научная статья по теме АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ»

Из истории естествознания

Г. Е. КУРТИК

АСТРОЛОГИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ В ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ*

В статье подробно рассматриваются, учитывая новейшие публикации в данной области, связи между созвездиями и земными объектами (городами, храмами, реками и регионами), встречающиеся в основном в новоассирийских астрологических текстах.

Ключевые слова: Древняя Месопотамия, астрология, созвездия.

«Астрологическая география» - не вполне удачный термин, обозначающий в ассириологии тот раздел месопотамской астрологии, в котором речь идет об установлении связей между небесными светилами (Солнцем, Луной и звездами) и земными объектами (города, храмы, реки, страны) Неудачность термина состоит в том, что в нем подчеркивается лишь астрологический аспект подобных связей, в то время как они носят ярко выраженный религиозный или мифологический характер. Их анализ может пролить дополнительный свет на географические и космологические представления в Древней Месопотамии. Предсказания, связанные с географическими объектами, встречаются только в астрологии; этим она отличается от других видов предсказаний, получивших распространение в Месопотамии, таких, как гадание по внутренностям жертвенных животных или по маслу. В настоящей статье мы рассмотрим связи «светило - земной объект», встречающиеся в астрологических текстах, в самом общем виде, классифицируем их и приведем некоторые конкретные примеры, учитывая новейшие публикации в данной области.

Ранние свидетельства

Самым ранним свидетельством о том, что географические объекты играют какую-то роль в месопотамской астрологии, можно считать, по-видимому, описание сна Гудеа, правителя города Лагаша (XXII в. до н. э.), в котором сообщается о необходимости построения храма для бога Нингирсу, городско-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 07-06-00023-а.

1 Этот термин впервые встречается в статье Э. Вайднера, см.: Weidner E. Astrologische Geographie im alten Orient // Archiv für Orientforschung. 1963. Bd. 20. S. 117-121. В аналогичном смысле Г. Хунгер использует другой термин - «небесная география», см.: Hunger H. Himmelsgeographie // Reallexikon der Assyriologie. 1972-1975. Bd. 4. S. 412-413.

© Г. Е. Куртик. ВИЕТ. 2010. № 1. С. 31-41.

го божества Лагаша 2. Воля богов сообщается Гудеа во сне через посредство шумерской богини Нисабы - богини плодородия и писцового искусства, которая в этот период имела также какое-то не вполне ясное астрономическое значение 3. Интерпретация текста весьма сложна. Некоторые исследователи рассматривают его как самое раннее известное свидетельство о развитии астрологии как особого вида предсказаний в Древней Месопотамии 4. В нем предполагается какая-то связь между звездами и строительством храма. В частности, в тексте сказано: «Она (= Нисаба) объявила тебе (= Гудеа) священные звезды, предвещающие (необходимость) строительства храма» 5. Конкретный характер связи между храмом и звездами, однако, остается нераскрытым. Не ясно также, в какой мере такого рода представления были распространены в Месопотамии конца III тыс. до н. э. Другие источники, относящиеся к этому же периоду, не содержат никакой дополнительной информации по этому поводу.

В сборнике храмовых гимнов, приписываемом Энхедуанне, дочери Саргона Древнего (XXIV в. до н. э.), и восходящем, по крайней мере частично, к староаккадскому времени 6, отсутствуют указания на то, что храмы в этот период были связаны со звездами 7. Исключением можно считать гимны, посвященные храмам трех главных астральных богов, Нанны, Инанны и Уту, отождествлявшихся соответственно с Луной, Венерой и Солнцем 8. В текстах гимнов содержатся эпитеты, характеризующие Нанну, Инанну и Уту как астральные божества, однако во всем остальном они ничем существенно не отличаются от гимнов других богов, заведомо не имевших астрального значения.

Некоторые божества, связанные во II—I тыс. до н. э. с созвездиями, были известны в Месопотамии уже в конце III тыс. до н. э. или даже раньше. Однако

2 Описание сна Гудеа содержится на так называемых «Цилиндрах А и В» (Cylinders A and B). Транслитерацию клинописного текста и перевод на английский язык см.: Black J. A., Cunningham G., Ebeling J. et al. The Electronic Text Corpus of Sumerian Literature (http://etcsl. orinst.ox.ac.uk/), Oxford 1998-2006, text 2.1.7 (цит. далее как ETCSL), там же см. список предшествующих публикаций. Частичный перевод на русский язык «Цилиндра А» см.: От начала начал. Антология шумерской поэзии / Вступ. статья, перевод, комментарии, словарь В. К. Афанасьевой. СПб., 1997. С. 235-242.

3 Подробнее о Нисабе см.: Мифы народов мира. В 2 т. 2-е изд. / Глав. ред. С. А. Токарев. М., 1992. Т. 2. С. 223-224; Koch-Westenholz U. Mesopotamian Astrology. Copenhagen, 1995. P. 32-33; Куртик Г. Е. Ранняя история месопотамских созвездий (К проблеме происхождения созвездий) // Историко-астрономические исследования. 2002. Вып. 27. С. 290-291 (перепечатано в: Петербургское востоковедение. 2002. Вып. 10. С. 186-229).

4 См., например: Falkenstein, A. "Wahrsagung" in der sumerischen Überlieferung // La divination en Mésopotamie ancienne / Éd. J. Nougayrol. 1966, Paris, P. 45-68. Однако У. Кох-Вестенхольц, автор наиболее авторитетного в настоящее время исследования по истории месопотамской астрологии, отвергает такую интерпретацию, см.: Koch-Westenholz. Mesopotamian Astrology... P. 33.

5 e2-a du3-ba mul kug-ba gu3 ma-ra-a-de2, см.: ETCSL, 2.1.7:139-140 (= Cyl. A VI 1-2).

6 О хронологии Древней Месопотамии см.: Бикерман Э. Хронология древнего мира. М., 1975. С. 179-181.

7 См.: Sjöberg A .W., Bergmann S. J. The Collection of the Sumerian Temple Hymns. N.Y., 1969; ETCSL, 4.80.1.

8 Собрание включает 42 гимна, из них храмам Нанны посвящены три (№ 8, 12, 37), храмам Инанны - три (№ 16, 26, 40), храмам Уту - два гимна (№ 13, 38), см.: Sjöberg, Bergmann. The Collection of the Sumerian Temple Hymns.

нет указаний на то, что им придавалось какое-либо астрономическое или астрологическое значение уже в этот ранний период 9. Таким образом, описание сна Гудеа - это единственное известное нам свидетельство, относящееся к концу III тыс. до н. э., в котором предполагается связь между земным географическим объектом (храмом) и небесными светилами (звездами).

Географические названия в названиях светил

Географическая составляющая среди названий светил в Древней Месопотамии была очень скудна. Нам известно только пять примеров такого рода из около 450 названий, относящихся к небесным светилам. Они касаются созвездий, звезд и планет, а именно: 1) mulNUNki = mulEriduk (букв. «[Звезда города] Эриду») 10; 2) mulMAR.TU = mulAmurru (букв. «Звезда [страны или региона] Амурру») 11; 3) mulNIM.MAki = mulElamtu («Звезда [страны, региона] Элама») 12; 4) mul id2 BURANUN = mulPurattu («[Звезда реки] Евфрат») 13; 5) mul id2 IDIGNA = muXIdiglat («[Звезда реки] Тигр») 14. Из пяти приведенных названий только mulNUNki представляет собой название созвездия, не известного под другими именами. Совершенно непонятно, почему именно Эриду из всех месопотам-ских городов удостоился чести быть представленным на месопотамском небе. Два последних названия фиксируют созвездия, более известные как mulSIM. MAH = mulsinuntu («Большая Ласточка») 15 и mul dAnumtu («[Богиня] Ануни-ту») 16; они находились, соответственно, в юго-западной и северо-восточной частях созвездия Рыбы 17.

9 Подробнее см.: Куртик. Ранняя история... С. 293-294.

10 Отождествляется современными исследователями по-разному: 1) как созвездие в пределах Кормы и Парусов, включавшее, возможно, также Канопус - самую яркую звезду в южном полушарии; 2) как звезда Канопус. Впервые название встречается в лексическом списке звезд из Эмара, датируемом XIII в. до н. э., позднее во многих текстах. См.: Куртик Г. Е. Звездное небо Древней Месопотамии: шумеро-аккадские названия созвездий и других светил. СПб, 2007. С. 395-398. Ст. п50.

11 Звезда или созвездие в Персее (отождествление неопределенное). Название встречается редко, самое раннее упоминание содержится в так называемой «Хеттской молитве ночным богам» (не позднее XIII в. до н. э.), см.: Куртик. Звездное небо. С. 303. Ст. т10.

12 Эпитет Марса или Венеры в новоассирийских текстах, см.: Куртик. Звездное небо. С. 375-376. Ст. п23.

13 Созвездие, находившееся в западной части современного созвездия Рыбы, включавшее также некоторые звезды Пегаса. Все свидетельства достаточно поздние (не ранее первой половины I тыс. до н. э.). См.: Куртик. Звездное небо. С. 101-102. Ст. Ь12.

14 Созвездие, находившееся в восточной части современных Рыб, см.: Куртик. Звездное небо. С. 217-218. Ст. Ю3. В этом и предыдущем названиях детерминатив ц2 который обычно ставился перед названиями каналов и рек, в текстах иногда отсутствует. В списках названий звезд «Звезда Евфрата» и «Звезда Тигра» приводятся, как правило, вместе, как нераздельная пара, однако в текстах предсказаний это правило выполняется не всегда.

15 Созвездие в юго-западной части Рыб и части Пегаса, упоминаемое в списке звезд из Эмара и позднее во многих текстах, см.: Куртик. Звездное небо. С. 435-440. Ст. 820.

16 Созвездие, соответствующее восточной рыбе в созвездии Рыбы и части Андромеды. Самое раннее упоминание содержится в текстах «Астролябий», датируемых XII в. до н. э., см.: Куртик. Звездное небо. С. 62-66. Ст. а42.

17 Возможно, здесь речь идет не о полном отождествлении фигур созвездий, как это предполагается в ряде текстов, но лишь о частичном соответствии, как это следует из текста MLC 1866: «Звезды Тигра и Евфрата на концах Хвостов (Ласточки и Ануниту стоят)» см.: Куртик. Звездное небо. С. 102. Ст. Ь12.

2 ВИЕТ, № 1

Столь редкое упоминание географических названий среди названий созвездий, звезд и планет свидетельствует о том, что в период, когда в Месопотамии формировалась астральная терминология, а это происходило, по-видимому, на рубеже III-II тыс. до н. э. или немного раньше 18, идеи, связанные с астрологической географией, еще не были распространены.

Отношения «небесные объекты - географические объекты»

Известные нам астрологические тексты, в которых прив

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком