научная статья по теме БЕЛЫЕ ПЯТНА В ИЗУЧЕНИИ ЮЖНОЙ АЗИИ-2 Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему «БЕЛЫЕ ПЯТНА В ИЗУЧЕНИИ ЮЖНОЙ АЗИИ-2»

ВОСТОК (ORIENS) 2014 № 1

139

НАУЧНАЯ

ЖИЗНЬ

КОНГРЕССЫ, КОНФЕРЕНЦИИ, СИМПОЗИУМЫ

БЕЛЫЕ ПЯТНА В ИЗУЧЕНИИ ЮЖНОЙ АЗИИ-2

© 2014

А. А. СТОЛЯРОВ

26-27 сентября 2013 г. в Российском Государственном гуманитарном университете проходил международный семинар "Белые пятна в изучении Южной Азии-2". Организатором семинара стал Международный учебно-научный центр изучения Южной Азии РГГУ.

Семинар был проведен при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда.

В международный Оргкомитет семинара вошли Вильям Вандербок (William Vanderbok, Ассоциация южноазиатских исследований, США), Доминик Вуястик (Dominik Wujastyk, Венский ун-т), А.Г. Матвеева (РГГУ), А.А. Попова (РГГУ), С.Д Серебряный (РГГУ), А.А. Столяров (ИВ РАН и РГГУ). В семинаре приняли участие 18 специалистов, представляющие научные центры: России, Индии, Непала, Бельгии, США. Рабочим языком семинара был английский.

Как и два года назад, для потенциальных участников были сформулированы основные вопросы для обсуждения: 1) чего мы не знаем о Южной Азии; что в ней еще не изведано; 2) на какие не изученные еще проблемы следует обратить внимание ученым - в самое ближайшее время и в отдаленной перспективе. Эти вопросы относятся как к сфере классической индологии, так и к современным южноазиатским исследованиям.

На открытии семинара с приветственным словом выступили А.Г. Матвеева, помощник ректора РГГУ по международным центрам, и Вильям Вандербок, президент американской Ассоциации южноазиатских исследований.

На семинаре было заслушано и обсуждено 18 докладов.

В первый день работы семинара представлены десять докладов так называемого "традиционного" цикла. С докладом «Белые пятна в "Повести о браслете"» выступил А.М. Дубянский (ИСАА МГУ и ИВКА РГГУ). Эпос "Шилаппадикарам (повесть о браслете)", будучи памятником древнетамильской литературы, содержит множество "белых пятен", таких как проблемы датировки, авторства, композиции, стиля, истоков сюжета и пр. Докладчик сосредоточился на рассмотрении двух из них: проблемы авторства поэмы и ее поэтического жанра.

В ходе последовавшего сеанса интернет-связи с Университетом Юты (США) доцент университета Кр. Эверэрт прочитала доклад "Бонбиби как мусульманская богиня". Исходя из непреложного факта, что многие божества Индии были одинаково почитаемы представителями разных конфессий, К. Эверэрт рассмотрела процесс трансформации восприятия одного из индийских малых божеств - богини-хранительницы лесов, почитаемой населением лесного района Сундарбан (Зап. Бенгалия и Бангладеш) в условиях роста фундаменталистских настроений как в среде индуистов, так и в среде мусульман. Автор доклада опасается, что при нынешнем уровне нетерпимости существование таких течений, как суфизм, может быть поставлено под угрозу.

Л.Б. Алаев (ИВ РАН) в докладе "Индийская сельская община: идеологема и реальный институт" подверг сомнению ряд фундаментальных представлений о системе взаимоотношений, существовавших в традиционном сельском обществе Индии, таких как понятие "республика в миниатюре", проблема самодостаточности индийской деревни, понятие деревни как изолированной социальной единицы, роль сельских общин в их взаимоотношениях с государством.

А.А. Вигасин (ИСАА МГУ) рассказал об уникальной рукописи Гандавьюхи из московского собрания. Рукопись одного из самых почитаемых текстов махаянского буддизма хранится в Международном Рериховском центре в Москве. Место происхождения рукописи - Непал, она датируется приблизительно XI или XII в. Уникальность московской рукописи заключается в том, что она содержит 144 пальмовых листа, по большей части с иллюстрациями. До сих пор было известно о 38 пальмовых листах из этой рукописи, хранящихся в американских музеях и частных

140

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

коллекциях. Доклад сопровождался демонстрацией иллюстраций. Сообщение вызвало большой интерес слушателей; поступили предложения как можно скорее опубликовать ее критическое издание вместе с известными листами из других коллекций.

А.А. Столяров (ИВ РАН, РГГУ) представил доклад "Первые вопросы, возникающие при изучении раннесредневековых североиндийских жалованных грамот". По его мнению, принципиальных вопросов два: каково изначальное количество пожалований и каково их происхождение? Оба относятся к группе неразрешимых: во-первых, нам известно только приблизительное количество обнаруженных и опубликованных жалованных грамот, немалое число которых к настоящему времени числится как утерянные. Оценить хотя бы примерно, сколько их было изначально, практически невозможно. Вместе с тем при наличии информации о генеральной совокупности обнаруженных и опубликованных текстов можно попытаться оценить их первоначальное количество в районах их наибольшей концентрации при условии хронологической непрерывности традиции. Во-вторых, проследить происхождение этой группы текстов также не представляется возможным, поскольку до нашего времени дошли только жалованные грамоты, изготовленные на вечном материале. В нарративных и эпиграфических текстах существуют лишь упоминания о других видах дарений, которые фиксировались на иных материалах. К сожалению, ни один из этих документов не сохранился. Но даже в случае обнаружения такого рода текста он мог дать лишь косвенную информацию относительно того, как сложилась форма царского земельного пожалования. Ведь традиция составления жалованных грамот существовала в Индии на протяжении более чем тысячи лет - с начала IV по конец XIII в. и позже. При этом на протяжении всего тысячелетия структура так называемой "дарственной" части оставалась практически неизменной.

С.В. Кулланда (ИВ РАН) в сообщении «"Неопознанные" заимствования в индо-иранских языках» предпринял попытку возвести этимологию ряда неэтимологизованных индо-иранских лексем к северокавказским языкам. Сообщение изобиловало большим количеством примеров.

Два доклада о проблемах сикхизма подготовили преподаватели ИСАА МГУ. Л.В. Хохлова рассказала о соотношении мифа и действительности в сикхизме, обратив внимание слушателей на то, что источники по истории сикхов до начала XIX в., в том числе и священные книги, будучи записаны спустя какое-то, иногда весьма значительное время после происшедших событий, следует считать скорее их субъективной интерпретацией. В разные эпохи сами священные книги воспринимались по-разному. Более того, различные социальные группы имеют свое собственное представление как о событиях сикхской истории, так и о содержании священных книг. Особое внимание Л.В. Хохлова уделила феномену так называемого "народного" сикхизма, еще сравнительно мало изученного.

Тема доклада А.В. Бочковской звучала так: «"Духовный ответ на любой вопрос": панджабские неогуру и их "альтернативные" тексты [на примере дера Сача Сауда]». Докладчик рассмотрела новые явления в духовной практике сикхизма, распространяющиеся среди его приверженцев, выходцев из традиционно низших каст.

Р.Б. Рыбаков (ИВ РАН) выступил с сообщением "Загадка последнего года жизни Вивека-нанды". Причины внезапного ухода ярчайшей личности в расцвете сил остаются и останутся несомненной загадкой. Докладчик изложил основные события, предшествовавшие уходу Виве-кананды, подробно комментируя их. Особое внимание он уделил последним дням и часам жизни Вивекананды.

Завершающим выступлением первого дня был доклад Мироза Шакьи, координатора проекта по оцифровке санскритских буддийских текстов Университета Запада (Калифорния), о "Проблемах сохранения санскритских буддийских текстов методом оцифровки". Докладчик рассказал о работе по воссозданию санскритского канона буддийских текстов, впервые предпринятой непальским Институтом Нагарджуны и калифорнийским Университетом Запада, о значении и трудностях этой работы.

Во второй день семинара было заслушано восемь докладов, в основном касающихся современных проблем развития южноазиатского региона.

Дж. Пеллегрино (Ун-т Южной Джорджии, США, член совета директоров Ассоциации южноазиатских исследований (США), редактор журнала "Экземпляр: журнал южноазиатских исследований"), в докладе "Все мы Яшода: формирование будущих специалистов по Южной Азии" привлек внимание слушателей к проблеме конфликта поколений. Кем будут будущие исследователи и преподаватели в области южноазиатских исследований? Есть ли возможность творить и поддерживать научный интерес к изучению узких проблем в географии, демографии,

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

141

истории, филологии и культуры в условиях глобализации и доминирования "транснационализма"? Какими будут новые методы получения новых знаний о регионах и народах мира, а также их преподавания? Эти и другие вопросы, относящиеся к разряду "вечных", были предметом обсуждения в ходе презентации.

В. Вандербок, президент Ассоциации южноазиатских исследований (США), в докладе "Каста, выборы и метод экологического вывода: на примере штата Карнатака" предложил применить относительно недавно разработанную методику экологического вывода для изучения воздействия кастовости на результаты выборов разного уровня, взяв в качестве примера парламентские выборы в Законодательное собрание штата Карнатака.

Ряд неясностей, относящихся к биографии Рабиндраната Тагора (1861-1941), был уточнен в докладе С.Д. Серебряного, директора Института высших гуманитарных исследований РГГУ, "Рабиндранат Тагор, Нобелевская премия, восприятие поэтом России и его восприятие в России". Тагор был первым неевропейцем, получившим Нобелевскую премию по литературе. Это произошло в 1913 г. Причем присуждена премия была не за одну поэму "Гитанджали", как принято считать, а за ряд произведений, опубликованных Тагором в 1912-1913 гг. Большое количество "белых пятен", касающихся краткого визита Р. Тагора в Россию в сентябре 1930 г., может быть устранено лишь после открытия секретных архивов советских спецслужб. Тагоровские "Письма о России", которые он опубликовал после своей поездки, известны лишь в сокращенном переводе на английский и русский языки, причем по разным соображениям в обоих вариантах сокращению подверглись разные места. В довершение к сказанному: русские поэты, переводившие Тагора, такие как Б. Пастернак и

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком