Лермонтово расположено двумя длинными порядками по берегам задумчиво-грустной речки Милорайки. Эти старые сельские порядки сохранили свою форму, но вид их вполне современный: давно нет «изб дымных, черных». Напротив въезда в село высится белоснежная колокольня церкви Михаила Архистратига. Рядом — желто-белое здание часовни, в которой покоится прах поэта. В окрестностях села сохранилось многое, связанное с памятью о нем. В небольшую дубовую рощу в июньские праздники ходили «всей дворней, Михаил Юрьевич впереди всех». Так приятно бывало напиться свежей ключевой воды из родника в роще.
После пересказа учитель открывает слайд с текстом для дальнейшей работы.
Какие орфограммы, связанные с правописанием прилагательных, мы еще не повторили? Найдите в тексте прилагательные с этими орфограммами и выпишите их. Объясните правописание и дополните каждую группу своими примерами (один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях). По опорным словам еще раз перескажите текст.
6. Подведение итогов
Итак, мы повторили все, что нам необходимо знать об имени прилагательном: его морфологические призна-
ки, грамматические свойства, правописание. Но самое главное — мы еще раз прикоснулись к жизни и творчеству нашего великого земляка. И если вам случится быть в «Тарханах», войдите в дом, где теперь находится музей, пройдите по комнатам, где все напоминает о Лермонтове, взгляните на старинное село, на сонный, в осо-ках пруд, войдите в пустынную аллею парка — и, может быть, вашему воображению представится темноволосый мальчик в зеленой курточке, бледный, одинокий, с темными, горящими глазами.
7. Домашнее задание: сочи-н е н и е-м и н и а т ю р а с грамматическим заданием.
Вы представляете, что такое реклама, — по телевизору ее показывают ежедневно. Поэтому вам, вероятно, не составит большого труда стилизовать свое сочинение под жанр рекламы. Тем более что побывать в Тарханах должен каждый более или менее образованный человек. Итак, вам необходимо сочинить текст для рекламы: «Приезжайте в Тарханы!» Не забудьте подчеркнуть в нем имена прилагательные как члены предложения.
Г. В. АРЖАНИКОВ
Авторские знаки препинания
(IX класс)
Цели урока: I) образовательная — дать понятие об авторских знаках препинания; выяснить, чем обусловлены отступления от нормативной пунктуации; научить различать нормативную и авторскую пунктуацию; 2) развивающая — продолжить формирование навыков пунктуационного и стилистического анализа, выразительного чтения поэтических строк.
Ход урока
I. Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Знаки препинания, их типы и назначение».
• Словарный диктант. Решение эвристической задачи.
Точка, многоточие, двоеточие, запятая, точка с запятой, кавычки, скобки, тире, дефис, восклицательный и вопросительный знаки, абзац.
— Какой термин лишний в словарном диктанте? Почему? (Лишним является термин «дефис»: это не знак препинания.)
— Сколько знаков препинания в русском языке? (Десять).
— Каково их назначение в письменной речи? (По словам русского писателя К. Г. Паустовского, «знаки препинания — это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться».)
— Какие типы знаков препинания вы знаете? (Завершающие, разделяющие, выделяющие.)
— Приведите примеры. (Ответы учащихся.)
II. Закрепление понятия о пунктуации (с опорой на схему).
S2
— Термин «пунктуация» употребляют в двух значениях: как совокупность правил постановки знаков препинания
ПУНКТУАЦИЯ
I
и как расстановку знаков препинания в тексте. Рассмотрите схему.
Схема
совокупность правил постановки знаков препинания
архаичная (устаревшая)
II
III
— Выполните задания и ответьте на вопросы.
• Прочтите внимательно примеры пунктуационного оформления одного и того же предложения, взятые из разных сборников басен И. А. Крылова.
1) «Неблагодарная!» — примолвил Дуб ей тут, — «когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут».
2) «Неблагодарная!» — примолвил Дуб ей тут: «когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут».
3) «Неблагодарная!» — примолвил Дуб ей тут. — «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут».
2) «Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут, — «когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут».
— Как вы полагаете, с чем связан разнобой при пунктуационном оформлении этого предложения? (Пунктуационные правила не сразу принимали тот вид, который нам знаком сейчас, они проходили период становления, совершенствования; отсутствие строгой регламентации в их использовании приводило к тому, что разные редакторы по-разному оформляли пунктуацию в однотипных конструкциях.)
— Перед нами пример устаревшей (архаичной) пунктуации. Запишем это предложение в соответствии с современными правилами:
«Неблагодарная! — примолвил Дуб ей тут. — Когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут».
расстановка знаков препинания в тексте
современная (новая редакция «Правил русской орфографии и пунктуации» 19S6 г.)
нормативная вариативная факультативная
(«или — или») («знак — нуль знака»)
авторская (ненормативная)
— Обратимся к карточке 2. Прочитайте предложения. Есть ли в
них пунктуационные ошибки? Какие именно? Аргументируйте свое мнение.
1) О, опять — ну что нам снег и ветер! — в руки лом и шапку набекрень. — О, опять (ну что нам снег и ветер!) в руки лом и шапку набекрень. (В. Фирсов).
2) Погиб и кормчий, и пловец. — Погиб и кормчий и пловец. (Пушкин).
— Пунктуационных ошибок нет. В первом примере — вариативная пунктуация: вставные конструкции выделяются либо скобками, либо тире. Во втором примере — факультативная пунктуация: два однородных члена, соединенных повторяющимся союзом и, можно как разделять, так и не разделять запятой.
III. Работа с учебником.
1. Постановка цели перед учениками.
— А теперь вам предстоит внимательно прочитать § 19 и выполнить упражнение 257 [Русский язык... 2002].
Составленный план параграфа запишите в тетрадях, на вопросы упражнения ответьте устно.
2. Самостоятельная работа (5—7 мин).
IV. Проверка самостоятельной работы.
— Прочитайте ваш вариант плана. Чей план удачнее, точнее отражает содержание текста?
— Что понимается под авторскими знаками?
— С какой целью писатели их используют? (Ответы учащихся.)
— Запишите в тетради высказывание В. В. Маяковского: «Наша обычная пунктуация с точками, с запятыми, во-
S3
просительными и восклицательными знаками чересчур бедна и маловыразительна по сравнению с оттенками эмоций, которые сейчас усложненный человек вкладывает в поэтическое произведение».
— Можно ли включить это высказывание в прочитанный параграф? Почему? Где бы в тексте вы поместили эту цитату? Какая пунктуация в этом предложении — нормативная или авторская? (Ответы учащихся.)
— Приведите примеры предложений с авторскими знаками препинания.
V. Тренировочные упражнения.
1. Упражнение 258.
2. Пунктуационный анализ фрагментов из стихотворений Андрея Белого.
1) За годом год — бегут года: — Туда, где синева сквозная
И облак бледная гряда:
Она в снегах — всегда, всегда...
Она — моя. А ты? Не знаю.
2) Там — даль, чета берез, Там — пруд:
И плещет в пруд крылом Там рыболов; — Там возникал, там рос (Неведомый О чем),
Тоскливый зов.
3) [Голос ветра]: «Когда сквозных огней «Росы листок зеленый «На мой томящий одр Нальет и отгорит, — «Когда дневных лучей «Слепящий ток червленый, «Клоня кленовый лист, «По купам прокипит, — «Когда багров и чист «Меня восток приметит, «Когда нальет поток «Своих сквозных огней: — «Тогда душа твоя
«Мою призывно встретит (Последних дней моих «Твоих весенних дней.) «Ну что ж? Тревожишься? «Тревожиться не надо: «Отрада вешняя кругом— «Смотри: зари «Отрада вешняя «Нисходит к нам, отрада. «Теперь склонись, люби, «Лобзай — скажи: «Умри».
«Лобзай меня! Вотще: «И гаснет лик зажженный, «Уже склоненный в сень «Летейской пустоты. «Прости, мой бедный друг! «Прости, мой друг влюбленный, «Тебе я отдал жизнь. «Нет, не любила ты.» (Голос ветра замирает.)
— Прочитаем стихотворные строки Андрея Белого (примеры I, 2).
Подчеркните в тексте авторские знаки поэта. Почему вы считаете, что эти знаки авторские? Запишите фрагменты в соответствии с нормативными правилами, объясняя постановку знаков препинания.
— Употребление каких авторских знаков вы не можете объяснить?
— Что представляет собой по форме фрагмент стихотворения «Когда»? (Монолог ветра. Это прямая речь.)
— Какие кавычки необходимы в тексте? (Выделяющие прямую речь: «Когда сквозных огней <...> — <...> Нет, не любила ты...»)
— А остальные кавычки (открывающие) — авторский знак. Активизируют ли они восприятие читателя? Передают ли добавочный смысл, важный для замысла поэта?
— Где кончается первое предложение? Укажите вид этого предложения. (Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных времени. Со стилистической точки зрения это — предложение-период; на стыке придаточного и главного предложений должен стоять единый знак — тире с запятой. А авторское двоеточие и тире лишь затемняют смысл.)
— Какую функцию выполняет авторский знак запятая с тире в первом предложении? (Указывает границы между строфами, что излишне, ибо для этого используется графическое средство — увеличенный пробел. Лучший вариант постановки знака — точка с запятой.)
— Можно ли считать скобки в конце первого предложения авторским знаком? (Нет, они выделяют вставную конструкцию, после закрывающей скобки необходима точка.)
— Какой вывод можно сделать, проанализировав авторскую пунктуацию в
S4
первом предложении стихотворения? (Не всегда можно объяснить употребление авторских знаков, порой они затемняют, а не проясняют смысл предложения.)
3. Пунктуационный анализ предложений из стихотворений Э. А. Асадова.
Есть ли авторские знаки в стихотворных строках Э. Асадова? Если есть, объясните их употребление.
I) Если ты любишь, то всем существом — что б ни случилось, ты думать будешь не о себе, а всегда о нем — да, именно: прежде всего о нем, о том
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.