научная статья по теме B.A. ТЮРИН. ИСТОРИЯ ИНДОНЕЗИИ Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «B.A. ТЮРИН. ИСТОРИЯ ИНДОНЕЗИИ»

184

ВОСТОК (ORIENS) 2005 № 4

РЕЦЕНЗИИ

[J3.A. ТЮРИН. ИСТОРИЯ ИНДОНЕЗИИ. "М.: Восточный университет, 2004. 595 с._^

© 2005 Ю. О. ЛЕВТОНОВА

Выход в свет книги известного российского ученого-востоковеда В.А. Тюрина "История Индонезии" - событие не только в отечественном, но и мировом востоковедении. Существует обширная историография по Индонезии (за рубежом и в России) на различных этапах ее развития, но в рецензируемой работе впервые последовательно прослеживается исторический процесс в этой крупнейшей стране региона Юго-Восточной Азии (ЮВА) и одной из самых больших стран Востока, начиная с древнейшего дописьменного периода и заканчивая историей современного индонезийского государства на рубеже ХХ-ХХ1 столетий.

Первый вариант книги был написан автором еще в конце 1970-х годов и должен был завершить издаваемую в то время Отделом ЮВА Института востоковедения серию историй стран региона. По обстоятельствам, не имевшим отношения к профессиональной деятельности автора, публикация книги была приостановлена почти на четверть века. По иронии судьбы в вынужденном многолетнем перерыве, на мой взгляд, оказались не только минусы, но и плюсы. Сейчас перед нами - в полном смысле новый (а не просто обновленный) фундаментальный труд, обогащенный самыми последними материалами по истории Индонезии и ЮВА в целом.

Автор - один из ярких представителей и последователей советской школы изучения стран ЮВА, основанной академиком A.A. Губером, - рассматривает свою книгу "в первую очередь как своего рода обобщение и итог отечественных исследований по истории Индонезии" (с. 4). Я бы сказала, что это скромная авторская оценка научного потенциала книги. В.А. Тюрин использовал ознакомление с новейшими достижениями мировой востоковедной науки для их осмысления, обобщения, включая критические и полемические подходы, и для выработки собственной концепции многовекового исторического пути Индонезии. Обновлен сам жанр подобного рода работ - историческое "повествование" в сочетании с научным анализом - в результате выделения главных векторов развития страны на каждом этапе ее истории, комплексности исследования с органичным включением в исторический текст социально-экономической, культурологической тематики, проблем, связанных с идеологией, религией, духовной культурой индонезийцев. Автору при строгом академизме его труда удалось написать "живую" историю индонезийского общества, показать ее сложность и драматичность, перенасыщенность событиями, потрясениями, конфликтами, кризисами. По существу, текст книги представляет собой своего рода историческую ретроспективу, увиденную ученым XXI в.. в чем, в частности, заключен один из признаков его новизны и актуальности.

Огромный объем научного материала, с которым работал автор, потребовал наиболее рациональных методов его отбора, "организации", реструктуризации и, что не менее важно, четких методологических подходов. Что касается структурного построения работы, то здесь автор предлагает его оптимально логичный вариант: в каждой главе (их в книге - 11 плюс Заключение) изложение политической истории с преобладанием событийных сюжетов завершается итоговым разделом, который содержит теоретические выводы и обобщения и, кроме того, большинство из них (что вообще необычно и ново для подобного типа масштабных исторических исследований) включает материалы по развитию духовной культуры индонезийцев (литературы, искусства, архитектуры и т.п.). Полагаю, что именно "вторжение" в духовный мир индонезийцев помогло автору "оживить" и "очеловечить" индонезийскую историю. Говоря о структуре работы, необходимо отметить, что примечания следуют за каждой главой (а не собраны в конце книги», представляя собой не только отсылки автора к использо-

ванным источникам и литературе, но и неся дополнительную информационную и смысловую нагрузку (разъяснения понятий, терминов, не вошедшие в основной текст, полемические замечания в адрес зарубежной и отечественной литературы и т.п.).

С точки зрения методологических подходов, безусловно, целесообразно выделение сквозных тем и проблем, уходящих корнями к истокам историко-культурных традиций и продолжавших (и продолжающих) оказывать влияние на всю последующую историю страны, и в особенности на массовое сознание, социальную психологию, поведенческие стереотипы индонезийцев. К таким темам, позволяющим ощутить связь времен, по сути, в безбрежном временном пространстве, я бы отнесла все вопросы, касающиеся специфики традиционной социальной в политической культуры, зарождения и развития самобытной духовной культуры индонезийцев, цивилизационных основ и особенностей индонезийского общества. Проблемы историко-культурных и цивилизационных истоков сконцентрированы в трех первых главах книга, посвященных истории древней и средневековой Индонезии - Нусантары (с первых веков н.э. до начала ранней европейской колонизации).

В.А. Тюрин - едва ли не первый российский индонезиевед, обратившийся к фундаментальному (на основе теории "восточного феодализма") изучению слаборазработанных, во многом по сей день остающихся предметом научной полемики проблем общества и государства в Шри-виджайско-Матарамский (УП-ХП вв.) период и в эпоху Яванских империй (ХШ-ХУ вв.). В книге эти проблемы отшлифованы, позиции автора подкреплены свежим фактическим материалом, в завершенном виде представлена выработанная автором типология основных социально-политических структур (приморской, или малайской - военно-феодальной, и яванской -государственно-патриархальной). И то, что автор указывает на постановочный и дискуссионный характер некоторых своих соображений, касающихся данного круга проблем, лишь усиливает научную значимость исследования.

Особое внимание в работе уделено проблеме внешнего влияния на древнюю и средневековую Юго-Восточную Азию двух великих цивилизаций - индийской и китайской. В случае Нусантары преобладающей была "индианизация". В.А. Тюрин - последовательный сторонник взаимодействия разноуровневых культурных систем и субстратов: не механического заимствования менее развитыми этносами внешних культурных и цивилизационных влияний, а их усвоения в результате сложного и длительного процесса творческой переработки на основе уже приобретенного собственного опыта (политического, социального, религиозного, эстетического). Существенно, что автору удается раскрыть механизм этого взаимодействия в религии (приспособление индуизма и буддизма к древнему пласту местных языческих верований), сознании, психологии жителей Индонезии, в их литературе и архитектуре. В итоге происходит рождение уже нового, собственно индонезийского культурно-цивилизационного феномена. Автор справедливо делает вывод о том, что и с исчезновением "индианизированных" государств социально-культурное наследие той эпохи продолжало оказывать воздействие на политические процессы. Я бы добавила - не только на политические процессы, но и на другие сферы общественной и духовной жизни индонезийцев.

Важнейшая сквозная тема рецензируемой работы - ислам в Индонезии. Нет надобности напоминать о том, что "исламская проблема" в наши дни оказалась в центре общественной жизни Индонезии. Как известно, появилось немало серьезных публикаций (и отечественных, и зарубежных), где главный акцент делается на современную религиозную ситуацию, опасный рост политического ислама, мусульманского экстремизма и сепаратизма. В этих публикациях справедливо утверждение, что в полной мере понять и оценить роль ислама в современной Индонезии невозможно без обращения к историческим истокам, однако обычно оно остается недостаточно расшифрованным и звучит скорее риторически. Рассматривая проблему ислама в Индонезии, В.А. Тюрин останавливается на его распространении на Архипелаге, растянувшемся на столетия (с X по XVII в.), причинах победы новой религии в Нусантаре (ХШ-ХУП вв.), возвышении первых мусульманских государств и, наконец, специфике восприятия ислама индонезийцами. Речь идет о возникновении в результате взаимодействия различных цивилизационных влияний и элементов индонезийского варианта мусульманской религии, распространившейся на большей части территории Архипелага. Позволю себе привести по этому поводу некоторые цитаты из книги: "Огромную роль в восприятии ислама индонезийцами сыграл суфизм, в своих архаических первоосновах созвучный местному шаманизму и подвергшийся значительному влиянию индуизма и буддизма, что облегчало ему проникновение в местную

среду". И далее: "Утверждение ислама на Архипелаге не означало разрыва с местными традициями социального и культурного развития... Даже в собственно религиозной сфере под покровом ислама, как раньше под оболочкой индийских религий, продолжали сохраняться местные верования, понятия и т.д." (с. 88). (Нечто подобное происходило с католицизмом, привнесенным Испанией на Филиппины.)

Исламизация Нусантары совпадала по времени с началом европейской колониальной экспансии в ЮВА. Автор обращает внимание на то обстоятельство, что вторжение колонизаторов-христиан на Архипелаг способствовало переходу в мусульманскую веру населения обширных районов как формы протеста и организации сопротивления иноземцам и иноверцам. Таким образом, ислам выступал в качестве идеологического знамени первых вспышек антиколониальной борьбы.

В круг научных интересов В. А. Тюрина входит изучение проблем европейской колониальной экспансии на Востоке (прежде всего ее ранних этапов), в частности колонизации Юго-Вос-точной Азии, особенно Индонезии (среди его многочисленных работ по указанной теме можно выделить фундаментальную монографию "Ачехская война", М. 1970). Поэтому в рецензируемой книге главы и разделы (гл. 4—6), посвященные данной тематике, можно сказать, целиком и полностью базируются на концептуальных, теоретических, методологических подходах и выводах самого автора. За исключением периода на рубеже и в начале XX в., где он частично, выборочно и крайне бережно использует отдельные сюжеты и обобщает выводы своих кол-лег-индонезиеведов (в первую очередь А.Б. Беленького). В рамках обширного хронологического периода (XV - начало XX в.) в книге четко просле

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком