научная статья по теме АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ «ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО» РАСКОЛА В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1922-1946 ГГ.) История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ «ОБНОВЛЕНЧЕСКОГО» РАСКОЛА В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (1922-1946 ГГ.)»

В.В. Лобанов

Архивные источники по истории «обновленческого» раскола в Русской православной церкви (1922-1946 гг.)

Ключевые слова: история обновленчества, «обновленческий» раскол, Русская православная церковь, Российский государственный архив социально-политической истории, Государственный архив Российской Федерации, Российский государственный исторический архив, Центральный архив Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Архив Президента Российской Федерации, Центр хранения документов до 1917 г. Центрального государственного архива города Москвы.

История «обновленческого» раскола в Русской православной церкви (РПЦ), напрямую связанная с революционными событиями XX в., продолжает привлекать внимание исследователей1. Интерес к этой теме особенно усилился в последнее двадцатилетие, когда было обнародовано немало прежде недоступных документов по истории обновленчества2. Основной их массив сосредоточен в Российском государственном архиве социально-политической истории (РГАСПИ), Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Центральном архиве Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ЦА ФСБ России), Архиве Президента Российской Федерации (АП РФ), Российском государственном историческом архиве (РГИА), Центре хранения документов (ЦХД) до 1917 г. Центрального государственного архива (ЦГА) города Москвы. Вместе с тем еще далеко не все источники введены в научный оборот. Попытаемся в данной статье, опираясь на материалы центральных архивов, дать цельное представление о современном состоянии источниковой базы (в том числе ее опубликованной и неопубликованной частей) по истории «обновленческой» схизмы, обратившись к каждому из названных архивохранилищ.

Для изучения первых лет обновленчества - времени его наибольшего распространения (1922-1924 гг.) - важное значение имеют недавно полностью изданные на русском языке протоколы Комиссии по проведению отделения церкви от государства при ЦК РКП(б) -ВКП(б) (Антирелигиозной комиссии)3. Созданная решением Политбюро ЦК РКП(б) в октябре 1922 г., комиссия контролировала все основные вопросы, связанные с партийно-государственной линией по отношению к религии и Церкви, периодически предоставляя в Политбюро отчетные доклады о проделанной работе, которые рассылались для сведения его членам и сохранились в фондах РГАСПИ и АП РФ. Эти документы, наряду с протоколами комиссии, также отложившимися в РГАСПИ (Ф. 17 «ЦК РКП(б) - ВКП(б) - КПСС»), разносторонне освещают роль высших партийных и карательных органов во главе с ГПУ-ОГПУ в создании и обеспечении стабильного существования обновленческих церковно-административных структур4.

Среди опубликованных документов также письмо Л.Д. Троцкого членам Политбюро ЦК РКП(б) от 24 мая 1922 г. о «внутренней борьбе в Церкви» с предложениями о церковной политике5; сводка VI отделения секретного отдела (СО) ГПУ № 3 (за период с 15 июля по 20 августа6) - «о расколе духовенства» с обзором распространения обновленческой схизмы по регионам7; отчетный доклад начальника VI отделения СО ОГПУ Е.А. Тучкова заместителю председателя ОГПУ В.Р. Менжинскому о работе отделения в 1923 г. с подробными

сведениями о создании и деятельности обновленческих церковных групп, обновленческом Соборе 1923 г., внутрицерковной борьбе после освобождения из-под стражи патриарха Тихона8.

Часть протоколов Антирелигиозной комиссии за 1923 г. и выписок из них находится также в фонде Е.М. Ярославского (РГАСПИ. Ф. 89)9. Кроме того, здесь отложился ряд неопубликованных документов, связанных с расколом, в частности, информационная сводка № 5 VI отделения СО ГПУ о церковном обновленческом движении в РСФСР с 15 декабря 1922 по 15 февраля 1923 г.; докладная записка почетного члена президиума обновленческого Собора 1923 г. бывшего обер-прокурора Святейшего синода В.Н. Львова председателю ВЦИК М.И. Калинину с протестом против решения Собора о рукоположении обновленческого лидера протоиерея А.И. Введенского во «архиепископа Крутицкого»; письмо обновленческого «митрополита» Антонина Грановского во ВЦИК с оценкой государственной церковной политики (1923 г.); воззвание обновленческого Высшего церковного совета к «русскому православному народу» (июль 1923 г.) с резко негативной реакцией на освобождение законно избранного патриарха; циркулярное обращение обновленческого Священного синода от 28 июня 1924 г. также с обличениями в адрес патриарха Тихона10. Ряд документов опубликован, например, обращение обновленческого Священного синода к «работникам епархий» с разъяснением воззвания митрополита Нижегородского Сергия (Страгородского) (так называемой декларации митрополита Сергия) (август 1927 г.); материалы о связях обновленцев с Константинопольским патриархатом11.

Ценную информацию о деятельности обновленцев в различных районах страны, позволяющую оценить динамику распространения раскола, можно почерпнуть из неопубликованных информационных сводок ГПУ «о политическом и экономическом положении республики», направленных В.И. Ленину весной-летом 1922 г. и оказавшихся в фонде Секретариата В.И. Ленина (РГАСПИ. Ф. 5). Здесь же находятся некоторые вышеупомянутые доклады Антирелигиозной комиссии о проделанной работе, доклад Е.А. Тучкова «О тихоновщине»12; письмо А.В. Луначарского о возможности оказания негласной поддержки «советскому православию» (май 1921 г.) и связанное с этим письмо лишенного сана архиепископа Владимира Путяты патриарху Тихону13. В фонде В.И. Ленина (РГАСПИ. Ф. 2) сохранилось еще несколько более ранних, ныне опубликованных документов о раскольнической деятельности В.Путяты14, известного, в том числе, как основателя «свободной православной церкви».

Последние годы обновленчества наилучшим образом освещены в документах ГАРФ, находящихся в фонде Совета по делам религий при Совете министров СССР (Ф. Р-6991). Речь идет о материалах, касающихся положения обновленцев в годы Великой Отечественной войны, а также их возвращения в патриаршую церковь после избрания патриархом в октябре 1943 г. митрополита Сергия (Страгородского), которые пока лишь частично введены в научный оборот. Это, в частности, докладная записка председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова председателю СНК СССР И.В. Сталину об отношении к обновленческой Церкви (12 октября 1943 г.); информационное письмо Совета по делам РПЦ в СНК союзных республик, республиканские, краевые и областные исполнительные комитеты об отношении к переходу обновленцев в Московскую патриархию (16 октября 1943 г.); докладная записка Г.Г. Карпова в СНК СССР о ситуации в обновленческой Церкви (15 августа 1944 г.) и приложенная к ней «справка на первоиерарха обновленческих церквей в СССР митрополита Александра Введенского»15. Здесь же находится акт от 29 декабря 1950 г. об уничтожении (путем сожжения) дел обновленческого архива, доставленного в Совет по делам РПЦ из квартиры бывшего обновленческого митрополита А.И. Введенского после его смерти в 1946

г.16 В нем упомянуты 103 дела, в том числе переписка, различные заявления и циркулярные указы обновленческого Высшего церковного управления за 1922 г., переписка обновленческого Высшего церковного совета (1923 г.), журналы ВЦУ за 1922-1923 гг., списки уполномоченных ВЦУ всех епархий, прибывших на обновленческий Собор 1923 г., указы обновленческого Священного синода (1925 г.), дело особой комиссии по борьбе с тихоновщиной (1925 г.), протоколы заседаний совета обновленческой Богословской академии (1928-1929 гг.), личные дела обновленческих епископов (всего 36 дел 1923-1934 гг.).

Бесспорно, уничтожение названного архива серьезно затрудняет изучение деятельности обновленческой Церкви. Правда, как указывают исследователи, архивом обновленческого Синода мог пользоваться митрополит Мануил (Лемешевский) для составления своего «Каталога обновленческих архиереев», первый рукописный вариант которого был закончен 11 июня 1948 г. Автор утверждал, что обращался к нему после смерти А.И. Введенского, когда документы поступили в распоряжение Московской патриархии17. Однако вопрос остается открытым, ибо многие архиереи из уничтоженного списка владыкой Мануилом не упоминаются, а с другой стороны, по справедливому замечанию Д.В. Сафонова, не существует никаких подтверждений того, что фонды обновленческого Синода сохранились в архиве Московской патриархии. Лишь в библиотеке Московской духовной академии имеются протоколы обновленческого Священного синода за 1932 г., в настоящее время недоступные исследователям18.

Ряд материалов по «обновленческому» расколу находится в фонде Постоянной центральной комиссии по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР (до 1934 г. Постоянная центральная комиссия по вопросам культов при ВЦИК) - органа, пришедшего на смену в 1929 г. Антирелигиозной комиссии при ЦК РКП(б) - ВКП(б) (Ф. Р-5263). Фонд, материалы которого тоже лишь частично введены в научный оборот, включает документы комиссии за 1929-1938 гг. Из них можно почерпнуть статистические и иные сведения об обновленческих приходах, молитвенных зданиях и священнослужителях. Информативна переписка VIII (V) отдела Народного комиссариата юстиции (1918-1924) с ОГПУ, затрагивающая и вопросы деятельности обновленцев19. Среди других документов отметим докладную записку бывшего обер-прокурора Святейшего синода В.Н. Львова заместителю председателя ВЦИК П.Г. Смидовичу о положении обновленческого движения накануне Собора 1923 г. и письмо обновленческого Священного синода М.И. Калинину от 30 октября 1924 г. с призывами ликвидировать «тихоновскую головку» и выслать патриарха Тихона из Москвы в отдаленный монастырь20.

Следственные дела пострадавших от политических репрессий представителей обновленческого духовенства и мирян оказались в числе 100 тыс. других дел, переданных в ГАРФ на рубеже 1990-2000-х гг. из Архива УФСБ РФ по Москве и Московской области (Ф. 10035). Это такие известные деятели обновленческого движения, как профессор В.З. Белоликов, «архиепископ» Матфий (М.С. Бережный), «епископ» Лазарь (М.И. Любимов), архимандрит Олег (Вавилин) и др. Всего в материалах фонда выявлены сведения примерно о ста персонах, имевших отношени

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком