научная статья по теме АРИСТОТЕЛЬ ОДОБРОДЕТЕЛИ, ПРАВОСУДИИ И СОВЕСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «АРИСТОТЕЛЬ ОДОБРОДЕТЕЛИ, ПРАВОСУДИИ И СОВЕСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА»

тштш&шшштвшттшт

Верховодов Е. В., Романовская В. Б.

АРИСТОТЕЛЬ О ДОБРОДЕТЕЛИ, ПРАВОСУДИИ И СОВЕСТИ В КОНТЕКСТЕ ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

в статье рассматриваются ключевые категории философии права в интерпретации Аристотеля. Авторы акцентируют внимание на таких понятиях, как совесть, справедливость, правовое равенство, естественное право, социальное неравенство, правосудие в трудах великого античного мыслителя, указывают на важность изучения этих вопросов и актуальный характер естественно-правовой проблематики.

Ключевые слова: правосудие, добродетель, совесть, естественное право, социальное неравенство.

Verhovodov E. V., Romanovskaya V. B.

VIRTUE, JUSTICE AND CONSCIENCE IN THE CONTEXT OF THE ARISTOTLE'S IDEA OF NATURAL LAW

The article examines the basic categories of philosophy of law in the interpretation of Aristotle. The authors emphasize such concepts as conscience, justice, legal equality, natural law, social inequality, justice in the writings of the great ancient thinker, indicate the importance of studying these issues and relevant nature of natural law perspective.

Keywords: justice, virtue, conscience, natural law, social inequality.

Содержание категорий добра и зла, нравственности и совести, добродетели и правосудия издревле интересовало мыслителей разных стран и народов. Их полный перечень необозрим. Философы рассматривали эти категории с точки зрения мудрости, римские юристы - с точки зрения права, теологи - с позиций божественных установлений. В настоящее время актуальность этой проблематики не утратилась. Напротив, аксиологические проблемы права вновь выходят на острие полемики публицистов, политиков, ученых-правоведов1. Традиция обращения к данной проблематике не нова. В период первого ренессанса естественно-правовых идей в Новое время европейские мыслители посвятили немало трудов в развитие этой концепции2. Второй ренессанс, если можно так сказать, произошел уже в ХХ-ХХ1 в., когда и российские ученые обратили свое внимание на естественно-правовую концепцию. За последние десять лет были защищены кандидатские и докторские диссертации, написаны статьи по различным аспектам теории естественного права, наиболее яркими среди которых являются работы Г. Г. Бернацкого, Р. А. Ромашова, Э. Б. Курзенина, Е. В. Верховодова, П.С.Жданова и др.3. Отметим, что в советский период российской истории проблематика естественного права не выступала в качестве предмета специальных научных исследований. Доминирующая в советской юриспруденции концепция приоритета государства над обществом, личностью делала невозможной объективную оценку социально-политических идей и воззрений идеологов естественного права. Ситуация коренным образом изменилась в ХХ1 в., привнесшем в российскую науку принцип свободы научного творчества. Поэтому интерес к данной теме не ослабевает и развивается вместе с тематикой гражданского общества, правового государства, прав личности4.

1 См.: Жданов П. С., Романовская В. Б. К проблеме ценностного содержания современного права // Российская юстиция. - 2011. - № 6. - С. 47-50.

2 Сальников М. В., Курзенин Э. Б. Интеллектуальная гуманистическая политико-правовая традиция в Европе ХУ-ХУП вв. // Юридическая наука: история и современность. - 2013. - № 12. - С. 117-124.

3 Жданов П. С., Романовская В. Б. О морали, нравственности и законе в работах русских религиозных философов конца XIX - начала ХХ вв. // Мир политики и социологии. - 2013. - № 11. - С. 28-35.

4 См.: Жданов П. С., Романовская В. Б. Этико-правовые концепции

в русской религиозной философии конца XIX - первой половины

XX вв.: Монография. - Нижний Новгород, 2012.

Одним из первых, кто разрабатывал в своих трудах вопросы добродетели, правосудия, естественного права, был великий мыслитель античности, ученик еще более великого Платона, -Аристотель Стагирит. Его труды изучались и в период античности, и в средневековых университетах, и в Новое время, и в современных вузах, где философии отводится важное место в стандартах высшего образования5. Особенно интересно проследить развитие идей о правосудии, о добре, о совести, о законе в контексте аристотелевской концепции естественного права.

Говоря о «правосудии» Аристотель пытается выработать принципы принятия того или иного решения. Им предлагается несколько чисто нравственных критериев. Важнейшим из них является «добро» - понятие производное от «добродетели»: «...добро и есть право и лучше любого, но не безусловного (т.е. установленного законами - авт.), права а [точнее] оно лучше [права] с погрешностью, причина которой - его безусловность (правильнее, наверное, на современном языке сказать - обобщенность, отвлеченность от конкретного)». И сама природа доброго - это поправка к закону в том, в чем из-за его всеобщности имеется упущение. Вот развитие мысли Аристотеля: «Затруднение создает то, что хотя добро есть право, однако право не в силу закона, а в качестве исправления законного правосудия. Причина этого в том, что всякий закон [составлен] для общего [случая], но о некоторых вещах невозможно сказать верно в общем [виде]. ... И тем не менее закон правилен, ибо погрешность заложена не в законе и не в законодателе, а в природе предмета...»6. Иначе говоря «добро» в правосудии состоит в правильном (разумном) применении закона к разнообразным жизненным случаям. Весьма общие фразы Аристотеля, однако, открыли линию теоретических изысканий по проблеме отношения «закон - судья» и получили отточенное совершенство

5 Романовская Л. Р. Воспитание добродетели как задача государства в античной философии // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. - 2012. - № 3. - С. 248-252.

6 Аристотель. Соч. в 4-х тт. - Т. IV. - М.: Изд-во «Мысль», 1983. - С. 168.

Верховодов Е. В.

Романовская В. Б.

Евразийский юридический журнал

№ 6 (85) 2015

через много лет в трудах великих юристов Римской империи... Заметим, что «добро», по мнению великого философа, судья творит не только учитывая тот или иной закон, но и «природные» принципы права7. Примечательно, но в истории правовой мысли созвучные идеи воспроизводились весьма нередко. Вспомним хотя бы «естественно-позитивистскую» теорию Р. Дворкина, с точки зрения которого «право не исчерпывается простой совокупностью действующих норм, оно включает в себя также принципы, выражающие некоторые моральные требования (справедливости, честности и др.)», и к которым обращаются судьи при разрешении юридических дел8.

С понятием «добра» в суде тесно связано другое, которое Аристотель обсуждает в кратких словах: «Так называемая совесть, которая позволяет называть людей совестящимися и имеющими совесть, - это правильный суд доброго человека.». И далее: «.доброго мы считаем особенно совестливым, а иметь совестливость в иных вещах - это свойство доброты». «Совестливость же - это умеющая судить совесть доброго человека, причем судить правильно.»9. Совесть, нравственная категория, как и добродетель, имеет «естественное» (природное) основание. Правда, следуя традиционным воззрениям своих учителей Сократа и Платона, Аристотель считает, что природные качества без руководства ума «оказываются вредными». Необходимой оговоркой является то, что прямолинейное суждение Сократа об абсолютности (абсолютной силе) человеческого разума, Аристотель корректирует диалектически: «.невозможно ни быть собственно добродетельным без рассудительности, ни быть рассудительным без нравственной добродетели»10. Точно так же, рассуждал великий Стагирит, «.человек не бывает от природы исключительно предрасположен ко всем добродетелям сразу.». Но «при наличии рассудительности, хотя это [только] одна [из добродетелей], все [нравственные добродетели] окажутся в наличии» - «в силу рассудительности»11, конечно.

Гражданская позиция Аристотеля - идеолога эллинского рабовладельческого режима (афинской демократии - преимущественно) исключала из его правовых и политико-социальных построений, как правовых субъектов, и рабов и варваров. Он считал естественным бесправное положение тех и других.

Рассуждая о работе «Этика» (отчасти также «Политика») величайшего мыслителя древней Греции, необходимо сделать ряд выводов. Аристотель недвусмысленно заявил о том, что право нельзя рассматривать как нечто, связанное исключительно с волей законодателя, с государственным или «позитивным» (по современной терминологии) правом. В основу права им была положена реальная жизнь естественным путем сложившегося общества и спонтанное осознание членами этого общества необходимости введения тех или иных нормативов. Естественное право - «внутренний закон» общества, выросший на базе разумных поисков и волевых действий членов социального организма. Право спонтанной общественной организации соотносимо с потребностями того или иного элемента (составной части) этого организма. Поэтому социальная «этика» первична по отношению к государственным правоу-становлениям, в том числе и исторически, так как люди стали вырабатывать некое «первичное» право, право «по природе» до появления тех или иных государственных регуляторов.

Аристотель не сводил все к одному типу права - скажем, естественному, хотя титул основоположника естественно-правовой теории, несомненно, принадлежит ему. Он пытался как-то дифференцировать право, но не привел свои мысли в сколько-нибудь стройный порядок. Полемика Аристотеля и Платона об источниках развития права - «разум» (ratio), по Платону, или «разум» и «воля» (voluntas), согласно мнению его великого ученика, привлекло внимание философов и те-

7 Аристотель. Соч. в 4-х тт. - Т. IV. См. стр. 161: «Неправосудное может быть по природе и по установлению...».

8 Пужаев В. В. Правовая концепция Рональда Дворкина // Современное право. - 2015. - № 1. - С. 22.

9 Аристотель. Соч. в 4-х тт. - Т. IV. - С. 184-185.

10 Там же. - С. 189.

11 Аристотель. Соч. в 4-х тт. - Т. IV. - С. 189-190. Этот принцип мо-

рального развития человека обосновал Платон, называя его «вза-

имопредполагание добродетелей». Там же. - С. 730.

ологов разных стран Западной Европы в средние века12. В отличие от Пл

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком