научная статья по теме БИБЛИОТЕЧНЫЙ ГУМАНИЗМ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МИССИЯ БИБЛИОТЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «БИБЛИОТЕЧНЫЙ ГУМАНИЗМ И ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МИССИЯ БИБЛИОТЕК В ИНФОРМАЦИОННОМ ОБЩЕСТВЕ»

АРКАДИЙ СОКОЛОВ

Библиотечный гуманизм

и гуманистическая миссия библиотек в информационном обществе

Слова «гуманизм», «гуманизация» в последнее время звучат повсеместно. Но что же они значат применительно к библиотеке как общественному институту, к библиотечной деятельности? Что понимается под загадочной «гуманистической миссией» библиотек?

Аркадий Васильевич Соколов, профессор, доктор педагогических наук, Санкт-Петербург

Я ПОДОЗРЕВАЮ, что заглавие статьи может вызвать недоумение у вдумчивого библиотекаря-библиографа. Во-первых, в библиотечных словарях, энциклопедиях, учебниках термин «гуманизм» отсутствует, потому что сюжеты типа библиотечного гуманизма, гуманистической миссии и т. п. никогда в библиотековедении не обсуждались. Во-вторых, неоднозначен термин «информационное общество». Его ввели в оборот японские информатики, работавшие в 1980-е годы над амбициозным проектом «ЭВМ пятого поколения» — «интеллектуальной машиной информационной цивилизации» (дзёхо сякай). Авторство термина приписывается Ёнедзе Масуде, опубликовавшему в 1981 году в США получившую широкое признание книгу «Информационное общество как постиндустриальное общество». Ёнедзе Масуда высказал уверенность, что в грядущем глобальном обществе главной отраслью экономики станут производство, аккумуляция и распространение информации посредством телекоммуникации. Он наивно надеялся, что информационная техника послужит мощным средством для формирования новой социально-экономической формации, которая будет бесклассовой и бесконфликтной, соответствующей древним мифам о прекрасном царстве вечного изобилия.

Всемирная популярность идеи информационного общества объясняется тем, что она относится к массиву футу-рологического знания, то есть предсказаний, предположений, прогнозов, концепций и теоретических доктрин, посвященных будущему человечества. Поскольку информационное общество

мыслится как неизбежная «ступень в развитии современной цивилизации» , его образ не может не волновать каждого человека. Кроме того, внушают доверие родственные связи идеи информационного общества с информационно-технологической революцией1, которая дала аргументы для гипотетических сценариев «мира информации». В отличие от оптимиста Ё. Масуды, многие футурологи высказывают опасения относительно возможного раскола этого общества на тонкий слой высокообразованных, богатых, счастливых «хозяев жизни» (анклав сверхпотребления) и обширное «гетто нищеты» , лишённое доступа к информационным и прочим социальным благам.

Печальнее всего, что ни оптимисты, ни пессимисты не предвидят в процветающем информационном обществе какие-либо библиотеки, выполняющие полезные миссии или функции. Невозможно с ними согласиться. Отсюда столь замысловатое название настоящей статьи, которое, по сути дела, является ответом на головоломный вопрос: зачем нужны библиотеки информационному обществу? Я уверен, что библиотеки станут жизненно необходимы грядущему информационному обществу, если библиотекари отдадут приоритет не информационной функции, а гуманистической миссии. На чём основана эта уверенность? Для начала уясним понятия «гуманизм» и «библиотечный гуманизм», «миссия» и «библиотечная миссия».

Эталонная формула гуманизма

В наши дни гуманизация различных видов человеческой деятельности и об-

щественных отношений стала одной из популярных и широко обсуждаемых проблем. Гуманизация (гуманитаризация) образования волнует педагогов; экономисты обсуждают гуманизацию организации труда на предприятиях; в юриспруденции выдвигаются проекты гуманизации уголовного законодательства; архитекторы разрабатывают методы гуманизации строительства; наконец, привлекает внимание гуманистическая теория спорта, занимающаяся гуманизацией олимпийского движения.2 Философы-гуманисты, пытаясь разрешить главное противоречие техногенной цивилизации (мощь техники и нищета духовности), призывают людей гуманизировать социальные взаимосвязи и рассматривать человека как цель, а не как средство. Мировое сообщество начинает понимать, что в нашу эпоху глобальных кризисов и конфликтов идеи гуманизма приобретают первостепенное значение. Уместно вспомнить известное пророчество Дмитрия Сергеевича Лихачёва (1906-1999): «Двадцать первый век будет веком гуманитарных наук и гуманизма. В противном случае человечество может выродиться в гуманоидов, умеющих считать и пользоваться компьютерами, но их духовные ценности можно будет выразить од-ним-двумя словами».3 Угроза дегуманизации грядущего информационного общества, действительно, реальна и даже обостряется, поэтому проблема «Гуманизм и библиотеки» становится чрезвычайно актуальной и заслуживает углублённого осмысления как теоретиками, так и практиками библиотечного дела.

Обсуждение проблемы «Гуманизм и библиотеки» будет бессмысленным и беспредметным, если не определено понятие «гуманизм». Кропотливый лексикографический анализ термина «гуманизм» осуществил философ В. А. Рыбин. В результате этимологических и семантических сопоставлений многочисленных дефиниций, он пришёл к выводу, что бытуют три различных понимания термина «гуманизм».

Исторически исходное: Гуманизм — это идейно-культурное движение эпохи Возрождения, которое базируется на следующих принципах: свободном всестороннем развитии личности; освобождении от духовного господства феодализма и католицизма; обращённости к

античной философии, литературе, искусству;

Гуманитарно-научное: Гуманизм — это мировоззрение (система идей), основанное на следующих принципах: человек — высшая ценность общества; благо человека — суть (смысл, содержание) общественных отношений; человек имеет право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; человек — творческая индивидуальность, вместилище творческой потенции;

Обыденное: Гуманизм — это отношение к людям, которое характеризуется чуткостью, уважением, справедливостью, отзывчивостью, заботой, любовью, состраданием.4

Историческую и обыденную трактовку гуманизма оставим в стороне. Сосредоточимся на понимании гуманизма в современных гуманитарных и общественных науках, к числу которых относится библиотековедение. Противоречия ХХ века — мировые войны, тоталитарные режимы, оружие массового уничтожения наряду с научно-технической революцией, распадом колониальной системы, холодной войной, интеллектуализацией общества актуализировали гуманистическую проблематику. Зарождение гуманистического умонастроения в США и западноевропейских странах в конце Х1Х-первой половине ХХ столетия подробно представлено в обзоре Ю. Ю. Чёрного.5

Авторитетным гуманистическим документом является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году. Декларация провозглашала: Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии (статья 18); Каждый человек имеет право на свободу убеждений, на свободное выражение их, свободу искать, получать, распространять информацию и идеи любыми средствами, неза-

висимо от государственных границ (статья 19); каждый человек имеет право на образование; начальное и общее образование должно быть бесплатным, а начальное образование обязательным; высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого (статья 26); каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научной прогрессе и пользоваться его благами (статья 27). В 1950 году 10 декабря, день принятия Всеобщей декларации прав человека, ООН объявила всемирным праздником День прав человека.

В наши дни на международной арене центральную роль играет всемирное объединение гуманистических организаций — Международный гуманистический и этический союз (International Humanist and Ethical Union). Союз, основанный в 1952 году на Всемирном гуманистическом конгрессе в Амстердаме, объединяет более 10 0 атеистических, этических, рационалистических, скептических, вольномыслящих и прочих гуманистических обществ из 40 стран Европы, Азии, Латинской Америки, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. Союз осуществляет правозащитную, организационно-пропагандистскую и просветительскую деятельность. Под его эгидой была учреждена Международная академия гуманизма (International Academy of Humanism), которая объединяет выдающихся гуманистов современности и занимается формированием и распространением гуманистических идей прав человека, социальной справедливости и толерантности, свободного и открытого, плюралистического и демократического общества.

Большой интерес во всём мире вызвал «Гуманистический манифест 2000: Призыв к новому планетарному гуманизму», опубликованный Международной Академией гуманизма накануне XXI века.6 В Манифесте провозглашены следующие принципы планетарного гуманизма: (1) Стремительная глобализация обусловливает единство человечества и возлагает на каждого из нас ответственность за людей, живущих за пределами нашего ареала. Физически и морально мы связаны так сильно, как никогда прежде, и если где-то звонит §>>

-Ъ 9 #

#17 [155] *2011

колокол, он звонит по каждому из нас. (2) Планетарная этика предписывает: поступай так, чтобы сумма человеческих страданий уменьшалась, а счастья — возрастала. (3) Следует воздерживаться от чрезмерного подчёркивания национальных культурных особенностей, поскольку это может вызвать взаимное отчуждение и быть деструктивным фактором общественной жизни. (4) Мы ответственны за ближайшее и отдалённое будущее, за людей, которые будут жить после нас. Каждое поколение обязано оставить последующему более благоприятную окружающую среду. (5) Следует остерегаться совершать что-либо из того, что может нанести ущерб будущему человечеству. Авторы «Манифеста 2000» отдают себе отчёт в том, что он представляет собой по сути дела «декларацию о намерениях». Они признают, что до осуществления их «желаний и мечтаний» ещё очень далеко, но оправдывают публикацию Манифеста тем, что «нельзя идти вперёд, не зная и не видя цели, как бы далеко она ни была, а скепсис, ирония, насмешки, охаивание неконструктивны и служат лишь для прикрытия беспринципности и бездеятельности».

По инициативе учёных

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком