научная статья по теме БЕЗДОМНЫЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ДНО ОБЩЕСТВА Социология

Текст научной статьи на тему «БЕЗДОМНЫЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ДНО ОБЩЕСТВА»

15. Осинский И.И. Интеллигенция и некоторые проблемы гуманизма // Интеллигенция: проблемы гуманизма... Указ. соч. с. 7-15; Карпухин О, Макаревич Э. Союз "новой" интеллигенции и интеллигенции массы как фактор социальных изменений и социальной стабилизации // Жизненные стили и ... Указ. соч. С. 28-42.

16. Вехи. Интеллигенция в России. 1909-1910. М.: Молодая гвардия, 1991.

17. Бердяев H.A. Русская идея. М.: ООО "Изд-во В. Шевчук", 2000. C. 24.

18. Мережковский Д.С. Грядущий хам. Полн. собр. соч., Т. XIV. М.: Типография Т-ва И.Д. Сытина, 1914. C. 25.

19. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. М.: МУБиУ, 1996. C. 502.

© 2003 г.

И.И. ОСИНСКИЙ, И.М. ХАБАЕВА, И.Б. БАЛДАЕВА БЕЗДОМНЫЕ - СОЦИАЛЬНОЕ ДНО ОБЩЕСТВА

ОСИНСКИЙ Иван Иосифович - доктор философских наук, заведующий кафедрой философии Бурятского государственного университета. ХАБАЕВА Индра Мархозовна - кандидат экономических наук, декан факультета экономики и управления. БАЛДАЕВА Ирина Борисовна - кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры экономической теории этого же университета.

Начавшееся в 90-е годы реформирование российского общества породило резкую социальную дифференциацию. В основании образовавшейся социальной пирамиды оказались самые обездоленные слои общества, к которым относятся бездомные. Бездомные - это по существу социальное дно общества. Еще совсем недавно знания о социальном дне мы черпали преимущественно из русской дореволюционной художественной литературы. Герои A.M. Горького "На дне" как нельзя лучше, наглядно раскрывают социальный облик, духовный мир бездомных. Нынешняя российская действительность возвратила нас в мир, где бездомность приобрела характер социального бедствия, не только в силу многочисленности этой категории, но и из-за явной тенденции ее роста.

Понятие "бездомные" кроется в самой этимологии слова. Это социальная группа общества, характеризующаяся отсутствием жилья, дома. Это люди, не имеющие пристанища - ни собственного, ни служебного, ни арендованного, предоставленного родственниками, друзьями, знакомыми. Именно этот признак отличает бездомных от социально близких слоев общества. В лучшем случае бездомные могут пользоваться жильем эпизодически и в любой момент рискуют остаться без него.

Однако само по себе отсутствие у человека постоянного жилья еще не делает его бездомным. Известно, что кочевники, цыгане не рассматриваются в качестве таковых. Хотя эти люди, принадлежащие к указанным общностям, не имеют стационарного жилья, но в отличие от категории бездомных они принадлежат к своим первичным социальным группам, которые служат их эмоциональным прибежищем, дают возможность чувствовать себя дома везде, где в данный момент находится его род или племя. Люди, ведущие кочевой образ жизни, "вписаны" в систему своей общины, которая служит как бы инстанцией, закрепляющей за ними определенный общественный статус.

Отсутствие постоянного жилья становится решающим фактором в идентификации индивида лишь тогда, когда нет инстанции, которая присваивала бы ему социально приемлемую роль в системе общественной занятости, семье, общине. Если же такой инстанции нет, то жизнь "на улице" приводит к необратимым последствиям [1].

Типичным признаком относимых к бездомным является разрыв прежних родственных и дружеских отношений. Это означает, что бездомные отторжены от своих первичных социаль-

ных групп, "выпадают" из этих общепринятых социальных иерархий, теряя присущие им характеристики и роли. Индивид, оказавшийся за пределами первичной социальной группы и не имеющий жилья, приобретает специфические черты поведения, характерного для бездомных, он интериоризирует нормы и ценности, принятые среди этой категории населения. С целью изучения социального положения, образа жизни бездомных авторами статьи было проведено социологическое исследование в столице Республики Бурятия г. Улан-Удэ (январь-март 1998 г.; июль-август 2001 г.). Исследование включало анкетный опрос, наблюдение, неформальные беседы, изучение материалов мэрии Улан-Удэ, касающихся бездомных, что позволило получить максимально достоверные результаты.

Как свидетельствуют данные городской службы экстренной социальной помощи на 370 тыс. улан-удэнцев приходилось в 1996 г. 106 человек без определенного места проживания, в 1998 г. -203, в 2001 г. - более 300 человек. Исследованием, проведенным в начале 1998 г., были охвачены все бездомные. Естественно, нас интересовал вопрос, кто они, каков социальный портрет данной группы, из каких категорий населения они рекрутируются.

Анализ показал, что абсолютное большинство бездомных - мужчины - 179 человек (87%), и лишь 24 человека (13%) - женщины; по этнической принадлежности 198 человек назвали себя русскими, 4 - бурятами и 1 - якутом; около половины бездомных - бывшие заключенные; жителей Улан-Удэ оказалось 66 человек (30%), остальные приезжие, причем 41 человек (20%) -из сельской местности Бурятии, 102 человека (50%) - из сопредельных или отдаленных регионов; в возрастном отношении 165 человек (80%) - от 40 до 50 лет; 19% от 30 до 40 лет; 2 человека (1%) - старше 50 лет. Большинство бездомных ранее работали в промышленности, в сфере услуг, на транспорте; все имели низкий квалификационный, образовательный уровень; 95% -выходцы из малообеспеченных семей с низким социальным статусом; все словесно выражали крайне негативное отношение к современному социально-экономическому положению России и желали восстановления социалистических порядков; все считали себя обманутыми в ходе приватизации жилья, на словах выражали желание работать, если бы такая возможность была предоставлена; почти все называли себя квалифицированными работниками - "мастерами на все руки".

Наблюдения и неформальные беседы с бездомными проводились в местах их проживания и добывания средств существования. Несмотря на кажущееся внешнее сходство, имеются различия в способах их существования. Была установлена достаточно четкая дифференциация бездомных по трем группам.

К первой группе, условно названной нами "элитной", были отнесены бездомные, проживающие на отдаленной окраине г. Улан-Удэ, недалеко от городской свалки (район стеклозавода) в землянках, когда-то вырытых и оборудованных военнослужащими. Здесь в 1998 г. было 13 землянок, в которых проживало 56 человек (22% от общего числа бездомных). Среди них было 43 мужчины и 13 женщин; 55 человек назвали себя русскими; один - якутом. Бурят в то время среди них не было. По вероисповеданию все называли себя христианами. Это поселение было электрифицировано самими бездомными. Почти во всех землянках были холодильники, радиоприемники, самодельные электрообогреватели, электроплитки, электрочайники. В одной землянке был телевизор и кирпичная печь. Все имели необходимую посуду и постельное белье. Кроме того, в некоторых землянках бездомные оборудовали бани. За деньги приобреталась вода, которая доставлялась в специальной цистерне. Все жильцы землянок оценивали свое материальное положение как удовлетворительное и отмечали, что их питание значительно улучшилось по сравнению с периодом, когда они имели обычное жилье.

В течение длительного времени мы наблюдали этих бездомных в трудовой деятельности. Их работа была связана с графиком прихода на свалку автомашин с мусором. Хождение на свалку называлось у них "отправлением на БАМ". Бездомные окружали привезенный мусор и начинали его "сортировать", отбирая бутылки, банки, металл, одежду. Пищевые продукты выбирались из отходов, доставлявшихся с рынков, предприятий пищевой промышленности и общественного питания (мясокомбината, хлебозаводов, молочного завода, столовых, ресторанов и т.д.). Эти бездомные могли приобретать продукты в магазинах за деньги от продажи стеклотары и обожженного металла, потребляли в основном доброкачественную пищу. Работа занимала в среднем 3-4 часа в день. Для удовлетворения потребностей в пище, алкоголе, табачных изделиях, моющих средствах тогда этого времени было достаточно. Остальное время проводили в праздности: потреблении алкоголя, курении и общении друг с другом. К вечеру почти все находились в состоянии опьянения. В этой группе было свое самоуправление: наибольшим авторитетом пользовался избранный староста Петров Николай, который нередко разрешал возникавшие конфликты, а также представлял членов группы перед милицией и другими должно-

стными лицами. Эти бездомные презрительно относились к городским "коллегам" и не допускали их на свою территорию. Вплоть до середины 1998 г. жизнь обитателей землянок была в какой-то мере стабильной. Интересно отметить, что иногда приехавшие из других мест родственники бездомных, у которых имелось свое жилье, также оставались жить на городской свалке, мотивируя это тем, что жизнь "здесь лучше", чем в их деревне или поселке.

Вторую группу бездомных составляли городские бомжи, проживавшие в холодное время года в колодцах теплотрасс, подвалах и на чердаках. Часть из них занимала пустующие зимой пригородные дачи. Их жизнедеятельность связана, главным образом, с собирательством утильсырья и стеклотары. Представители этой группы опрашивались и велось наблюдение за ними в процессе "трудовой деятельности", состоявшей в ежедневном неоднократном обходе мест, где находились контейнеры с мусором во дворах. За каждым бездомным была как бы закреплена определенная территория, с которой он по возможности изгонял чужаков. Питались они исключительно тем, что находили в контейнерах. Изредка им удавалось похитить продукты или другие товары на рынках. Каждый из них рассчитывает только на себя, т.к. взаимопомощи между ними не наблюдалось, хотя проживали они, как правило, группами по 2-3 человека.

В отличие от бездомных первой группы, эти бомжи совершенно не соблюдают элементарных правил личной гигиены. Меняют одежду лишь в случае приобретения (воровства) немного лучшей. Эта группа наиболее многочисленна - 126 человек (62% от общего числа). Из них мужчины составляли 117 человек; женщины - 9. Русских было 122 человека, бурят - 4. Женщин бурятской национальности в этой группе

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком