научная статья по теме АРКАИМ И СТОУНХЕНДЖ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АРКАИМ И СТОУНХЕНДЖ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ»

Hobsbawm, Ranger 1983 - The Invention of Tradition / Eds. E. Hobsbawm, T. Ranger. Cambridge:

Cambridge Univ. Press, 1983. Krasztev, Kerenyi 2001 - Krasztev P., Kerenyi S. Spirit Awakening at Sunrise. Petar Danov and the

White Brotherhood: Attempting Interpretation - Ethnologia Balkanica. 2001. № 5. P. 79-100. Popper 1962 - Popper K. Towards a rational theory of tradition // K. Popper. Conjectures and

Refutations: The Growth of Scientific Knowledge. N.Y.: Basic Books, 1962. P. 120-135. Turner, Bruner 1986 - The Anthropology of Experience / Eds. V. Turner, E. Bruner. Urbana, Chicago: Univ. of Illinois, 1986.

S. Toncheva. Touching upon the Sacred: Seven Rila Lakes and the Universal White Brotherhood in Bulgaria

Keywords: sacred places, new spirituality, revival of religion, post-socialism, Bulgaria, Universal White Brotherhood, Petar Dunov

The article discusses the process of invention of the religious and the functions of the new sacred places in the contemporary culture. It draws on the case of the Seven Rila Lakes (Rila mountain, Bulgaria) which function as central sacred topos for the followers of the spiritual teacher Petar Dunov, or the community of the Universal White Brotherhood. It examines the pilgrimage to the Seven Lakes as important for the consolidation of the community event and its significance - as a reflection of the lack of sacredness in the postmodern contemporary culture.

ЭО, 2014 г., № 5 © В.А. Шнирельман

АРКАИМ И СТОУНХЕНДЖ МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ*

Ключевые слова: Аркаим, Стоунхендж, религия, эзотерика, неоязычество, паломничество, археология.

В статье рассматриваются два археологических памятника мирового значения - Стоунхендж в Англии и Аркаим в России, ставшие в наши годы местами интенсивной религиозной деятельности. Прослеживается процесс превращения археологического памятника в "место силы", анализируются особенности такого места, причины его привлекательности, формирующиеся вокруг него мифы и поверья, состав посещающих его паломников и деятельность духовных учителей. Обсуждаются верования отдельных возникших здесь религиозных учений и их связь как с эзотерикой, так и с национализмом.

Виктор Александрович Шнирельман - д.и.н., главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; e-mail: shnirv@mail.ru

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ 12-01-00312а "Современная религиозность: толерантность или радикализм?"

В 1980-е гг. английские археологи были шокированы тем, что кто-то помимо них выдвигает претензии на Стоунхендж. Тогда-то и возник вопрос о том, кому принадлежит этот мегалитический памятник. В 1990-х гг. это поветрие докатилось до России, и на этот раз российские археологи ощущают дискомфорт в связи с лавиной туристов, которые ищут в древней истории вовсе не то, чего ждут от них археологи. Ранее других это коснулось Аркаима, оказавшегося на острие профессиональных и любительских интересов, светского и духовного, общенационального и этнического, умеренного и радикального. При этом как некоторые специалисты, так и любители не устают сравнивать Аркаим со Стоунхенджем, обнаруживая между ними едва ли не родственные связи. Такое сопоставление действительно уместно, однако по совершенно иным причинам, имеющим отношение не столько к древности, сколько к современности.

Стоунхендж, расположенный в Уэссексе монументальный первобытный памятник, хорошо известен не только в Англии, но и далеко за ее пределами. Как считают археологи, конструкция состояла из двух кругов вертикально поставленных каменных глыб, причем диаметр внешнего круга достигал 33 м. В пределах внутреннего круга располагались каменные глыбы, напоминавшие в плане две гигантские подковы, одна из которых была вписана в другую. Некоторые соседние вертикальные камни перекрывались горизонтальной плитой в виде буквы "П". В центре сооружения стоял огромный камень, названный "алтарным". Все сооружение было окружено валом и рвом диаметром до 100 м, и войти в него можно было только с северо-востока. Возраст описанной конструкции, имевшей ритуальное назначение, составляет 4000 лет, но сам памятник использовался в течение 1500-2000 лет, причем почитаемые сегодня монументальные конструкции относятся к середине этого долгого периода (Chippindale 1990: 10-13, 17).

В последние столетия памятник принадлежал частным землевладельцам, но в 1918 г. был передан ими нации с условием свободного посещения для интересующихся. До весны 1984 г. он находился в ведении Департамента охраны природы, а затем перешел под надзор Агентства по охране британского культурного наследия. До начала XX в. многие плиты лежали на земле, но затем некоторые из них были подняты в ходе реставрационных работ. Однако в последние годы возникли сомнения в точности реставрации (Restoration 2001).

С 1920-х гг. памятник интенсивно посещается туристами, потребности которых обеспечивают построенные в его окрестностях в 1960-х гг. разнообразные коммерческие заведения. Но если в 1920-х гг. годовая посещаемость памятника составляла 20 тыс. туристов, то в 1970-1980-х гг. она достигла 700-800 тыс. (Bender 1998: 123). В итоге в мае 1984 г. его обнесли колючей проволокой, чтобы спасти от повреждений, а для туристов была проложена специальная тропа, откуда только они и могли его видеть, и то лишь частично. Примечательно, что три четверти туристов приезжали из других стран, причем более половины - из США, где Стоунхендж рекламировался прежде всего как место, связанное с древнейшими астрономическими наблюдениями. Однако, несмотря на многочисленные исследования, так и не было получено убедительных доказательств того, что Стоунхендж или другие известные первобытные мегалитические сооружения использовались "древними астрономами" (Chippindale 1986a)1.

В XVII-XVIII вв. были высказаны соображения о том, что Стоунхендж был создан друидами для своих ритуалов, и, хотя позднее было доказано, что его возвели за 2000 лет до друидов эпохи Юлия Цезаря, в обществе, благодаря романтически настроенным писателям и художникам, утвердилось мнение о его связи с друидами. Эта идея была с энтузиазмом воспринята деятелями "кельтского возрождения" в XIX в., что в свою очередь повлияло на ученых того времени, увлеченных "кельтскими древностями" (Jones 1990: 74-84; Bender 1998: 110-112). Так Стоунхендж, к огорчению современных археологов, превратился в святое место, почитаемое теми, кто считает себя

"друидами"2. Мало того, были попытки отождествить Стоунхендж вначале с храмом Солнца, а затем с обсерваторией, якобы построенной жрецами, чтобы следить за перемещением Солнца и Луны. Соглашаясь с тем, что монументальные сооружения могли иметь такую функцию, археологи отвергают идею о связи памятника с "первобытной астрономией". Но широкую общественность и некоторых энтузиастов-ученых их мнение не убеждает (Chippindale 1990: 21-26).

Тем временем чуть более ста лет назад появились неоязычники-друиды и начали использовать Стоунхендж для своих ритуалов3. Вначале там совершались ритуалы посвящения, а с 1920-х гг. друиды в белых одеяниях стали устраивать ритуалы в день летнего солнцестояния, объявив Стоунхендж древним храмом и духовным центром Европы. В 1974 г. это превратилось в шестинедельные празднества, собиравшие до нескольких тысяч участников. Там находилось место всем - христианам, язычникам, астрологам, друидам, хиппи, феминисткам, колдуньям, каббалистам, эзотерикам, уфологам и пр. Одни из них придавали этому религиозный смысл, другие приходили, чтобы встретиться с друзьями, для третьих это было поводом для веселого времяпрепровождения. Многие видели в Стоунхендже зримое свидетельство глубоких знаний и мудрости древних в эпоху золотого века. Его связывали со сверхъестественными силами и даже с деятельностью космических пришельцев. Некоторые вдохновлялись идеями "кельтского христианства", другие выступали от имени религий New Age. Одни апеллировали к славе древних кельтов, другие видели в Стоунхендже общенациональный символ (Sebastian 1990: 108-111). В любом случае участники празднеств и ритуалов верили, что лучше понимают значение памятника, чем археологи и чиновники, отвечающие за его сохранность. Они сами следили за порядком и не допускали вандализма(Bender 1998:123-128).

Такие сборища были незаконны, но полиция долго относилась к ним довольно либерально. Все изменилось после того, как, прорвав ограждения, друиды все же провели летом 1984 г. свой ритуал в центре сооружения, в результате чего охранная зона, включая археологические памятники, была повреждена и покрылась кучами мусора. Поэтому в следующем году Агентство по охране британского культурного наследия запретило неоязычникам проводить свои праздники на территории памятника. Они не подчинились, и недалеко оттуда произошло столкновение с полицией, в результате чего 520 активистов были арестованы. В 1986 и 1987 гг. полиция снова остановила шествие на подходах к Стоунхенджу, и в 1988 г. после новой стычки друидам пришлось довольствоваться устройством праздничных церемоний не на самом памятнике, а неподалеку от него. В 1989 г. вся территория в радиусе четырех миль от памятника была закрыта для каких-либо массовых мероприятий. С тех пор лишь небольшие группы посетителей допускались в центр памятника за особую плату. Затем в 2000 г. язычники добились права справлять там ритуал в день летнего солнцестояния (Wallis, Blain 2009: 593-594). Только к концу 2013 г. недалеко от памятника был открыт музей, где с помощью новейших технологий туристам предоставляется возможность почувствовать себя в центре Стоунхенджа и встретить там восход солнца.

Однако так и не был получен ответ на важнейшие этические вопросы о том, кому именно принадлежит Стоунхендж, должен ли он оставаться мертвым реликтом древности или быть местом интенсивной современной религиозной деятельности, могут ли друиды использовать его для своих ритуалов, продлевая его "духовную жизнь", в какой мере он может служить целям массового туризма и как совместить потребности общества в свободном доступе к культурному наследию

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком