научная статья по теме АРХЕОАСТРОНОМИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ: КОГДА РОДИЛСЯ ЗОДИАК? Космические исследования

Текст научной статьи на тему «АРХЕОАСТРОНОМИЧЕСКОЕ ДОСЬЕ: КОГДА РОДИЛСЯ ЗОДИАК?»

История науки

Археоастрономическое досье: когда родился Зодиак?

А.А. ГУРШТЕЙН,

доктор физико-математических наук

Когда родился Зодиак? Традиционный ответ не замысловат: две-надцатичленный Зодиак обрел свои черты в Месопотамии в первом тысячелетии до нашей эры. Почему?Да потому, что именно с этого времени 12 созвездий на пути Солнца и Луны впервые упоминаются и получают распространение в месопотамских клинописных текстах. Зодиак возник сразу же как 12-членная система и возник именно тогда, когда о нем появились первые сведения в прочитанных ныне глиняных клинописных табличках. Такая точка зрения получила в западной литературе название Униформистской модели. В русской научной литературе ее отстаивает сегодня сотрудник Института истории естествознания и техники РАН кандидат физико-математических наук Г.Е. Куртик1.

Между тем предпосылки Унифор-мистской модели далеко не так без-

1 Куртик Г.Е., 1995: История Зодиака согласно клинописным источникам. - М.: Вестник древней истории, 1 (212): 175-188 и ряд последующих публикаций.

Автор у знаменитой статуи Атласа, поддерживающего небо. Археологический музей в Неаполе. Фото Ольги Воробьёвой.

упречны, как это может показаться на первый взгляд. Вдумываясь в ее базисные предпосылки, вы тотчас обнаруживаете вопиющие логические изъяны.

48

© Гурштейн А.А.

ИЗЪЯНЫ УНИФОРМИСТСКОЙ МОДЕЛИ

Прежде всего, из всемирной истории известно, что сложные системы с большим числом составляющих их эле-Ф ментов, как правило, не рождаются в

одночасье. Они проходят долгий путь эволюционного развития от меньшего числа элементов к большему числу элементов. Во-вторых, - и это главное: кто доказал, что первые письменные сведения о Зодиаке появились одновременно с его рождением, а не гораздо позднее?

Рассмотрим аргументы противников Униформистской модели.

Да, в I тыс. до н.э. концепция Зодиака получила распространение в Месопотамии. Клинописные источники о нем разнообразны. Зодиак упоминается в контексте астрономии, астрологии, в храмовом ритуале, в магии, в календаре, в медицине. Ну и что?

Обращаясь к нашим дням, мы ни минуту не сомневаемся, что роль письменных источников в современном историческом сознании несоизмеримо больше, чем в древнем. Но даже сегодня, если вы хотите понять, например, детали событий у московского Белого дома в октябре 1993 г., вы не найдете

Двенадцать знаков Зодиака: а) изображение пояса Зодиака, б) рисунок, показывающий размещение знаков в соответствии с их астрологическим влиянием на части тела человека. Иллюстрация из старинной книги.

49

исчерпывающих письменных свидетельств. Все наличные свидетельства преимущественно "материальные": это фактические действия противоборствующих сторон. Причина очевидна: многое держалось в тайне и не фиксировалось на бумаге. Письменных источников нет, и это даже в самом что ни на есть современном обществе.

Пример из глубокой древности. В Ветхом Завете сообщается об исходе евреев из Египта, и нет оснований этому не доверять. Параллельно мы имеем сотни египетских записей того же времени, и в них нет ни единого слова об этом событии. По каким-то причинам египетские "письмоводители" не сочли достойным внимания этот факт. Вообще, Ветхий Завет дает много образцов трудностей работы с текстами и сопоставления их с археологическими данными. Чего стоит одна только проблема историчности легендарного законодателя Моисея.

Ф Египетские пирамиды существуют,

но ни в одном письменном источнике нет ни слова о том, как, когда и во имя чего их строили. Будто их никогда на свете и не было. История техники в письменных источниках вообще, как правило, не отражена.

Проблема гораздо более обширная, чем астрономия, - одомашнивание лошади. Лошадь была одомашнена и широко использовалась - это факт. Ни в одном письменном источнике об этом событии нет ни единого слова. Этот частный случай отражает общее правило: если какое-либо явление (изобретение языка, письменности и т.д.) началось в дописьменном обществе, его корни не находят освещения в письменных источниках.

Возвращаясь к проблеме Зодиака, укажем на несколько возможных причин, почему в клинописных текстах могла не отразиться его предыстория:

- непредставительность случайной выборки письменных источников. Так

50

было много столетий с преувеличением роли Греции до прочтения клинописи, когда большинство достижений в разных областях человеческой деятельности выводились из Греции, а не, как теперь это принято, из Месопотамии. В ту пору клинописные месопо-тамские источники попросту не были известны, то есть греческие тексты оказались непредставительными;

- отсутствие интереса к проблеме. Особенно, если авторами главных идей были иноземцы (зачем описывать заимствования из других культур?);

- слишком узкий круг людей, которые этой проблемой занимались, и отсутствие надобности передавать соответствующие знания друг другу в письменной форме;

- сакральность данного знания;

- табуирование данного знания по ритуальным соображениям;

- отсутствие рефлексии по данной ф проблеме в связи с ее давно забытыми корнями и т.д.

Одним словом, список причин, по которым сведения о Зодиаке могли не проникать в клинописные источники, отнюдь не мал.

Автор заявляет свою позицию: вовсе не очевидно, что появление в письменных источниках первых упоминаний о Зодиаке фиксирует момент его рождения. Письменные источники фиксируют лишь момент появления интереса пишущей братии к данной проблеме. Попробуйте доказать обратное!

То, что Зодиак засветился в клинописных письменных источниках - это отнюдь не то же, что он тогда же и возник. Отсюда следует вывод: отсутствие упоминаний о Зодиаке в ранних письменных источниках не может служить доказательством того, что этот феномен не существовал в жизни древнего общества.

КАРТА ПАРИЖА И КАРТА НЕБА

Униформистской модели рождения Зодиака противостоит разработанная автором около двадцати лет назад Эволюционная модель2. Ее предпосылки следующие:

- 12-членный Зодиак как сложная система не мог родиться сразу, а прошел долгий путь эволюционного развития;

- Зодиак представляет собой систему символов, которые отражают мысли и образы людей в период их введения в обиход;

- история Зодиака может быть выведена из анализа его самого.

Чтобы по достоинству оценить последнее утверждение, обратимся к аналогу, использованному в одной из книг Камилла Фламмариона. Он приводит в пример карту Парижа. На заре возникновения города его узкие и кривые улочки назывались по местным приметам: улица Мучеников, Печная, Хлеб-Ф ная, Рыбная улицы. В средневековье и

до XVII в. улицы становились длиннее и шире. Их нарекали чаще всего именами святых. В XVIII в. наступил черед особ королевской крови, мореплавателей и ученых. На карте Парижа прослеживаются регулярные смены "моды". Словно волны приливов, наступали периоды названий по именам философов и полководцев, выдающихся государственных мужей и городских чиновников. Из этого примера нетрудно умозаключить, что названия новых объектов - всегда дети своего времени: общественные и политические заботы парижан каждой эпохи находили отражение в названиях улиц растущего города. Насколько можно сегодня судить, то же самое совершенно справедливо и для названий

2 Гурштейн А.А., 1991: Реконструция происхождения зодиакальных созвездий. Историко-астрономические исследования, 23: М.: Наука, 19-62 и Gurshtein, A.A., 1993: On the Origin of the Zodiacal Constellations, Vistas in Astronomy, 36, part 2: 171-190.

объектов небесной карты, в частности названий созвездий Зодиака.

Есть другой замечательный пример того, как чисто языковый подход позволяет проследить историю названий, это анализ названий дней недели. Что такое понедельник? Лингвистически это день, следующий за неделей. А неделя? Это день, когда люди ничего не делают (не работают): вторник - второй, среда - средний, четверг - четвертый, пятница - пятый. Суббота - зеркало древнееврейского шаббата. Откуда же взялось воскресенье? Совершенно очевидно, это воскрешение Христово, которое вошло в обиход не ранее принятия на Руси христианства. Но что любопытно: устаревший термин "неделя" не исчез из обихода, а перешел на другое понятие - на всю семидневку. Не важно, что получилась бессмыслица: как сочетается семидневка и ничего неделание? Никак. Но термин оказался живуч и сохранился. Анализ названий дней недели оказывается продуктивным, если мы рассматрива- Ф

ем их не в отрыве друг от друга, поодиночке, а в их совокупной целостности.

В ПОИСКАХ ЭВОЛЮЦИИ ЗОДИАКА

Примеры примерами, но как всем сказанным воспользоваться применительно к анализу происхождения Зодиака? Давайте сделаем несколько предположений.

Зодиакальный пояс созвездий маркирует дорогу Солнца среди "неподвижных" звезд, к которой очень близки также дороги Луны и планет. На дороге Солнца есть не три, не пять, а четыре особых района: два равноденствия и два солнцестояния. Им соответствуют особые дни года, в средних широтах Земли это дни смены сезонов. Определить эти особые дни года даже для древнейших наблюдателей не представляло трудности.

Из результатов археоастрономи-ческих исследований мы знаем, как древнейшие наблюдатели отмечали на горизонте восходы (и/или заходы)

51

Таблица

ЗОДИАКАЛЬНЫЕ КВАРТЕТЫ В РАЗЛИЧНЫЕ ЭПОХИ ВСЛЕДСТВИЕ ПРЕЦЕССИИ

Ориентировочное время, годы Весна Лето Осень Зима

10,800-8,000 до н.э. Лев Скорпион Водолей Телец

8,000-6,000 до н.э. Рак Весы Козерог Овен

6,000-4300 до н.э. Близнецы Дева Стрелец Рыбы

4,300-1,800 до н.э. Телец Лев Скорпион Водолей

1,800 до н.э. - 1 н.э. Овен Рак Весы Козерог

1-2,600 н.э. Рыбы Близнецы Дева Стрелец

2,600-4,500 н.э. Водолей Телец Лев Скорпион

Примечание. В левой колонке таблицы указаны ориентировочные хронологические рамки. В четырех последующих колонках - названия четырех зодиакальных созвездий (квартетов), в которых в эти периоды находилось Солнце в дни весны, лета, осени и зимы.

Солнца, видимые из одной и той же фиксированной наблюдательной точки. Дни восхода Солнца в крайних возможных точках горизонта - это дни солнцестояний, восхода в средних точках (точно на востоке) - равноденствий. Хотя из

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком