научная статья по теме БАМБОРСКИЙ ХРАМ И ПРОБЛЕМА “КУПОЛЬНОГО ЗАЛА” В ВИЗАНТИИ И НА КАВКАЗЕ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БАМБОРСКИЙ ХРАМ И ПРОБЛЕМА “КУПОЛЬНОГО ЗАЛА” В ВИЗАНТИИ И НА КАВКАЗЕ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2012, № 3, с. 97-108

БАМБОРСКИЙ ХРАМ И ПРОБЛЕМА "КУПОЛЬНОГО ЗАЛА" В ВИЗАНТИИ И НА КАВКАЗЕ

© 2012 г. А.Ю. Виноградов*, Д.В. Белецкий**

*Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Москва (ampelios@gmail.com) ** Республиканское государственное учреждение "Наследие Алании", Владикавказ

Ключевые слова: Абхазия, Абхазское царство, Кахетия, Тао-Кларджетия, Армения, Византия, архитектура, храмы, "купольный зал", эпиграфика.

The article is devoted to a little-studied monument of Abkhazian architecture, the church on cape Bambora (Aylaga-Abyku). Despite the opinion of earlier scholars, it proved to be a Kuppelhalle from the first half of the 10th c. (dated on the basis of the ktitor inscription of the Abkhazian king). The church complex was of a monasterial or palatial nature. The article also investigates the possible model for the Bambora church and the genesis of Kuppelhalle in the Caucasus and Byzantium. Despite the ideas from the time of J. Strzygowski, this architectural type goes back to Roman architecture and manifested itself as early as the turn of the 4th and 5th cc. (Marialba in Spain), spreading further to Apulia, Greece, Balkans, Asia Minor and Cyprus. The first Kuppelhalle in the Caucasus were built in Armenia in the 7th c. (Aruch). They found their way to Georgia through Tao-Klarjeti and the Abkhazian kingdom. The synthesis of Byzantine and East Georgian elements created the unique Kuppelhalle in Vachnadziani (10th c.). The church at Bambora proves to be part of the Byzantinizing architecture of the Abkhazian kingdom.

До недавнего времени купольная архитектура Абхазии была известна лишь в форме церквей типа "вписанного креста": это храм в Дранде (VI в.), собор в Пицунде (?) и серия храмов в Мокви, Новом Афоне, в Бзыбской крепости, Лыхны, Мзыгхуа, Алахадзы, Веселом1, Лоо (IX-X в.) и поздний (XIII Ei?) собор в Бедиа, стоящий на месте храма конца Х в. (его выраженные снаружи апсиды указывают на вероятное родство с вышеописанной серией). Недавно к ним добавился крестообразный храм в Крион Нероне около Адлера, также, вероятно, купольный. Однако этими постройками абхазская купольная архитектура не исчерпывается.

Храм на Бамборском мысу недалеко от устья р. Пшандра (Гудаутский р-он, Республика Абхазия), известный также как Айлага-Абыку (Обманывающая вышка), был введен в научный оборот уже Ф. Дюбуа де Монперё (Dubois de Montpereux, 1839. P. 271); позже его описывали П.С. Уварова (1891. С. 145-148; 1894. С. 31-33) и И.Е. Адзинба (1958. С. 49-52). В 1972-1974 г. храм был расчищен Л. Шрвашидзе, который посвятил ему небольшую статью (1989. С. 159-166), а в 1988 г. обмерен Л.Г. Хрушковой и Л.Н. Большаковым (Хрушко-ва, 1998. С. 87-89. Рис. 61-64; Khroushkova, 2006. P. 284, 285. Р1. 98а, 99b).

1 Данные о нем любезно предоставила нам Е.А. Армарчук.

Храмовый комплекс состоит из трех параллельно примыкающих друг к другу зальных храмов (рис. 1; 2). Северный - самый большой (длина без притвора - около 11.5 м, ширина - более 6) и сохранный (до 6 м в высоту): он представляет собой зальную постройку с пятигранной снаружи апсидой, ступенчатым цоколем по внешнему периметру (нижняя ступень апсиды полукруглая), тремя входами: с запада, севера и юга (два последних были заложены в древности) и двумя парами сильно выступающих пилястр, образующих три травеи разной ширины с глухими арками на северной и южной стенах. В апсиде было три окна; в западной стене - одно - по оси нефа; на северной и южной стенах окна были только в центральной траве -по одному или по два. Храм сложен в технике панцирной кладки и облицован хорошо тесаным известняком; в большинстве мест облицовка отвалилась, обнажив прочную цементную забутовку. Л. ШЪрвашидзе пишет об орнаментированных обрамлениях проемов и карнизов, а также об орнаментальных мотивах (вставках?) на гладких поверхностях фасадов (1989. С. 159) В настоящее время сохранился лишь некрупный "процветший крест", вырезанный на блоке справа от южной двери (фото см. КЬгошЪкоуа, 2006. Р. 284. Р1. 98ф. Без перевязки к храму с запада был пристроен притвор с западным входом.

Рис. 1. Храм Айлага-Абыку. Вид с северо-востока. Фото 1970-х годов.

Южный храм сохранился хуже и представляет собой уменьшенную копию северного. Правда, нет ясности в наружной форме его апсиды, а входов было два - с юга и севера. Главной особенностью южного храма является то, что он поставлен на мощной, высокой (более 1 м), ступенчатой наверху платформе, внутри которой по всей длине расположен сводчатый склеп с восточным входом-лазом; с юга к ней примыкает еще один небольшой сводчатый склеп, над которым, по-видимому, находился притвор.

Между северным и южным храмами встроено еще одно помещение. С востока оно ограничено стеной с узкой (ширина - 1.2 м) апсидой, прямоугольной снаружи. В центральной части стенами ему служат внешние стены северного храма и платформы южного. С запада он равен по длине северному храму и чуть длиннее южного: здесь с боков поставлены стены, из которых лишь южная имеет небольшое западное заплечико, возможно, между ними была арка.

К северо-западу от храмов располагалось большее здание, состоявшее из нескольких помещений, а к юго-западу - квадратная в плане башня.

Следует отметить, что в кладке всех зданий Бам-борского комплекса использовано большое коли-

чество черепицы как целой, так и ее осколков, что характерно для построек Абхазии. В верхней части боковых стен западной травеи северного храма вставлены пифосы. Вопреки мнению Л. Щрва-шидзе (1989. С. 160), эти сосуды не были голосниками-резонаторами, поскольку их горловые части, судя по всему, были скрыты в толще стены. Не могли они быть помещены сюда и для облегчения массы забутовки, заполнявшей пазухи, поскольку находятся ниже. В кладке постройки к северо-западу от храмов встречаются заполненные раствором пустотелые кирпичи, известные и по храмам в Алахадзы. По наблюдениям А.С. Аумаа, тесто последних визуально схоже с тестом позднеан-тичной керамики: действительно, такие кирпичи использовались в римских термах (Adam, 2005. Р. 557-561. Р1. 624, 632, 634). В Бамборе эти кирпичи оказались в кладке уже фрагментированными и, кроме того, забиты раствором, т.е. были использованы вторично. Таким образом, при строительстве комплекса Айлага-Абыку, возможно, использовались остатки позднеантичных построек.

Важно отметить и следы ремонтов и перестроек, что свидетельствует об относительно продолжительном функционировании комплекса. Кроме вероятной разновременности построек комплекса,

Рис. 2. Храм Айлага-Абыку. План и продольный разрез (по Л.Г. Хрушковой) с реконструкцией авторов.

о чем будет написано ниже, и уже упомянутой за- От внимания исследователей Айлага-Абыку

кладки боковых дверей северного храма, северо-за- ускользнуло главное: северный, самый крупный и,

падный угол последнего носит явные следы ремон- видимо, самый древний из трех храмов представ-

та посредством раствора, содержащего большое ко- ляет собой не перекрытую продольным коробо-

личество битой керамики. вым сводом зальную церковь, а "купольный зал".

На эту мысль наводят сильно развитые, в сравнении с обычными зальными церквями, пилястры. Подтверждается это и одинаковой высотой начала поперечных и продольных подпружных арок в центральной части храма - их устройство исключает перекрытие коробовым сводом и предполагает наличие либо купольного или крестового свода (неизвестных в памятниках такого типа), либо полноценного купола с парусами. Действительно, между основаниями северной и восточной под-пружной арок хорошо читаются следы паруса (в забутовке под обвалившейся каменной облицовкой; рис. 3, 1). Небольшая разница между сторонами подкупольного прямоугольника (поперечная шире продольной на 0.1-0.15 м) могла быть компенсирована либо слегка овальной формой купола (как в Южном Зеленчукском храме в Алании), либо, что вероятнее, дополнительной продольной аркой в системе ступенчато повышающихся подпружных арок, типичной для всей купольной архитектуры Абхазии средневизантийского периода.

Аналогичное устройство пилястр в южном храме говорит в пользу того, что и он был купольным залом. Близкое квадрату пространство между углами стен среднего храма, о чем было написано выше, не исключает наличия купола и над ним. Таким образом, Бамборский храмовый комплекс оказывает-

Рис. 3. Храм Айлага-Абыку: 1 - остатки северо-восточного паруса (фото 2010 г.); 2 - фрагмент алтарной преграды с надписью (фото 1970-х годов).

ся единственным представителем типа купольного зала (Kuppelhalle) в Абхазии.

Л. Шервашидзе (а вслед за ним и Л.Г. Хрушкова) предложили датировать основание Айлага-Абы-ку X-XI вв. На наш взгляд, эту датировку можно уточнить. Л. Шервашидзе обнаружил в северном храме фрагмент архитрава алтарной преграды, с одной (нижней) стороны украшенный геометрическим орнаментом, а с другой - греческой надписью (рис. 3, 2). Камень хранится в Сухумском музее (инв. № 74-86) но в настоящее время доступен для изучения лишь по не очень четкой фотографии. Чтения надписи предложено не было, только ее палеографическая датировка - X-XI в. (Шервашидзе, 1989. С. 160, 161). Действительно, по палеографии надпись похожа на анакопийское надгробие 929 г. (Виноградов, 2011. С. 212-214; ср. форму мю), следовательно, должна относиться к первой половине Х в., т.е. к правлению Константина III (892/893 или 899-915/916 или 922/923 гг.) или Георгия II (915/916 или 922/923-959/960 гг.). Надпись читается как [ка] 1 ó p,áyioxp[oq] - "и магистр". Магистр - высокий придворный титул в Византии и Абхазии первой половины Х в., его мог носить только местный царь, о чем прямо сообщает Константин Багрянородный (De administrando imperio, 45-46). Следовательно, перед нами строительная надпись абхазского царя, который, очевидно, и был заказчиком храма. В пользу такой датировки говорит и рельеф с процветшим крестом, который Л.Г. Хрушкова верно отнесла к X-XI вв. (Khroushkova, 2006. P. 285). Еще

одно подтверждение - не замеченное исследователями архаичное устройство протесиса (жертвенника) в наосе х

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком