научная статья по теме «БЕСНОВАТЫЕ» В ТЫРНОВСКОМ ВОССТАНИИ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПЕТРА И АСЕНЯ (1185 1186) Комплексное изучение отдельных стран и регионов

Текст научной статьи на тему ««БЕСНОВАТЫЕ» В ТЫРНОВСКОМ ВОССТАНИИ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПЕТРА И АСЕНЯ (1185 1186)»

СООБЩЕНИЯ

Славяноведение, № 2

© 2014 г. А.С. ДОБЫЧИНА

«БЕСНОВАТЫЕ» В ТЫРНОВСКОМ ВОССТАНИИ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПЕТРА И АСЕНЯ (1185-1186)

В статье рассматривается проблема идентификации «бесноватых», упомянутых в «Истории» Никиты Хониата, как «катализаторов» восстания 1185-1186 гг. В качестве возможного решения предлагается версия, связанная с византийскими инструментами легитимации.

The article scrutinised the problem of identification, who were the «demoniacs», mentioned in Niketas Choniates' «History» as cathalisers of the uprising of 1185-1186. A hypothese, suggested as a possible clue, deals with the Bysantian instruments of legitimation.

Ключевые слова: бесноватые, Второе Болгарское царство, восстание Петра и Асеня, культ св. Димитрия Солунского, народно-религиозная практика.

Становлению так называемого Второго Болгарского царства (в болгарской историографии - «возобновлению Болгарии») и, в частности, его начальному эпизоду: восстанию в Тырнове1 в 1185-1186 гг. под руководством братьев Феодора-Петра и Иоанна (I) Асеня, - посвящена обширная научная литература - как на болгарском, так и на русском и на других языках2. Однако ряд вопросов, принципиально важных для реконструкции хода и понимания сути этих событий, до сих пор не получил сколько-нибудь единодушного объяснения. Одним из них остается и вопрос о том, кем были те «бесноватые», которые, как сообщается в главном источнике о событиях в Болгарии в это время, «Истории» византийского чиновника, историка и богослова Никиты Хониата, - сыграли важную роль в привлечении местных жителей на сторону мятежных братьев.

Точнее, Хониат рассказывает буквально следующее: «Желая излечить своих земляков от трусости, братья построили церковь во имя мученика Димитрия, в которой собрали множество бесноватых из обоих родов (болгар и влахов? - С.И.) с налитыми кровью, косящими глазами, с распущенными волосами и вообще точно изображавших все то, что делают люди, одержимые бесами. Асени внушили им говорить в исступлении, будто Бог благоволил даровать свободу болгарам и влахам, будто соизволил снять с их шеи временное ярмо и будто с этой целью Христов мученик Димитрий оставил Фессалонику, покинул тамошний храм, не захотел более пребывать с ромеями и перешел к ним, чтобы быть им помощником

Добычина Анастасия Сергеевна - аспирантка исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, младший научный сотрудник Института славяноведения РАН

1 Источники не упоминают название крепости, в которой произошло восстание. Однако большинство исследователей придерживаются мнения, что события произошли именно в будущей болгарской столице Тырново.

2 Из работ, опубликованных по этой тематике в последние годы, особого внимания заслуживают статьи болгарских исследователей В. Гюзелева [1. С. 36-39]; Г. Николова [2. С. 597-617], а также С.А. Иванова [3. С. 95-123].

и сотрудником в их деле. Дав себе небольшой отдых и вдруг еще более преисполнившись (Пифонова. - С.И.) духа, эти сумасшедшие как бы в новом припадке падучей болезни начали потом опять возбуждать народ, провозглашая вдохновенным голосом, что не время теперь сидеть, что наступила решительная минута идти на ромеев [...] Одушевленный такого рода прорицаниями, весь народ вооружился поголовно»3.

Рассказ о восстании в Тырнове в «Истории» Хониата почти на всем протяжении строится вокруг действий и слов «бесноватых», что свидетельствует о том, что их появление отнюдь не случайно, но рассматривается самим автором как одно из ключевых звеньев в цепи произошедших событий. Ничего подобного нельзя обнаружить ни в одном другом источнике более или менее современном этим событиям: лишь во второй половине XIII в. о «бесноватых» в восставшем Тырнове написал в «Обзорной хронике» Феодор Скутариот, несомненно, опираясь при этом на рассказ Хониата [6. С. 243-244].

Примечательно, что с момента включения «Истории» в научный оборот фрагменту, описывающему воздействие «бесноватых» на собравшееся в Тырнове население, чаще всего не придавалось большого значения. Так, К. Иречек прямо назвал рассказ Хониата «извращенной легендой» [7. С. 301], а Ф.И. Успенский констатировал, что «ничего больше нельзя видеть в картине, в которой Н. Акоми-нат (Хониат) рисует общее одушевление болгар, возбуждаемых к войне с греками пророчествами и воззваниями бесноватых с налитыми кровью и дикими глазами, как весьма простой факт действительно очень сильного волнения в Болгарии» [8. С. 222]. Исследователи позднейшего времени, обращаясь к рассказу Хониата о восстании в Тырнове, нередко предпочитали его точному воспроизведению более или менее вольный пересказ, в котором сюжет с «бесноватыми» просто «выпадал» как избыточная подробность (см., например [9. Р. 273; 10. Р. 183; 11. Р. 290]), а призывы к восстанию приписывались непосредственно самим братьям Петру и Асеню (см., например [12. С. 209; 13. С. 28]). Стремление представить рассказ Хониата как иронически-язвительную реакцию на восстание болгар против византийской власти стало устойчивой тенденцией для историографии XX в., в особенности болгарской и советской (см., например [14. С. 257-258; 15. С. 54-55; 16. С. 427] и др. 4

Тем не менее, нередки и случаи буквального восприятия рассказа Хониата: так, классик болгарской медиевистики В. Златарский полагал, что в тексте описаны подлинные бесноватые - «разные эпилептики и полупомешанные из обоих народов, которые в Средние века считались Божьими людьми, т.е. такими, через которых говорит Божество» [19. С. 431]. Согласно греческому исследователю Ф. Малингудису, «бесноватые» Хонита могли быть нестинарами, а их состояние «исступления» можно объяснить особенностями экстатической практики, сопровождающей нестинарский обряд хождения по раскаленным углям [20. S. 110-112]. Наконец, согласно отечественному византинисту С.А. Иванову, действо «бесноватых» могло быть проявлением остатков протоболгарского шаманизма, который продолжал бытовать, в том или ином виде, на исторических болгарских землях, включая их северо-восток [21. С. 68-69].

В то же время принимая рассказ Хониата как буквальное описание некоего конкретного действа культового характера и пытаясь найти его объяснение в культурных особенностях и народно-религиозных практиках населения северовосточной части средневековых болгарских земель, исследователи, как правило, оставляли без должного внимания важнейшую составляющую восстания - культ

3 Так передает этот рассказ С.А. Иванов: [3. С. 111-112]. Другой русский перевод: [4. С. 22-23]. Греческий оригинал: [5. Р. 371].

4 Обстоятельства восстания рассматриваются и в работах отечественного византиниста Г.Г. Литаврина: [17. С. 435, 443; 18. С. 367].

св. Димитрия, достигшего необычайной популярности как в византийских, так и славянских землях к концу XII в.5 Между тем, известно, что в момент выступления болгары располагали некой широко почитаемой иконой с изображением великомученика [25. С. 48-50] и само восстание, по всей вероятности, было приурочено к празднованию дня св. Димитрия Солунского [26. С. 257-265]. В связи с этим возникает закономерный вопрос: не мог ли известный образ великомученика вместе с одноименным храмовым зданием быть частью некого богослужебного ритуала, связанного с почитанием памяти св. Димитрия, объявленного покровителем восстания?

Ритуалы с иконами были одной из важнейших составляющих византийского благочестия и имели определенные «стандарты» и образцовые формы организации, известные как в столице, так и на окраинах империи [27. С. 133-139]. Воздействие этих ритуалов на верующих было чрезвычайно сильным. Последние активно включались в их совершение, обращаясь к самим иконам с молитвами и иным образом выражая перед ними свое благоговение [28. С. 256-257]; [29. С. 13-89]. Ритуальные действия подобного рода едва ли не в обязательном порядке предполагали участие неких постоянных групп лиц - будь то мирянские «братства», организованные вокруг почитаемых святынь, братия монастырей или клир храмов, в которых эти святыни хранились [30. Р. 360-384].

Так, широкой известностью не только в Византии, но и во всем христианском мире пользовалось знаменитое «вторничное чудо», связанное с константинопольским монастырем Одигон и образом Богоматери Одигитрии (см. [31. С. 39-69; 29. С. 243-274; 32. Р. 199-207]). Согласно Стефану Новгородцу (XIV в.), «дивное зрелище» являли собой при этом действия определенной группы людей: «одному человеку поставят на плечи икону стоймя, а он руки раскинет, как будто распятый, также и глаза у него закатятся, - страшно видеть, - и по площади мечет его туда и сюда, очень сильно вертит его, а он не помнит себя, куда его икона носит. Потом другие подхватят, и с ними то же бывает, так же и третий, и четвертый подхватывают, и они поют с дьяконами пение великое» [33. Р. 37]. Новые подробности «чуда» добавляет испанец Перо Тафур (начало XV в.): по его словам, ритуал совершался неким братством, облаченным в красные одеяния, и «люди эти из одного рода, другие не могут исполнять эту службу; они движутся с большой процессией, и люди в том одеянии подходят по одному к иконе, и кто ей нравится, тому она позволяет взять себя легко, словно бы весила она одну унцию, и кладут ее на плечо, и с песнопениями выходят из церкви и направляются к большой площади, и там тот, кто несет ее, ходит с ней от одного конца до другого, и обходит [так площадь] пятьдесят раз, и кажется, что икона поднимает его над землей, причем он теряет сознание и бледнеет, не отрывая глаз от нее; затем он садится, подходит другой, берет ее, кладет себе на плечо, и делает то же самое, так что таким образом четыре или пять человек носят ее в течение того дня» [34. С. 245-246].

Примечательно, что собравшийся на площади народ не был простым наблюдателем «чуда», но также принимал активное участие в действе: испанец Руи Гон-салес да Клавихо отмечает, что когда икону выносят и ставят посреди площади, «весь народ начинает молиться перед ней с плачем и стенаниями» [34. С. 241]. В свою очередь, Стефан Новгородец обращает внимание на то, что в начале действа народ «восклицает с плачем: «Господи помилуй!», -

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком