научная статья по теме БЕЛЕК МАРИАННЕ АРТАШИРОВНЕ ДЭВЛЕТ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БЕЛЕК МАРИАННЕ АРТАШИРОВНЕ ДЭВЛЕТ»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2013, № 2, с. 149-153

ИСТОРИЯ НАУКИ

БЕЛЕК МАРИАННЕ АРТАШИРОВНЕ ДЭВЛЕТ © 2013 г. Д.Г. Савинов*, Г.В. Длужневская**

*Санкт-Петербургский университет ** Институт истории материальной культуры РАН, Санкт-Петербург

Название "белек" - не случайно. В тюркских языках оно означает "дар, подарок", причем не просто подарок, а дар наиболее уважаемым и любимым людям. Кроме того, у казанских татар в ХУ1-ХУ11 вв. было распространено, правда, мужское, имя Белек - обладающий знаниями, образованный. Нам кажется, что все перечисленные эпитеты - уважаемый, обладающий знаниями, образованный, любимый - совершенно относятся к Марианне Арташировне Дэвлет.

Марианна Арташировна Дэвлет - выдающийся исследователь древней культуры и искусства Центральной Азии и Южной Сибири. В настоящее время, наверное, нет ни одного археолога, начиная от студентов, только начинающих специализироваться в данной области, до маститых академиков, которым не были бы известны имя, труды и научные открытия М.А. Дэвлет. Марианна Арташировна -признанный лидер отечественного петроглифове-дения, отдавшая десятки лет напряженного творческого труда изучению памятников наскального искусства.

Из книги "Институт археологии сегодня" (М., 2000): «Дэвлет Марианна Арташировна. Ведущий научный сотрудник, д-р истор. наук. Родилась 13.06.1933 г. В 1957 г. закончила исторический факультет МГУ, а в 1966 г. - аспирантуру Института археологии АН СССР. Работает в Институте археологии РАН с 1966 г. В 1966 г. защитила кандидатскую диссертацию "Племена бассейна среднего Енисея в раннем железном веке", в 1983 г. - докторскую диссертацию "Петроглифы Енисея"... Археологические экспедиции: с 1963 по 1990 г. (Сибирь). 19691973 гг. - начальник экспедиции в Тоджинском р-не Тувы, 1974-1990 гг. - отряда по изучению петроглифов Тувинской экспедиции. Научно-организационная деятельность: чл.-корр. Международного комитета по наскальному искусству при ТСО-МОБ;

Красивый цветок украшает степь, красивый человек украшает жизнь.

Монгольская народная пословица

действительный член Советского (Российского) комитета ИКОМОС (Международный совет по вопросам памятников и достопримечательных мест). Автор около 200 научных работ1...»

За этими скупыми биографическими данными -человек яркий, красивый, талантливый, исключительно трудолюбивый и преданный своему делу. Дому и Делу. Таким вторым домом для Марианны Арташировны стала Тува; делом всей большой и насыщенной жизни - изучение культуры, мировоззрения и искусства древних обитателей этого Дома, нашедших свое отражение в археологических источниках.

Можно полагать, что притяжение к Востоку в формировании М.А. Дэвлет как исследователя не было случайным. Сама фамилия Марианны Арташиров-ны - Дэвлет - созвучна наименованию знаменитой династии Дэвлет Гиреев, хотя никакие родственные связи между ними как будто не прослеживаются. Из статьи О.С. Советовой и Л.Ю. Титовой в упомянутом юбилейном сборнике узнаем, что отец Марианны Арташировны, Арташир Хачатурович, в свое время был одним из приближенных знаменитого Ататюрка, память о котором в современной Турции священна. В исторической ретроспективе по своему значению с Ататюрком сопоставимы образы Маодуня, первого собирателя хуннских земель, и, может быть, Кюль-Тегина, одного из главных персонажей древнетюркского героического пантеона. Таким образом, изначально интересы тогда еще юной М.А. Дэвлет должны были испытать, быть может, на первых порах неосознанно, ауру притяжения и влияния загадочной культуры Востока, определившей весь ее дальнейший творческий путь.

1 Список в книге "Тропою тысячелетий", выпущенной к 75-летию М.А. Дэвлет (Кемерово, 2008), содержит 262 работы; сейчас уже более 290, в том числе 17 монографий.

Жизнь и деятельность каждого человека, и особенно исследователя, подобно археологической периодизации, распадается на ряд периодов, в каждом из которых вложение его творческих сил в данную область знания проявляется с наибольшей интенсивностью. У Марианны Арташировны Дэвлет таких периодов было несколько, и в каждом из них ею было сказано свое, как правило, позитивное и важное для развития науки слово.

Ученица Сергея Владимировича Киселева, одного из самых крупных археологов-сибиреведов советского периода, автора знаменитого труда "Древняя история Южной Сибири" (М., 1951), до сих пор не превзойденного по масштабам исследования и насыщенности фактическим материалом, Марианна Арташировна сначала шла по пути (а иначе и быть не могло), предначертанному учителем. Конечно, этому способствовали и постоянное общение, и участие в экспедициях С.В. Киселева (раскопки известного кургана Салбык в Хакасии и памятников монгольского времени в Забайкалье), и подготовка кандидатской диссертации, посвященной тагарской культуре скифского времени на Енисее, успешно защищенной в 1966 г. В этот период (конец 50-х -60-е годы) по разным вопросам изучения тагарской культуры М.А. Дэвлет был опубликован ряд интересных и содержательных статей, до сих пор сохранивших свое значение в тагароведении. Из высказанных в них положений особо отметим выделение локальных вариантов тагарской культуры, направление, которое и в наши дни может считаться одним из наиболее важных и перспективных. По многим из этих вопросов во время работы в экспедиции проходили консультации с одним из самых видных специалистов по археологии Южной Сибири д-ром истор. наук М.П. Грязновым (рис. 1).

Исследование южносибирских материалов эпохи раннего железа, значительная часть которых хранилась в музеях, в первую очередь в знаменитом Минусинском музее им. Н.М. Мартьянова, вывело М.А. Дэвлет на два новых направления научной деятельности: работа с археологическими коллекциями и принципами их формирования в музеях, не только отечественных, но и в зарубежных; судьбы исследователей, благодаря неутомимой и самоотверженной деятельности которых были сделаны первые шаги по археологии и изучению древней истории Южной Сибири, в том числе и созданию музейных коллекций, с которыми приходилось работать М.А. Дэвлет (рис. 2).

В русле этого последнего направления в сферу внимания М.А. Дэвлет попали в первую очередь три наиболее яркие и колоритные фигуры исследователей конца XIX - начала XX в. Д.А. Клемен-ца, И.Т. Савенкова и, особенно, - А.В. Адрианова.

Рис. 1. М.А. Дэвлет и М.П. Грязнов. Минусинск, 1970-е годы.

Дмитрий Александрович Клеменц - народоволец, политический ссыльный, сподвижник В.В. Рад-лова и Н.М. Мартьянова, великолепный археолог-полевик и наблюдательный этнограф, исколесивший все Саяно-Алтайское нагорье, и один из зачинателей исследования Восточного Туркестана. В будущем - первый директор Этнографического музея им. Александра III (ныне Российский Этнографический музей - РЭМ). Иван Тимофеевич Савенков - директор Минусинского музея с 1907 по 1911 г., занимавший этот пост после смерти своего близкого друга Н.М. Мартьянова, создатель первого (и до сих пор последнего) фундаментального труда по наскальным изображениям Среднего Енисея, рассматривавший их в контексте (может быть, и не совсем оправданно) письменных культур древних цивилизаций. Александр Васильевич Адрианов - спутник последних путешествий Г.Н. Потанина, неутомимый полевой исследователь минусинских курганов, первооткрыватель

Рис. 2. М.А. Дэвлет на ступеньках Минусинского музея. 1973 г.

большинства из известных в настоящее время местонахождений енисейских петроглифов, поставивший перед собой фантастическую задачу - создать общую "Курганографию Сибири". Расстрелян в Томской ЧК в феврале 1920 г. Посвященная жизни и трагической судьбе А.В. Адрианова небольшая монография М.А. Дэвлет (2004 г.), основанная на большом количестве архивных материалов и свидетельствах современников, - наверное, лучшее из ее историографических произведений.

Начиная с 70-х годов XX в. - новый и, наверное, главный период в жизни и творчестве Марианны Арташировны Дэвлет - это Тува. Через изучение тагарских древностей, через путешествия Д.А. Клеменца и А.В. Адрианова "за Саяны", через поиски новых местонахождений петроглифов выше по Енисею в тогда еще малоизученной Туве -выход на просторы Центральной Азии. Сначала, в течение нескольких полевых сезонов - раскопки в Тодже, ранее, не считая небольших по объему

раскопок С.И. Вайнштейна, вообще почти не исследованной в археологическом отношении. Усилиями М.А. Дэвлет здесь впервые были открыты памятники скифского и гунно-сарматского времени, представлявшие весьма своеобразный вариант культуры ранних кочевников на стыке горно-степных и таежных ландшафтов.

Затем - на свой страх и риск - изучение наскальных изображений Саянского каньона Енисея (тув. Улуг-Хем), занявшее в общей сложности более 15 лет. Как пишет об этом сама М.А. Дэвлет, сначала в составе Саяно-Тувинской экспедиции Ленинградского отделения Института археологии АН СССР (нач. экспедиции А.Д. Грач), а по сути дела, уже с самого первого полевого сезона - самостоятельно. Обращение к этому интереснейшему материалу не было для М.А. Дэвлет случайным, а подготовлено всей предшествующей творческой деятельностью исследовательницы - приобщением к жизни и наследию А.В. Адрианова, скрупулезным изучением Боярской писаницы, начатым еще в аспирантские годы и впоследствии опубликованным в виде отдельной монографии (1976 г.), а главное - общим неослабевающим интересом к культуре и искусству Востока.

Для того, кто не был в Саянском каньоне Енисея, в простонародном языке именуемом "трубой", трудно представить себе всю мощь и великолепие этого самого северного и труднодоступного участка Центральной Азии. Улуг-Хем входит в Саянский каньон (коридор), прорезая южные отроги Западного Саяна, ширина долины здесь составляет не более 250-300 м. Реку, несущую свои воды здесь со скоростью около 60 км/ч, пересекают многочисленные перекаты и пороги. Крутые скалистые горы, местами отвесно обрывающиеся к реке, и обилие крупных осыпей и камнепадов делают продвижение по берегу невозможным. Правда, как писал С.Р. Мин-цлов, отсюда начинается и самая красивая часть Енисея. Проход по берегу действительно невозможен, но очень опасен и по воде.

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком