научная статья по теме Б.Н. ЧИЧЕРИН КАК ПОБОРНИК ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА Государство и право. Юридические науки

Текст научной статьи на тему «Б.Н. ЧИЧЕРИН КАК ПОБОРНИК ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА»

ГОСУДАРСТВО И ПРАВО, 2010, № 11, с. 87-95

_ ПРАВОВАЯ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ _

И РЕЛИГИОЗНАЯ МЫСЛЬ

Б.Н. ЧИЧЕРИН КАК ПОБОРНИК ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

© 2010 г. Александр Степанович Куницын1

Краткая аннотация: в статье путем анализа научного наследия Б.Н. Чичерина предпринята попытка интерпретации содержания и особенностей его естественно-правовой концепции, обоснован вклад ученого в развитие естественно-правовой мысли. Статья может способствовать усвоению непреходящих нравственных и правовых ценностей, блестяще сформулированных в трудах выдающегося русского мыслителя. Annotation: using the method of analysis of B.N. Chicherin's scientific heritage an attempt of interpretation of the content and peculiarities of his natural legacy concept is being made in the article, as well as his contribution to the development of natural legal thought is described. The article can assist the learning of the enduring moral and legal values, which are brilliantly formulated in the works of the celebrated Russian thinker.

Ключевые слова: философия права, метафизика, эмпиризм, естественное право, внутренняя и внешняя свобода, естественные права человека.

Key words: philosophy of law, metaphysics, empiricism, natural right, internal and external freedom, natural human rights.

26 мая 2008 г. исполнилось 180 лет со дня рождения выдающегося русского мыслителя Бориса Николаевича Чичерина (1828-1904). Эта крупная дата довольно скромно была отмечена в научной среде и не получила широкого общественного резонанса, что не может не вызывать сожаления, учитывая масштаб личности Б.Н. Чичерина и его вклад в отечественную науку.

Вместе с тем это особенно и не удивляет, если иметь в виду, что заслуги Чичерина должным образом не были оценены ни его современниками, ни потомками. По выражению известного русского философа и богослова В.В. Зеньковского, "Чичерина у нас не поняли и не оценили"2. Он так и не был услышан, когда пытался предостеречь русское общество от бесконечных шатаний, анархического брожения умов, от безрассудных требований и беспочвенных мечтаний, когда предупреждал о грядущих опасностях и катастрофах. Впрочем, как верно заметил известный правовед Н.Н. Алексеев, "в узком кругу специалистов Чичерина всегда ценили". По его словам, "отсутствие своевременного признания Чичерина русским культурным сознанием было свидетельством нашей философской незрелости; признание же философского дела Чичерина является нашей ближайшей культурной обязанностью"3. Хотелось бы надеяться, что российское общество

1 Доцент кафедры государственного и муниципального управления Курского государственного университета, кандидат исторических наук (E-mail: boom2036@yandex.ru; тел.: (4712) 52-31-88).

2 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х т. Т. 2. Ростов-н/Д., 1999. С. 171.

3 Алексеев Н.Н. Русский гегельянец. Борис Николаевич Чи-

черин // Логос. Кн. 1. 1911. С. 196.

наконец-то "дозреет" до понимания всего сказанного Чичериным, в связи с чем весьма обнадеживает растущий интерес исследователей к научному наследию выдающегося ученого4.

Мыслитель такой величины, как Б.Н. Чичерин, не укладывается в узкие рамки каких-либо однозначных оценок. В историю русской общественной мысли он вошел как один из основоположников государственной (юридической) школы в отечественной историографии, родоначальников русской традиции в философии права, провозвестников идеи естественного права в России, как признанный патриарх русского либерализма. Согласно оценке П.Б. Струве "человек, родившийся в первой трети XIX века и доживший до начала XX века, Б.Н. Чичерин принадлежал к одному из самых блестящих поколений русской общественности... Он был ученый и общественный деятель; профессор Московского университета и городской голова города Москвы; историк и юрист;

4 См., например: Поляков А.В. Политико-правовое учение Чичерина // Чичерин Б.Н. Избр. труды. СПб., 1997; Сикерин-ский С.С. Б.Н. Чичерин // Российские либералы. М., 2001. С. 85-113; Емельянов Б.В. Борис Чичерин. Интеллектуальная биография и политическая философия. Екатеринбург, 2003; Захаров А.В. Проблемы понятия, происхождения и сущности государства в трактовке Б.Н. Чичерина // Правоведение. 2003. № 4. С. 217-229; Евлампиев И.И. Философские и социально-политические взгляды Б.Н. Чичерина // Чичерин Б.Н. Собственность и государство. СПб., 2005; Томсинов В.А. Борис Николаевич Чичерин (1828-1904). Биографический очерк // Чичерин Б.Н. Общее государственное право. М., 2006; Яблоков С.А. Научная деятельность Б.Н. Чичерина в период работы в Московском университете // Вестник МГУ. Серия 11 "Право". 2007. № 3. С. 44-68; Кацапова И.А. Идея национального и универсального в русской философии права. Б.Н. Чичерин и П.И. Новгородцев // Вопросы философии. 2007. № 4. С. 132-143 и др.

философ и обществовед. Его учено-литературная производительность была громадна. Труды Б.Н. Чичерина составляют целую библиотеку..." 5. Они, по словам П.И. Новгородцева, "считаются украшением русской науки"6.

Важное место в богатейшем научном наследии Б.Н. Чичерина отведено философско-правовой проблематике. Он был уверен, что "право имеет такое всеобъемлющее влияние на всю общественную жизнь, ложные на него взгляды так болезненно отзываются на самой практике, что выяснение основных его начал составляет, можно сказать, не только первую задачу науки, но и настоятельную общественную потребность"7. Отсюда тот постоянный и живой интерес, который испытывал Чичерин к теоретической разработке философско-правовых вопросов.

Его активные и целенаправленные философ-ско-правовые изыскания, имевшие целью установление объективных закономерностей, определяющих позитивное право, в конечном итоге привели его к восприятию идеи естественного права, к убеждению о различении права позитивного и права естественного и выводу об их диалектическом взаимодействии.

Согласно обоснованному заключению акад. В.С. Нерсесянца, философия права понималась Чичериным как философия естественного права8.

Следует иметь в виду, что к восприятию идеи естественного права Чичерин пришел не сразу. В конце 50 - начале 60-х годов Чичерин решительно выступил в роли защитника охранительных начал и в своей вступительной лекции к курсу государственного права (1861) с особенным ударением указал на значение принципа формальной законности9. П.Б. Струве посчитал эту позицию Чичерина ошибочной, назвав "страшным ослеплением", ведь, по его мнению, серьезная опасность угрожала не охранительным началам, а "внутренне и внешне слабым, но драгоценным росткам новой общественности". "Ошибка Чичерина 60-х гг., - как далее подчеркнул П.Б. Струве, - была ошибка не только политическая и так-

5 Струве П.Б. Б.Н. Чичерин и его место в истории русской образованности и общественности // О свободе. Антология мировой либеральной мысли. М., 2000. С. 581, 582.

6 Новгородцев П.И. Б.Н. Чичерин // О свободе. Антология мировой либеральной мысли. С. 575.

7 Чичерин Б.Н. Психологическая теория права // Вопросы философии и психологии. Кн. 55. 1900. С. 365.

8 См.: Нерсесянц В.С. Философия права. Краткий учебный курс. М., 2000. С. 195.

9 См.: Чичерин Б.Н. Несколько современных вопросов. М.,

1862. С. 23-45.

тическая, но и философская: в разыгрывавшейся на его глазах борьбе между "историческим", или "положительным", и "естественным" правом он счел нужным встать на сторону первого. Практически это означало со стороны Чичерина играть на руку темным силам реакции и усиливать их своей авторитетной личностью"10.

В полемику с Чичериным на защиту "естественных" прав против "положительного" права решительно выступил знаменитый публицист-славянофил И.С. Аксаков. Свою позицию он выразил в передовой статье, опубликованной в газете "День" 11 ноября 1861 г.: "Мы хотели заявить... наше несогласие с провозглашенной теорией, безразлично требующей духовного поклонения всякой сигнатуре закона без внимания к его содержанию и духовно рабствующей пред внешним, условным, принудительным началом"11.

Нельзя не отметить, что в дальнейшем взгляды Чичерина по этому вопросу существенно изменились, на что в одной из своих статей с заметным удовлетворением обратил внимание П.Б. Струве: «Взгляды г. Чичерина 60-х гг. отличаются от его новейших взглядов в этом кардинальном пункте. Ср. по тону и содержанию главу о личных правах в "Народном представительстве" 1866 г. (стр. 480 и сл.) и ту же главу в "Философии права" 1900 г. (стр. 105 и сл.). Знаменательное изменение, результат победы идеалистической метафизики над социологическим и юридическим позитивиз-мом!»12.

Вот какое объяснение подобной метаморфозе во взглядах Чичерина дает современный философ права Э.Ю. Соловьев: «С начала 50-х годов XIX века в Западной Европе начинаются очередной кризис либеральных умонастроений и стремительное развитие юридического позитивизма. Поначалу Чичерин поддерживает его как выражение "реалистического духа" в правовой науке. "Вступительная лекция по государственному праву", прочитанная им в октябре 1861 г., -это настоящий манифест заемного и необдуманного юридического позитивизма, подхваченного как последняя немецкая и французская мода. В начале 70-х профессор опоминается и приходит в тревогу. Его мутит от фанфаронства и сервильной наглости Г. Иеринга, от казуистики Дефле, от социалистического этатизма Лассаля. В середине восьмидесятых Чичерин близок к подозрению,

10 Струве П.Б. Чичерин и его обращение к прошлому // На разные темы (1893-1901 гг.). СПб., 1902. С. 92.

11 Аксаков И.С. Полн. собр. соч. Т. II. М., 1886. С. 21.

12 Струве П.Б. В чем же истинный национализм? // Избр. соч. М., 1999. С. 31.

Б.Н. ЧИЧЕРИН КАК ПОБОРНИК ИДЕИ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

89

что Европа сдурела. Он выступает с сердитыми (иногда публицистически меткими) учеными отповедями по адресу то одного, то другого юридического позитивиста.»13. Характеризуя правовой климат, сложившийся в России, Чичерин пришел к выводу, что в России оказались "поколеблены" самые философские основания права, справедливость отнесена к области метафизических вымыслов, право сведено к интересу, нравственность - к пользе, а правовая наука

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком