научная статья по теме БИБЛИОТЕЧНАЯ ПОЛИТИКА СТОЛИЦЫ СТРАТЕГИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ МЕНЯЕТ КНИЖНУЮ ПРИРОДУ БИБЛИОТЕКИ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «БИБЛИОТЕЧНАЯ ПОЛИТИКА СТОЛИЦЫ СТРАТЕГИЯ РАЗВЛЕЧЕНИЙ МЕНЯЕТ КНИЖНУЮ ПРИРОДУ БИБЛИОТЕКИ»

иблиотечная политика

столицы

иегия развлечений меняет книжную природу библиотеки

Татьяна Евгеньевна, в апреле этого года Вы оставили пост директора Библиотеки-читальни им. И. С. Тургенева. Время подводить итоги?

— Вы знаете, у меня нет ощущения завершённости моей профессиональной карьеры. Смена рода деятельности, обретение новых ориентиров? Пожалуй, что так. Последние четыре годы я перестала быть библиотечным специалистом и «функционировала» почти исключительно как «руководитель учреждения», управленец, основная задача которого — вовремя «отбивать» бесчисленные запросы, задания, приказы Департамента культуры Москвы. Ладно бы эта бумажная (точнее — электронная) лавина служила материалом для анализа и принятия осмысленных управленческих решений. Увы, не было даже намёка на серьёзную библиотечную политику. Очень хочется снова вернуться в

профессию и по мере сил способствовать тому, чтоб такая политика возникла.

Какие проблемы библиотечного дела волнуют Вас сейчас, когда Вы возглавили методическую службу библиотек ЦАО Москвы?

— Начну с того, что вроде бы не имеет прямого отношения к библиотекам. Вот я открываю газету «Метро» от 17 июля 2015 г. и узнаю из неё, что 26 июля на Гребном канале Москвы проводится фестиваль самодельных летательных аппаратов. Газета «Метро», которая выступает официальным информационным партнёром Дня полётов, выбрала своим фаворитом команду «Котики на самолётике» из Вологды. Эта команда, состоящая не из детей и подростков, как вы, наверное, подумали, а из тридцатилетних балбесов обоего пола, придумала «Сосискалёт» (именно через «а», рус-

Татьяна Евгеньевна Коробкина — человек, известный далеко за пределами столичного библиотечного поля. Выпускница филфака МГУ, свой путь в профессию начала в 1974 г. во Всесоюзной государственной библиотеке иностранной литературы (ныне Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М. Рудомино).

С 1974 г. более 20 лет возглавляла Библиотеку-читальню им. И. С. Тургенева, возродив её буквально «из пепла». Сегодня читальня в Бобровом переулке — одно из известнейших культурно-просветительских мест Москвы. Т. Е. Коробкина — одна из инициаторов создания / Московской библиотечной ассоциации и её председатель^ с 1989 по 1975 год. Отметив своё десятилетие в 1999г. ассоциация прекратила существование.

Выступления Т. Е. Коробкиной на съездах, конгрессах ™ и конференциях, в профессиональной печати всегда отличаются полемической остротой и свежестью идей.

Сегодня Татьяна Евгеньвна возглавляет методический отдел Централизованной библиотечной системы Центрального административного округа ^^

Москвы.

ский язык никогда не изучали) под управлением «милых котиков».

В этом же номере газеты целая страница отдана информации о семи «лучших квестах столицы». Даётся комментарий эксперта-психолога: «Всё, что похоже на электронные игры, на то, во что человек играет индивидуально, вне социума, набирает популярность./.../В квестах интеллектуальная составляющая объединена с групповой активностью, здесь есть и элемент развлечения, и элемент поиска./.../Здесь и эмоции, и движение, и эйфория, когда доходишь до цели». Ещё одна забава для великовозрастных деток.

А вот заметка об открытии на дизайн-заводе «Флакон» первого в Москве памятника голливудскому супергерою — Человеку-муравью: «В день открытия москвичи вовсю фотографировались с ним и публиковали снимки в соцсетях». Что эта газета для умственно отсталых, у меня не вызывает сомнения. А вот кто и зачем таким образом организует досуг молодёжи? Развлекайтесь, милые детки, и ни о чем не думайте?

Вы полагаете, что в эту, с позволения сказать, культурную политику вписывается та модель библиотеки, которая усиленно пропагандируется в Москве?

— Вот именно. Приведу два отзыва в интернете о разрекламированной в СМИ библиотеке им. Достоевского. «Отличное место, где можно скоротать время среди большого количества книг и лаконичного, уютного интерьера. Часто проходят интересные мастер-классы». «Мне здесь совершенно не нравится. Шумно, народу много, люди приходят непонятно зачем, кто болтает по телефону, кто музыку Е^

-% 27/

#18 [252] 2015 Д ЛО

слушает на полную, кто поесть приходит, про туалет — вообще молчу». Видите, настоящего читателя не обманешь. Так выглядит в глазах пользователей насаждаемая модель библиотеки нового типа, в которую приходят не за знаниями и информацией, а «скоротать время» и «непонятно зачем». Эта модель прекрасно вписывается в стратегию развлечений, которая в последние три-четыре года стала базисом культурной политики Москвы.

А как ещё привлечь молодого читателя в библиотеку? Как показать ему, что мнение о библиотеке как о замшелом учреждении, мягко говоря, устарело? Разве социокультурные акции, в которых много развлекательного, такие как «Библионочь», этому не помогают?

— Спору нет, большие общегородские акции с хорошей информационной поддержкой разрушают стереотипы общественного сознания в отношении библиотек, музеев, домов культуры. Такие акции — это праздник, к которому в библиотеках долго готовятся и прилагают много усилий для привлечения публики. Но согласитесь, что главное место в программах «Библионочи» занимают развлекательные мероприятия, не имеющие прямого отношения к основной деятельности библиотеки, к популяризация библиотеки как таковой.

Почему вообще посещение библиотеки или музея должно быть упаковано в обёртку разрекламированной ночной акции («Ночь в музее», «Ночь искусств», «Библионочь»)? Не потому ли, что для многих её участников посещение музея или библиотеки ночью — это одноразовая модная «тусовка»? Они вряд придут сюда днём. С другой стороны, так ли их ждут в библиотеках в будние дни? Что могут библиотеки предложить им без яркой праздничной упаковки? К сожалению, публичные библиотеки слишком увлеклись в последние годы не собственно библиотечными видами деятельности, связали себя с досугом, забыли о своей миссии — нести знания и информацию, прежде всего, посредством чтения. Библиотеки сами готовы изменить своей книжной природе, не умеют быть современными в продвижении чтения, традиционного и электронного. Они словно поверили заверениям одного высокого московского экс-чиновни-

ка, что «библиотеки себя изжили» и торопятся стать чем-то иным.

Может, это новый этап в развитии современной публичной библиотеки?

— Что наступает новый этап в развитии российских библиотек — вне всякого сомнения. С социальной точки зрения, это следствие того, что во взрослую жизнь вошло молодое поколение, недостаточно образованное и воспитанное в системе культурных и жизненных ценностей, возобладавших в нашем обществе в постсоветский период. Я бы назвала эту систему ценностей «хипстер-ской». Хипстеры, как поясняет википе-дия, это «обеспеченная городская моло-

дёжь, интересующаяся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, артхаусным кино, современной литературой и т. п.». Таковы пристрастия хипстеров и тех, кто стремится ими стать, в культуре и искусстве. А в жизни — это деньги, карьера, удовольствия.

В последние три-четыре года вся культурная и досуговая жизнь Москвы оказалась под влиянием именно хипсте-ров. Но поскольку библиотека — дело серьёзное и любые её преобразования требуют профессионализма, то хипстер-ская мысль смогла родить лишь псевдобиблиотечную модель под названием «библиотека Достоевского» (без имени писателя на вывеске; тем не менее, оно сохранилось в языковом обиходе, поскольку имя в названии библиотеки — объективная топонимическая необходимость, оно помогает идентифицировать

библиотеку, узнавать её среди других библиотек). Понятно, что такая модель библиотеки не может возобладать в библиотечном деле: она не имеет к нему прямого отношения. Это просто место хипстерской «тусовки».

Что касается новых явлений в библиотечной политике, то они, конечно, связаны с изменениями в общественно-политической ситуации, с усилением роли государства в социальной сфере, в том числе как регулятора культурной деятельности. На предыдущем этапе федеральное государство впрямую в неё не вмешивалось, а лишь формировало законодательную и нормативно-правовую базу бюджетных учреждений культуры. Оно добросовестно следовало ст. 14 Федерального закона о библиотечном деле, в которой, между прочим, говорится: «Государство выступает гарантом прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и не вмешивается в профессиональную деятельность библиотек, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации». Два десятилетия ушло на то, чтобы объяснить муниципальным библиотекам, что им не стоит ждать милости от федерального министерства культуры, что реальная библиотечная политика вершится в регионах и на местах. Теперь Минкультуры берёт на себя управление профессиональной библиотечной деятельностью в стране. А как иначе расценивать разработку и принятие им Модельного стандарта деятельности общедоступной библиотеки, почти на 15 лет позднее РБА, утвердившего подобный документ в ряду других так называемых «профессиональных стандартов»? А открытая поддержка министерством создания альтернативной ассоциации библиотек, вносящей раскол в российское библиотечное сообщество, и так не слишком сплочённое?

Или ещё один пример из московской библиотечной практики. Федеральный закон о библиотечном деле провозглашает право библиотек «самостоятельно определять источники комплектования своих фондов» (ст. 13 п. 10). Тем не менее, в 2013 г. Департамент культуры Москвы создаёт суперколлектор — Московский городской библиотечный центр (МГБЦ), которому передаёт экс-

£-

Д ЛО #18 [252] 2015

клюзивное право по своему усмотрению комплектовать библиотечные фонды всех 12 ЦБС. Заявки от ЦБС принимаются, но, по отзывам библиотекарей, удовлетворяются не более чем на 10%. Тем самым нарушается не только п. 10 ст. 13 Федерального закона о библиотечном деле. Нарушается право читателей на получение литературы, отвечающей их запросам и потребностям, то есть на свободный доступ граждан РФ к информации и знаниям, на свободное интеллектуальное развитие. Но на такие прав

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком