научная статья по теме БЕЛОКАМЕННЫЕ ГЕРБЫ НА БОРОВИЦКОЙ БАШНЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОСМОТРА История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БЕЛОКАМЕННЫЕ ГЕРБЫ НА БОРОВИЦКОЙ БАШНЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОСМОТРА»

РОССИЙСКАЯ АРХЕОЛОГИЯ, 2014, № 3, с. 147-155

БЕЛОКАМЕННЫЕ ГЕРБЫ НА БОРОВИЦКОЙ БАШНЕ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ОСМОТРА

© 2014 г. Д.А. Петров*, Д.Е. Яковлев**

*Архитектурные мастерские Классика, Москва (dpetrovsr@yandex.ru) *ФГУП ЦНРПМ, Москва

Ключевые слова: Кремль, Боровицкая башня, герб, двуглавый орел, лев, змий, всадник.

The article presents the results of an external examination of the three limestone blocks with bas-reliefs, installed on the Borovitskaya gatetower of the Moscow Kremlin. Images carved on blocks are of: 1) rider with raised sword in his hand on a galloping horse; 2) vertical shapes of a lion with a sword in his paw and serpent (wyvern), both under two closed (imperial) crowns and two-headed eagles with the three - teeth crowns. As a result, the inspection found that the stone blocks set in the original masonry of 1490.

На наружных гранях Боровицкой башни Московского Кремля и пристройке к ней (1490 г.) находятся резные белокаменные шестигранные изогнутые гербовые щиты с геральдическими изображениями: двуглавый орел под зубчатой короной, всадник, лев с мечом и змий под закрытыми коронами (рис.1; 3).

Судя по фотографиям (рис. 1; 3), пространство между мостом въезда в Боровицкую башню было свободно от деревьев вплоть до 1950-х годов. Боровицкая башня во всех своих деталях (и прежде всего

Рис. 1. Современное состояние. Фото Д.А. Петрова.

ее гербы) была хорошо видна, хотя и с достаточно большой дистанции. До момента введения режимного проезда существовала возможность рассмотреть два герба из трех с близкого расстояния. Даже сейчас легко сфотографировать герб со всадником, остановившись у калитки в стене. Вызывает большое удивление то, что за последние 100 лет ни один исследователь не обратил внимания и не попытался изучить гербы. Только замечательный русский архитектор и историк Н.В. Султанов в книге о памятнике Александру II, возведенному им в Кремле в 1890-х годах, заметил о гербах: "Любопытно то обстоятельство, что они уцелели на Боровицких воротах по обеим сторонам въездной арки, куда они были занесены итальянцами, строителями Кремля. Щиты эти по общей форме представляют собою ни что иное, как металлический налобник лошади, и являются, таким образом, остатком рыцарского конского снаряжения" (1898. С. 572). К сожалению, в советское время интересоваться книгой под названием "Памятник императору Александру II в Кремле Московском" никому не приходило в голову, поэтому точное и продуктивное замечание Н.В. Султанова осталось незамеченным, а его предположение - непроверенным. Представляется, что такую проверку стоит предпринять.

Первичная съемка гербов с земли показала, что форма гербовых щитов и изображения на них представляют значительный интерес. По материалам фотофиксации были проведены предварительные разыскания по форме щитов и характеру их оформления, результаты которых опубликованы (Петров,

Рис. 2. Фасад Боровицких ворот (по: Бартенев, 1912. Илл. 202).

2012. Р. 3-17; 2013. С. 471-476). Стало понятно, что форма гербовых щитов и их оформление находят полные и прямые аналогии в итальянской геральдике 1460-1500 гг.

Однако иконографический анализ, сделанный по фотографиям с большой дистанции, показал только внешние общие формы гербов и не дал ответов на вопрос о подлинности этих скульптурных изображений, их физическом состоянии, деталях и элементах, невидимых снизу. Возникла очевидная необходимость детальной фиксации в виде архи-

Рис. 3. Вид Боровицких ворот. 1883 г. Отдельный фотоотпечаток. Фото Шерер, Набгольц и К°.

тектурно-археологических обмеров и тщательного визуального анализа кладок и растворов с близкого расстояния.

Гербы и окружающая их кладка осматривались авторами настоящего сообщения с площадки механического подъемника в течение двух дней (работы осуществлялись рано утром) в октябре 2012 г. Отметим, что скульптура гербов сохранилась по-разному. Боковые гербы - в удовлетворительном состоянии, на них почти нет каверн, повреждения носят локальный характер. Совершенно иная ситуация с центральным гербом - разрушение памятника приняло системный характер, приведший к безвозвратной потере важных деталей; этот рельеф требует немедленного вмешательство реставраторов (рис. 4, в, г).

К сожалению, в первый день установка подъемника непосредственно в проезде ворот действующей государственной резиденции, а во второй -сложность установки машины на покатом склоне в плохих погодных условиях (дождь и сильный ветер, раскачивавший площадку подъемника на высоте почти 20 м) не позволили перемещать механизм и осмотреть гербы не торопясь, с разных позиций. Удалось провести фотофиксацию, обмер рельефов и визуальный осмотр кладок вокруг каменных

в

Рис. 4. Герб со всадником (а), герб со львом и змием (б), герб со двуглавым орлом, деталь (е). Фото Д.А. Петрова.

блоков. В результате выявлены детали, невидимые с земли. Это объективная информация, позволяющая сделать предварительные выводы, обозначить проблемы и дальнейшие пути изучения.

Герб со всадником (рис. 5, а). Белокаменный блок с гербом установлен на двухгранной угловой

г

львом и змием, детали (в, г), герб с двуглавым орлом (д), герб с

северной пилястре западного фасада между двумя карнизами. Как и у пилястры поверхности блока имеют угол около 120°. Под гербом проходит карниз, состоящий из белокаменного вала и кирпичной полки под ним. Над гербом расположен белокаменный профиль в виде каблучка с полкой. Судя по

е

Рис. 4 (Окончание.)

тонкой вытеске каблучка, профиль - первоначальный. Интересно, что в кладку над этим профилем вместе с брусковым кирпичом введены отдельные ряды из плинфовидного "русского" кирпича. Справа и сверху к гербу примыкает тычковая кирпичная

кладка середины XIX в. (приблизительные размеры тычков - 11-12 х 6.5 см), на известковом растворе, снизу и слева - первоначальная верстовая (готическая) кладка из большемерного кирпича конца XV в. (размер в среднем - 29-30 х 14 х 7-7.5 см) и на характерном растворе с включениями крупного темного песка и кирпичной крошки. Несмотря на то что кирпичи и швы тонированы при современных реставрациях, видно, что блок с гербом установлен на растворе XV в. В единовременности кладки и блока убеждает раскладка кирпичей в рядах. Угол лопатки выполнен с перевязкой "тычок-ложок", что типично для готической системы перевязки XV в. К блоку с гербом, также через ряд, подходят в основном тычки и ложки. Но из-за небольшого расстояния от блока до угла пилястры ни в одном ряду не удалось выдержать их ровное чередование, и каменщикам пришлось использовать трехчетвертные кирпичи и четверти.

Герб вырезан из прямоугольного блока белого камня. Блок установлен в кладку таким образом, что оставленный при теске рельефа гладкий фон находится заподлицо с кладкой пилястры башни. Камень, из массива которого вырезан герб, имеет размеры по граням лопатки 35-37 см и высоту -87-89 см. Над ним, заподлицо с фоном, установлена сравнительно плоская плита (плинт) высотой 15-17 и размерами по граням лопатки около 40 см. Высота щита - 77 см, ширина - 58. Вынос верхнего и нижнего краев щита относительно среднего ребра лопатки составляет 16-17 см. Вынос лент от краев блока также достигает 17 см. Композиция выполнена в технике горельефа настолько высокого, что в нескольких местах фрагменты скульптуры (гербовый щит и ленты) полностью оторваны от поверхности блока. Скульптура и блок покрыты несколькими слоями побелки, причем нижний слой - отчетливый розоватый. Толщина побелки достаточно большая, кажется, что многие тонкие детали рельефа ею скрыты.

Композиция представляет герб, обрамленный лентами. Щит герба имеет шестиугольную форму с параллельными верхней и нижней гранями и боковыми гранями, слегка изогнутыми внутрь. Само поле также имеет изгиб внутрь, с краями, выгнутыми наружу. Нижнее поле гербового щита сильно оторвано от поверхности блока, что хорошо просматривается при взгляде сбоку. По краям щита проходит узкий кант (рамка). На щите помещено изображение всадника на лошади, скачущего справа налево от зрителя. Правая рука всадника поднята как для замаха и держит вытянутый предмет, более всего напоминающий саблю, - короткий, широкий, слегка изогнутый клинок с достаточно округлым

завершением. Хорошо видна крестовина (гарда). Ладонь всадника не видна (скрыта головой), в его левой руке - поводья. Голова артикулирована достаточно подробно, хорошо видны нос, глазная впадина, борода средней длины. На голове - предмет, напоминающий капюшон или шлем. Одежда похожа на балахон или очень широкий плащ, на ней видны складки. Пропорции фигуры нарушены, ноги очевидно коротки, но хорошо видны стопы (в обуви?) и, возможно, стремена.

Лошадь скачет аллюром, похожим на карьер, но несуществующим в действительности: ее ноги согнуты и изображены попарно параллельными; дальняя от зрителя пара ног сдвинута относительно передней влево, что выглядит несколько механистично, но придает изображению динамику. Голова лошади опущена, но видны глаз и уши и, хотя поводья не натянуты, показан открытый рот (видны зубы). Изображены грива и, достаточно детально, опущенный хвост. Копыта отмечены. Лошадь скачет по ясно обозначенной земле (позему).

Над верхней гранью герба - симметричные части банта в виде "ушек" и, по-видимому, кольцо. Гербовый щит обрамлен вьющимися лентами. Ленты верхней половины герба имеют полукруглую форму, нижней - S-образную. Полукруглая часть оторвана от блока камня, ее держит узкое соединение; S-образная выполнена в настолько высоком рельефе, что резчик смог, изменяя его высоту, придать ленте движение в трех измерениях. Концы лент раздвоены и на них выполнены шарики. На сохранившихся поверхностях лент хорошо видно, что они были вырезаны с показанием очень мелкой складки, а в верхней части отчетливо фиксируется заворот плоскости ленты.

Исполнение рельефа на щите производит двойственное впечатление. Он плоский, но резчик достаточно четко показал пространственные планы (фигура с рукой, корпус лошади, задние ноги) и детали (лицо всадника, морда лошади, хвост, поводья). Контрастно выглядит прием исполнения в

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком