгар Бируни было неизвестно. На самом деле ситуация иная. Бируни утверждает, что праздник Аджгар приходится на середину лета. Кроме того, он пишет, что многие сельскохозяйственные работы отсчитывались от Аджгара на десятки дней вперед. Однако проблема, связанная с Аджгаром, заключалась в том, что из-за отличия продолжительности года по хорезмийскому календарю от тропического года появляется ошибка, которая накапливается со временем. В результате гражданский календарь перестает соответствовать погодным явлениям. Для устранения этого несоответствия была проведена реформа календаря.

"И сказал хорезмшах: это дело пришло в расстройство и забылось. Народ полагается на эти дни и определяет по ним середину четырех времен года, думая, что они устойчивы и не меняют [своего места; они полагают], что Аджгар - середина лета, а Нимхаб - середина зимы, и через определенные промежутки после этих дней [устанавливают] времена сева и пахоты. ...Некоторые, [например], считают, что время сеять пшеницу наступает через 6-10 дней после Аджгара. Другие говорят больше, а иные меньше" [Бируни, 1957, с. 262].

"И хорезмшаху рассказали, что нет для этого способа более действительного, чем приурочить начало хорезмийских месяцев к определенным дням месяцев румов и сирийцев, как это сделал аль-Мутадид, и дополнять месяцы по их образу. И [хорезмийцы] сделали это в 1270 [959 г. н.э.] году по эре Александра и сговорились, что первое число Наусарджи будет в третий день сирийского Нисана, дабы Аджгар постоянно приходился на середину Таммуза. В соответствии с этим установили время земледельческих работ." [там же, с. 263].

Таким образом, праздник Аджгар в средние века приходился на середину лета. Утверждение, что время празднования Аджгара было утрачено, противоречит свидетельствам Бируни. Поэтому попытка привязки Аджгара к началу или середине мая неправомерна.

Второе предположение М.С. Булатова относится к датировке строительства комплекса Кой-Крылган-калы с помощью солнечного затмения. В эпоху строительства в Хорезме господствовал зороастризм, адепты которого поклонялись огню и свету. Поэтому автор думает, что весь комплекс сочетал в себе функции храма Митры, казнохранилища и обсерватории. Ссылаясь на канон затмений Т. Оппольцера, он выдвинул предположение, что толчком для строительства сооружения послужило полное солнечное затмение 29 февраля 356 г. до н.э. Отметим, что в каноне Оппольцера приведены даты затмений в астрономическом счете лет, который для удобства вычислений содержит нулевой год. В хронологии нулевой год не используется, поэтому нулевому году по астрономическому счету лет соответствует первый год до н.э. по историческому счету лет. Поэтому затмение произошло в 357 г. до н.э.

Согласно нашему расчету по программе EmapWin, в Хорезме это затмение было частным. Максимальная фаза затмения на месте Кой-Крылган-кала составила 0.86. В общей сложности с 450 по 250 г. до н.э. в Хорезме можно было наблюдать около двух десятков затмений с фазой больше чем 0.80. Это значит, что затмения с высокими фазами происход

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком