научная статья по теме “БАЧИНИ”: БЫТОВАЯ ГЛАЗУРОВАННАЯ КЕРАМИКА В АРХИТЕКТУРЕ ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОГО ПЕРИОДА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «“БАЧИНИ”: БЫТОВАЯ ГЛАЗУРОВАННАЯ КЕРАМИКА В АРХИТЕКТУРЕ ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОГО ПЕРИОДА»

"БАЧИНИ": БЫТОВАЯ ГЛАЗУРОВАННАЯ КЕРАМИКА В АРХИТЕКТУРЕ ПОЗДНЕВИЗАНТИЙСКОГО ПЕРИОДА

© 2007 г. Л. А. Беляев

Институт археологии РАН, Москва

Поводом для этой статьи стала недавняя публикация двух чаш, вышедших из мастерских Золотой Орды во второй - третьей четверти XIV в. и затем вмонтированных снаружи в стену южной галереи католикона монастыря Влатадон в Фессалонике (Полубояринова, Седов, 2007. С. 126-132). Этот эпизод правильно оценен исследователями как важный для освещения межкультурных связей. Однако анализ нужно пополнить сравнительным материалом - о чем, собственно, пишут сами авторы. Только это позволит верно вписать "салоник-ский эпизод" в картину культурно-художественного развития поздней Византии - причем не столько Греции, сколько всего Средиземноморья. Напротив, если представлять декор храма во Влатадоне как своего рода hapax legomenon, то историческая перспектива существенно искажается (указания на исключительность: Полубояринова, Седов, 2007. С. 130, 131). Авторы правы в том, что других случаев использования керамики из Орды в архитектуре христианского Средиземноморья мы не знаем. Но сам по себе прием включения поливной керамики исламского производства (из Андалузии, Магриба, Египта, Сирии, Турции) известен самым широким образом, причем для интересующего нас периода в основном не в восточной ("православной") части Средиземноморья, а на Западе.

Цель этой статьи - полнее вписать находку из Влатадона в исторический контекст; терминологически определить стоящее за ней художественное явление; наметить перспективу работы по его изучению в рамках поздневизантийской археологии и архитектуры.

Начну с термина. Яркие вставки из глазурованных "импортных" сосудов на фасадах кирпичных средневековых храмов привлекли внимание ученых уже в XIX столетии. В XX в. их исследование оформилось в особое направление. Для описания образцов бытовой поливной посуды, использованных не по назначению, а в виде декоративных вставок, возник и закрепился особый термин: бачини (итальянское bacini - большие сосуды, "ванны"). Тот же термин используют для обозначения самого приема украшения фасадов как художественного явления. Термин стоит включить в инструментарий русских ученых - он ясен и емок. В европейской археологии и искусствознании разрабатывались историко-культурные концепции, связанные с ним. Так, в современной западной медиевистике, сосредоточившей усилия на изучении взаимных контактов христианства и ислама в финале Средних веков/начале Нового времени, понятие бачини заняло особое место как один из при-

меров, позволяющих показать глубинную зависимость современной западной цивилизации от художественных образов и технологий Востока, причем на обширном, достоверно атрибутированном и датированном материале.

Итак, чтобы точно определить место кашин-ных чаш из Фессалоник в культурной истории Восточного Средиземноморья, рассмотрим их в общем круге средиземноморских бачини. В русской литературе это явление пока мало отражено (о приеме украшения фасадов блюдами упомянул В.Ю. Коваль, отслеживая движение мавританской керамики по Средиземноморью: 1996. С. 169-176). В Италии, где бачини наиболее распространены, их активно фиксировали и публиковали, а в конце 1920-1930-х годов историки средневековой керамики (Дж. Баллардини и др.) поставили задачу составить корпус бачини, включая хранящиеся в музеях и известные по материалам архивов (Ballardini, 1929; 1938). Однако процесс затянулся, систематическая регистрация всех построек с бачини началась только в 1970 г. и все еще не завершена. Однако уже достигнуты важные результаты: в 1993 г. вышла обобщающая статья о бачини в исследовательской "Энциклопедии средневекового искусства" (Beri, Ghidoli, 1993; с обширной библиографией до 1993 г.) и, в том же году, проведена специальная конференция с характерным названием "I bacini murari medievali" в рамках известной серии симпозиумов Лигурийского центра истории керамики в г. Альбисола (Centro..., 1996).

В результате общая картина распространения зданий с бачини прояснилась. Их строили в основном в прибрежных районах европейского Средиземноморья, начиная от Испании (Севилья, районы Теруэля и Калатайюда, Сарагоса), Южной Франции, Сардинии и Корсики. В Северной Италии они есть как на побережьях, т.е. в Лигурии и области Венето (три постройки ХП-ХШ вв.), так и во внутренних районах (Падуя, Верона), Ломбардии, кантоне Тичино (Швейцария), Пьемонте (XII-XV вв.), Эмилии Романье, Умбрии и Абруццо (рис. 1). Наиболее многочисленны бачини в Тоскане, прежде всего в Пизе и окружающих городах, и в Лацио. Обычны постройки с бачини и в Риме. Спорадически они встречались в ХП-ХШ вв. дальше к югу - в Кампанье, Апулии, Калабрии, на Сицилии. Едва затронув противолежащую прибрежную Далмацию (Задар, Трау), бачини появляются в византийском мире, охватывая часть Греции. Считается, что они переходят в Малую Азию и достигают западного Закавказья, но специалисты по архитектуре этих районов Армен Казарян и Роберт

Рис. 1. Бачини в кладке кампаниллы собора в г. Гаэта, Италия.

Оустерхаут (пользуюсь случаем искренне поблагодарить их за помощь) не назвали ни одного определенного примера, кроме давно высказанного и маловероятного предположения А.Л. Якобсона (1978. С. 173) о воспроизведении бачини в каменной резьбе храмов Закавказья, прежде всего в изображении репид на барабане храма в Ариче (Армения, 1201 г.).

Итак, центр распространения техники бачини как архитектурного приема - Италия. Здесь сконцентрировано подавляющее большинство примеров, здесь бачини устойчиво развивались до XV в. Количество построек с бачини в одном городе колеблется от одного-двух до полусотни и более; общий список для Италии включает сотни сооружений (в Милане, Ферраре, Равенне, Генуе, Лукке, Асколи Пичено и Сассари на о-ве Сардиния их от 4 до 10; в Павии и Болонье - до 15; в Риме и Пизе -более чем по 20; если считать по провинциям, то получается по нескольку десятков: в Тоскане -60 памятников в 29 точках; в Лацио и на Сардинии - примерно по 50; на Корсике - 11). Число сосудов на одном здании тоже может быть разным: обычно их считают десятками; постройки с одним-двумя экземплярами так же редки, как исключительно насыщенные фасады (например, на Сан Пьеро-а-Градо, Сан Мартино и Санта Чечи-лия в Пизе были сотни бачини; всего в Пизе на 26 зданий с остатками или следами сосудов приходится 668 артефактов, но когда-то их было по меньшей мере втрое больше). В XVI в. этот тип декорации выходит из моды, и архитекторы начинают при ремонтн убирать или маскировать старые бачини; но им наследует широко распространенная в период Ренессанса традиция фасадных майоликовых "тондо".

Сосуды, попадавшие на фасады, не заказывали изготовителям как особую архитектурную керамику. Их, сколько можно судить, не подбирали по сюжетам (представленные мотивы: анималистические, растительные и геометрические, а также

стилизованная арабская вязь, обычные для росписи) и даже по цветам. Для ранних сосудов характерна роспись коричневым и голубым по опаковому фону люстровой росписи, с XIII в. множатся местные подражания зеленых, коричневых, а позже синих и других цветов (технологическая характеристика протомайолики в задачу статьи не входит; библиографию о производстве и обмене ранней поливной керамикой в Италии и Византии см.: Dark, 2001; Mack, 2002. P. 95-116; Byzantium, 2004. P. 389).

Однако использование бачини в архитектуре, особенно размещение на фасаде, не было случайным. Их размещали так, чтобы подчеркнуть и поддержать чисто архитектурные элементы или ритмизировать, расцветить большую плоскость стены. Столь же продуманной была техника вставки в стену: их всегда укрепляли в кладке изначально, используя поддон для заклинивания в раствор между кирпичами и выводя края заподлицо с кладкой, а также оставляя особые ниши глубже плоскости фасада. Следовательно, бачини учитывались при проектировании, в какой бы форме оно ни осуществлялось. Их можно встретить по всему зданию, но традиционно - в его верхних частях: в уровне стен клерестория, на боковых гранях кам-панил, в завершениях (в аркатурных поясах и над аркатурой; в промежутках между их арок). Бачини образуют и независимые фигуры на плоскости фасада - прежде всего кресты.

Изначально развитие техники бачини в Италии было обеспечено широким притоком восточной поливной керамики, а затем - появлением местных подражаний ей. Этот процесс хорошо изучен: в Пизу, например, до конца XI в. бачини импортировали из Андалузии (прежде всего) и Египта, а в Павию и Пампозу - в основном из Египта; в первой половине XII в. поливные блюда начали привозить также с о-ва Сицилия, из Южной Италии и византийского мира. В список активных поставщиков бачини входили страны Магриба (Марокко, Тунис) и Балеарские о-ва. С XIII в. их производство наладили в Лигурии (особенно в Пизе), но местные сосуды господствуют только с XIV в., причем ввоз с Востока продолжался.

Конечно, блюда не привозили с Востока специально для интарсии в стены - это была просто дорогая посуда1. Каков же генезис бачини как типа архитектурного декора? Предполагали, что традиция использовать их при строительстве пришла из мира поздней античности. Действительно, в Остии было найдено (раскопки 1908 г.) несколько чаш, вмурованных в стены во II-III вв. н.э. в качестве декорации, однако этот прием не был распространен (см.: Ballardini, 1931; 1964). Пытались связать бачи-

1 В поздневизантийском мире, например в Болгарии XIV-XV вв. (Несебр), известны сосуды, сделанные специально для архитектурной декорации.

ни и с архитектурой исламского мира, откуда глазурованная керамика поступала в Европу и где глазурованный декор (но не именно бачини) широко распространен: допускали, что итальянцы могли увидеть бачини вмурованными в стены во время войн с о. Майоркой или в дальних Крестовых походах (см.: Mazzucato, 1973-1976). В этом случае бачини можно рассматривать как трофеи и/или реликвии, знаменующие победы и демонстрирующие благочестие; это могло бы объяснить их распределение вдоль главных морских дорог и вокруг столиц "морских республик", т.е. на путях

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком