научная статья по теме БАЛКАНО-КАРПАТСКИЙ ВАРИАНТ ЯМНОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БАЛКАНО-КАРПАТСКИЙ ВАРИАНТ ЯМНОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 2, с. 5-20

БАЛКАНО-КАРПАТСКИЙ ВАРИАНТ ЯМНОЙ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2014 г. С.В. Иванова

Институт археологии НАНУ, Киев (svi1956@gmail.com)

Ключевые слова: Балкано-Карпатский регион, ямная КИО, буджакская культура.

The article considers the sites of Balkan-Carpathian variant of Pit-Grave (Yamnaya) culture-historical area. It is suggested that its formation is connected to the expansion of the tribes of the Budjak culture of the NorthWest Black Sea region. The chronology, main characters of the communication with autochthonous inhabitants, the character of the contacts and the causes of migration are also specified in the article.

В Балкано-Карпатском регионе известно более 500 погребений, которые исследователи соотносят с ямной культурой: около 150 в Румынии, 280 в Болгарии, 70 в Венгрии и 12 в Сербии (рис. 1). Памятники эти достаточно неоднородны, их анализу в конкретных регионах были посвящены отдельные работы (Escedy, 1979; Панайотов, 1989; Николова, 2000) или разделы монографических исследований (Dumirotroaia, 2000; Burtanescu, 2002; Harrison, Heyd, 2007). Можно заключить, что расширение ямной ойкумены, продвижение населения на Балканы и в Карпаты началось на раннем этапе ямной культуры, на рубеже IV-III тыс. до н.э.

Картографирование курганов и могильников демонстрирует расселение ямных племен вблизи ме-таллорудных зон; видимо, металл был основным "аттрактором", определившим направления колонизации Балкано-Карпатского ареала и влиявшим на отношения пришлого и автохтонного населения. Сторонники теории Г. Чайлда - М. Гимбутас продолжают отождествлять продвижение на Балканы с разрушительным вторжением (Дергачев, 2000 и др.). Металлопроизводство предполагает освоение технологий, поэтому для получения определенных знаний, руды или готового металла ямные племена должны были выстроить мирные и долговременные отношения с местным населением, базирующиеся на обмене, а не захвате. Отметим ямное погребение на современном медном руднике Траяново (Панайотов, 1989).

Второй причиной продвижения на запад была, вероятно, необходимость в освоении новых пастбищ. Аридизация климата, несмотря на то, что часть исследователей видят лишь негативную сторону ее воздействия, на самом деле явилась положительным фактором для экономического развития населения степных культур. Последовавшее расширение степной зоны, формирование зон по-

лупустынь способствовали созданию экологической ниши, благоприятной для развития пастушеского подвижного животноводства. При переходе к бронзовому веку наблюдается резкое увеличение численности населения (по сравнению с энеолити-ческой эпохой), создаются условия для "дальнедис-танционных" перемещений: развитие колесного транспорта, формирование торговых путей на территории Центральной и Юго-Восточной Европы. Следствием возникновения новых климатических условий, новых потребностей (и возможностей) обществ и было продвижение племен буджакской культуры на запад.

Выделяется несколько регионов со своими характерными чертами.

Пруто-Карпатский регион (рис. 1, а; 2, 1-5) в целом был освоен ямным населением, за исключением центральной части, где известны лишь единичные погребения: в центральной части румынской Молдовы обитали носители культуры шаровидных амфор. Окружение ямной культуры в Пруто-Карпат-ском регионе было достаточно пестрым. Видимо, в связи с такой этнокультурной ситуацией появляются синкретические типы погребений, где с элементами ямного погребального ритуала сочетаются бескурганный обряд захоронения и инвентарь, связанный с местными культурами (ВигШпезси, 2002. Р. 484). Особенностью этого региона является тесная связь с Северо-Западным Причерноморьем, выразившаяся в присутствии керамики и артефактов, характерных для буджакской культуры2.

1 Отсутствие в ряде публикаций масштабов обусловило его отсутствие и в некоторых наших рисунках.

2 Под последней автор, в отличие от других исследователей (Черняков, 1979), понимает не только поздние памятники: своеобразие региона проявляется уже на начальном этапе существования здесь ямного населения.

Рис. 1. Расположение меднорудных районов (по Е.Н. Черных, 1976), серебряных рудников и памятников Балкано-Кар-патского варианта ямной КИО: Меднорудные районы: I - Северная часть Восточных Карпат (районы Бая-Маре, Родна, Бая-Борша, Южная Буковина); II - Западные Румынские горы (Апусени), рудные районы Металич и Бихор; III - группа месторождений Банат, Бор, Видин; IV - Врачанская группа; V - Верхнефракийская группа; VI - Странджа. Современные серебряные рудники: а - Байя-Сприе, Кавник; б - горы Апусени, Вереспаток (Абруд); в - группа месторождений Бор, Рудна Глава, Майданпек; г - Рудник; д - Ново-Брдо; е - Сребреница; ж - группа месторождений Шемниц, Пуканек, Нова Баня; з - Кремница; и - Олькуш; Памятники, упоминаемые в работе: 1 - Тырпешти; 2 - Валя Лупулуй; 3 - Главанешти; 4 - Лиешти; 5 - Байя Хаманджия; 6 - Килия Векь; 7 - Лункавица; 8 - Налбант; 9 - Михай Браву; 10 - Хыршова; 11 - Браи-лица; 12 - Смеени; 13 - Гурбанешти; 14 - Плоешти-Трияж; 15 - Аричешти-Рахтивань; 16 - Поручик Гешаново; 17 - Пла-чидол, Езерово; 18 - Мадара, Невша; 19 - Ямбол, Бояново; 20 - Траяново, Голяма Детелина; 21 - Нова Загора, Събрано; 22 - Стара Загора; 23 - Горан-Слатина; 24 - Зимнича; 25 - Байя Ливезиль; 26- Байя де Криш; 27- Раст Сика де Кымп; 28 -Тырнава, Кнежа, Хырлец; 29 - Вербица; 30 - Добрача; 31 - Рогойевац, Перлез; 32 - Батайника; 33 - Бор, Падей, Войка, Ябука, Панчево-Три Буки; 34 - Деваванья, Кетедьхаза; 35 - Шаретудвари-Орхалом, Балмазуйварош; 36 - Хайдюхалаш; 37 - Генью; 38 - Нойзидль-ам-Зее; 39 - Эсслинг; 40 - Блекендорф (Саксония-Анхальт, вне карты). Деление памятников по регионам: а - Пруто-Карпатский регион, Ь - Добруджа, с - Мунтения и восточная Олтения, с1 - запад Нижнего Подунавья, е - Трансильвания,/ - северо-восточная Фракия, g - Банат, И - Альфельд, I - Верхнедунайский регион.

Курганы ямной культуры средних размеров, иногда были окружены кромлехами, рвами, фиксируются следы кострищ. Обычно в кургане находят 1-2 захоронения, изредка 5-10 могил (Главанешти Векь, Валя Лупулуй, Лиешти). В таких случаях погребения размещены по окружности кургана или в восточной части насыпи. Погребения индивидуальные, реже встречены коллективные захоронения и кенотафы; доминирует западная ориентировка.

Погребальные сооружения представлены прямоугольными и "подовальными" ямами, имеющими каменное или деревянное перекрытие. В обряде часто применялась посыпка охрой. Более половины погребений содержало скелеты, положенные скор-ченно на спине. В погребальном инвентаре преобладает керамика: горшки, чаши, амфоры, орнаментированные "буджакские банки". Металлические артефакты представлены украшениями (спирали

Рис. 2. Погребения и инвентарь Балкано-Карпатского варианта ямной КИО Румынской Молдовы и Добруджи: 1, 2 - Гла-ванешти 1949, 1/1; 3 - Тырпешти, п. 1; 4, 5 - Валя Лупулуй, п. 22; 6, 7 - Налбант 2/1; 8 - Плачидол 1/1; 9 - Плачидол 2/1; 10, 11 - Мадара 1/1; 12, 13 - Плачидол 2/7; 14 - Лункавица 1/8 (1-5 - Оитйгоа1а, 2000; 6, 7 - УкШи, 2008; 8-13 - Панай-отов, 1989; 14 - Уа>Ши, 19956) (2, 5, 7, 11, 13 - керамика; 14 - камень).

и серьги), каменные и кремневые - орудиями для обработки кожи (ВиЛапезси, 2002. Р. 481-485).

Добруджа (рис. 1, Ь; 2, 6-14). В Северной Доб-рудже ямные памятники немногочисленны, в основным они сосредоточены в южной части Добруджи. Погребальный обряд населения сопоставим с иными регионами обитания ямного населения. Наиболее распространены однослойные курганы высотой до 1.5 м, с одним или несколькими захоронениями, но встречаются и более высокие сооружения, достигающие 7.3 м в высоту и около 55 м в диаметре (Плачидол, кург. 1). Основное погребение, как правило, располагалось в центре кургана. Встречаются каменные кромлехи, антропоморфные стелы часть могил имела каменное или деревян-

ное перекрытие. Могильные ямы - прямоугольных очертаний, с уступом или без него, реже встречены могилы овальной формы (рис. 2, 9); на дне часто имелась подстилка из органических материалов, в некоторых захоронениях отмечены следы покрова на костях скелета, охра (в виде посыпки и комков). Преобладает положение умерших скорченно на спине, меньше погребенных на боку, еще реже встречено положение на спине с наклоном вправо или влево. Погребальный инвентарь части из них (Михай Браву, Лункавица, Налбант) отражает связи с культурой Чернавода II (УаэШи, 1995а). Здесь характерны также находки сосудов буджакского облика, известны кремневые наконечники стрел и каменный топор. В Южной Добрудже керамика

...... ...... ......

Рис. 3. Погребения и инвентарь Балкано-Карпатского варианта ямной КИО Олтении и Мунтении: 1 - Раст Сика де Кымп 1/1; 2- Браилица, п. 259; 3, 4 - Аричешти Рахичевани 1/1; 5 - Гурбанешти 2/9; 6-10 - Аричешти Рахичевани 1/3; 11, 12 - Браилица, п. 34; 13, 14 - Браилица, п. 144; 15 - Хыршова; 16 - Плоешти-Трияж 1/20; 17, 18 - Плоешти-Трияж, 1/15; 19 - Гурбанешти 2/4 (1, 5 - Зирра, 1960; 2, 11-14 - Hartuche, 2002; 3, 4, 6, 10 - Frinculeasa, 2007; 15-19 - Roman et al., 1992) (4 - серебро; 7, 8 - серебро (?); 9 - каолин; 10 - кремень; 11, 14-17, 19 - керамика).

из курганов отражает связи с культурами Эзеро и Езерово II, Коцофень (Николова, 2000. С. 434-437). В составе погребального инвентаря были найдены украшения: серебряные, медные и золотые спиральные подвески и кольца. Известны ожерелья из металлических бусин, из зубов животных и человека,

кости, горного хрусталя. Интерес представляет находка остатков деревянной повозки (рис. 2, 8).

Памятники Мунтении и восточной Олтении (рис. 1, с; 3; 4, 1-8), расположенные вдоль северного побережья Дуная, частично демонстрируют восприятие традиций местных культур ^ппси1еаза,

Рис. 4. Погребения и инвентарь Балкано-Карпатского варианта ямной культуры Мунтении и Трансильвании: 1 - Зимнича, погр. 21; 2 - Зимнича, погр. 29; 3, 4- Зимнича, погр. 48; 5 - Зимнича, погр. 4; 6- Зимнича, погр. 23; 7- Зимнича, погр. 49;

8 - Зимнича, погр. 4, 9, 16, 20, 24; 9, 10 - Байя Ливезиль, п. 1 (1-8 - А1ехапЛтаси,

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком