научная статья по теме БАНДИТСКОЕ БАРОККО": ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА, АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БОЛГАРИИ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БАНДИТСКОЕ БАРОККО": ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА, АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БОЛГАРИИ»

Voicu M., Voicu B. 2006 - Voicu M., Voicu B. How Well do Townsmen Feel in their Homes [Cat de bine se simt ora§enii in locuintele lor] // Social Life in Urban Romania / M. Com§a, C. Rughini§, D. Sandu, A. Toth, M. Voicu, B. Voicu (eds.). Iasi: Polirom, 2006. P. 55-77. Woodward2001 - Woodward I. Domestic Objects and the Taste Epiphany. A Resource for Consumption

Methodology // Journal of Material Culture. 2001. Vol. 6. Iss. 2. P. 115-136. Young 2006 - Young D. The Colours of Things // Handbook of Material Culture / C. Tilley, W. Keane,

S. Kuchler, M. Rowlands, P. Spyer (eds.). L.: Sage, 2006. P. 173-185. Young 2011 - Young D. Mutable Things: Colors as Material Practice in the Northwest of South Australia // Journal of the Royal Anthropological Institute. 2011. Vol. 17. P. 356-376.

M. Cristache. China Sets and Crystal Cups: Material Traces of the Communist Past in Romanian Homes

Keywords: consumption, material culture, everyday life, socialism, postsocialism, Romania, Targoviste

Taking on the perspective of "biography of things" among others anthropological concepts, the author looks at the material objects of the socialist era, namely, crystal cups and china sets, in post-socialist Romania, focusing on their appearance in households, past and current use, as well as on the shifts in their meanings and significance. The study draws on ethnographic observation and in-depth interviews conducted in the city of Targoviste in 2012. It was found that these material objects were signs of social capital, prestige and distinctions in rather standardized environment of Romanian homes. The author also discovered that the china sets and crystal cups turned out to be the most long-lasting among socialist things and explore the reasons behind their longevity.

ЭО, 2014 г., № 3 © М. Холлеран

"БАНДИТСКОЕ БАРОККО": ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА, АРХИТЕКТУРА И ГОРОДСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В БОЛГАРИИ

Ключевые слова: постсоциализм, городское планирование, организованная преступность, архитектура, вкус, Болгария

Эта статья посвящена архитектурному стилю, появившемуся в Болгарии и получившему в среде специалистов название "бандитское барокко". Рождение этого стиля связывается с общим упадком авторитета интеллектуальных элит и, в частности, архитекторов и специалистов по городскому планированию и утратой ими статуса арбитров "хорошего вкуса". В названии стиля выражена общественная обеспокоенность ростом влияния криминальных структур и недовольство ходом урбанизации в Болгарии после 1989 г. Отношение болгарского общества к "бандитскому барокко" представляет один из аспектов его обеспокоенности своей неспособностью достичь западноевропейских стандартов политического и экономического развития.

Введение. Знания экспертов во времена политических изменений часто становятся полем борьбы: при смене режимов эксперты попадают в ловушку между полити-

Макс Холлеран (Holleran) - аспирант Нью-Йоркского университета, e-mail: max.holleran@ gmail.com

ческими силами прошлого и настоящего, и вынуждены переоценивать значение своих областей знания. В особенности, это проявляется в тех сферах, которые являются предметом политической борьбы. К ним относятся, в первую очередь, такие сферы управления, как экономика, городское планирование и индустриальное производство (Fourcade 2006, Dobbin et al. 2007). Местами политический беспорядок используется для перераспределения мест в правительстве или торговле за счет претензий на эксклюзивные знания о закономерностях ситуации политического перелома и владение специальными инструментами контроля над этой ситуацией. Политические изменения однако могут вскрывать пустоты, в которых требования к специалистам теряют свою силу, и эксперты, привязанные к прошлому, начинают восприниматься с недоверием (Abbott 1988).

Данная статья преследует две цели: во-первых, проследить восприятие стиля, известного в среде архитекторов и специалистов по городскому планированию под именем "бандитское барокко" ("Мутробарок" по-болгарски), и, во-вторых, соотнести противоречия в восприятии этими людьми данного стиля с ролью в обществе данных профессиональных областей, оказавшихся после падения социализма втянутыми в процесс борьбы за власть. Проанализировав восприятие стиля "бандитское барокко" этими профессиональнми группами, данная статья продемонстрирует, вследствие чего они потеряли былой престиж в условиях коммерциализации соответствующей сферы деятельности и были лишены роли арбитров хорошего вкуса. Также в статье будет показано, как снижение значения экспертных оценок людей из этих профессиональных групп соотносится с общей утратой авторитета бывшей интеллектуальной элитой. Лежащее в основе статьи исследование выявило, что специалисты по архитектуре и городскому планированию воспринимают новый стиль с трех точек зрения: как свидетельство криминального происхождения капитала заказчиков, как печальный этап посткоммунистического развития и попытки европейской интеграции, и как популистскую реакцию на жесткую догму архитектурного стиля советской эпохи.

Архитекторы и специалисты по городскому планированию перестали быть важной компонентой городской "машины роста" (Logan and Molotch 2007, Kimelberg 2011), и ощутили, что без их набора знаний и умений болгарские города начали развиваться так, что уничтожались общественные места, игнорировались международно признанные стили и в формы и функции новых районов и застроек была заложена классовая сегрегация. Как и в других профессиональных сферах, квалифицированные специалисты в области архитектуры и городского планирования столкнулись с вызовом времени не только вследствие маргинализации их профессий, но и из-за существовавшего в целом глубокого замешательства по поводу происходящих в стране культурных изменений и боязни оказаться неспособными достичь европейских стандартов жизни, что являлось следствием, в том числе, и исторически существовавшей тревоги по поводу периферийного географического положения и "отсталости" Балкан (Todorova 1997). Наконец, анализ феномена "бандитского барокко" следует рассмотреть в более широком контексте и соотнести взаимоотношения между людьми с изменяющимися городскими формами, чтобы достичь более глубокого понимания того, как городской ландшафт во времена политических трансформаций приобретает историческое значение. Проведенный в данной работе анализ, рассматривает городские формы постсоциалистической Болгарии, как и примеры из других стран Восточной и Центральной Европы (Bodnar 2000), не только для того, чтобы лучше понять урбанистические процессы, которые происходили после 1989 г. в этих странах, но и для того, чтобы выявить черты сходства в планировании, приватизации и градостроительстве в многочисленных глобальных контекстах (Burawoy et al. 2000).

Методы. Первичной целью сбора данных в этой статье было - предоставить четкую картину постсоциалистического урбанизма в Болгарии и создать этнографию определенного стиля. Согласно Холстону (1989) и Рабиноу (1995), анализ архитектурного стиля нужен не только для понимания культурных изменений вкуса, но и для использования его как индикатора изменений в структурах власти, стратегиях управления и взаимоотношениях между гражданами и государством. Данные для настоящей статьи были получены с помощью 30 полуструктурированных интервью (каждое по продолжительности от одного до трех часов), проведенных с архитекторами, специалистами по городскому планированию и общественными деятелями. Я считаю необходимым рассмотреть тех, кто идентифицирует себя как архитекторов, которые наиболее озабочены строительными проектами, отдельно от специалистов по городскому планированию, которые видят себя ответственными за планы, регулирование и - часто - городское обслуживание. К категории общественных деятелей относятся те, кто обладает обширными знаниями в области градостроительства, а также сотрудники некоммерческих организаций, работающих в сфере защиты жилищных интересов. С общественными деятелями были проведены интервью с целью взглянуть на взаимосвязанные области городского планирования и архитектуры с точки зрения людей, находящихся в стороне от профессиональных областей, но в тоже время обладающих немаловажным для целей этой статьи обширным знанием.

Все интервью были проведены в Софии в 2010-2011 гг. Большинство интервью были проведены на английском языке. Небольшое количество интервью было проведено на болгарском или на обоих языках, эти интервью были впоследствии мною переведены на английский. Все проведенные интервью являются полуструктурированными и сфокусированы на трех ключевых областях: постсоциалистическом развитии города, меняющейся роли профессии архитектора и специалиста по городскому планированию и коррупции и административном регулировании архитектуры (с особым вниманием к стилю, известному как "бандитское барокко"). Всех опрашиваемых просили рассказать о своем профессиональном опыте работы, и они могли опираться на информацию из журналов и конференций или из опыта коллег. В число опрошенных вошли люди в возрасте от 30 до 70 лет, что позволило охватить как тех, кто работал уже во время социализма, и тех, кто в 1989 г. еще являлся ребенком. Такой охват возрастов помог проанализировать разнообразный опыт специалистов, имевших различную степень погружения в "старую" систему. Правда, следует также отметить, что большинство опрошенных получили профессиональное архитектурное образование еще до начала масштабных постсоциалистических преобразований.

Добиться эффективного уровня саморефлексии информантов, когда их просят оценить профессиональное поле, в котором они в настоящий момент работают, часто бывает довольно сложно. Однако многие информанты данного исследования уже погрузились на момент интервью в этот процесс в результате падения значимости их профессиональных позиций и из-за изменившегося значения их умений и знаний на рынке. Это обеспечило адекватную оценку информантами самих себя в описании произошедших изменений в городском развитии и своей собственной роли в этих изменениях. Более того, многие респонденты сообщ

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком