научная статья по теме БИБЛИОТЕКА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «БИБЛИОТЕКА И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

ИРИНА ТИХОМИРОВА

Библиотека и с

ь. ¡

культурная деяте

Термин «социально-культурная деятельность» возник сравнительно недавно. Ему предшествовали термины «культурно просветительная работа», или «культурно-массовая работа», предполагающие трансляцию культуры от субъекта — носителя культуры — к объекту — аудитории слушателей или зрителей.

Ирина Ивановна Тихомирова, кандидат педагогических наук, Санкт-Петербург

Культуру необходимо вывести из периферийной зоны внимания государства в приоритетную. В. В. Путин

СМЕНА ПОНЯТИЙ не случайна. Демократизация общества обусловила потребность слушателей и зрителей стать активными участниками культурного действия. Во главу угла поставлена работа не по принципу «учитель-ученик», а обоюдное действие сторон. Слушатели, зрители и культурологи превратились в субъекты общей культурной деятельности. Примером такого действия, связанного с культурой, может служить передача на ТВ «Культурная революция». Задача её не только распространение или сохранение общественно значимых ценностей культуры, но и создание их совместными усилиями присутствующих в зале людей. Подобную передачу на том же канале ведёт режиссёр В. И. Хотиненко, обсуждая со зрителями только что просмотренный ими фильм. В разнообразии интерпретаций фильма, их аргументации мы видим сам процесс зарождения и реализации самостоятельной мысли людей, связанной с культурой. Переосмысляется сама сущность, принципы, способы общения с аудиторией, породившие новый термин «социально-культурная деятельность».

Счастье творения

В современных условиях, когда, поглощённые Сетью люди утрачивают самосознание, разрывают социальные связи с живыми людьми, заменяя их виртуальными, обретение культурной идентичности человеком приобретает судь-

боносное значение. Как говорит профессор кафедры социально-культурной деятельности СПбГУКИ В. Е. Триодин (Триодин В. Е. Теория социально-культурной деятельности: объект и предмет исследования» // Магистер. - 1998. -№1. — С. 26-36), в социально-культурной деятельности люди духовно творят друг друга. Это родовое понятие по отношению просветительства и досуговых форм деятельности, которые можно назвать видами. Клубы, студии, кружки, свободно организующиеся сообщества людей — это не релаксация (лат. relaxa-tio — уменьшение напряжения, ослабление), то есть состояние расслабленного отдыха, праздности мысли, бездельного пребывания, а свободная деятельность, объединяющая на добровольной основе единой целью людей, доставляющая психологическое удовольствие от избранного вида активности, дающего осознание собственного духовного роста.

Новое понятие рождалось в дискуссиях и горячо обсуждалось. Не случайно книга известного культуролога М. А. Ариарского названа им «Социально-культурная деятельность как предмет научного обсуждения» (2008). Изучив историю и предпосылки возникновения нового явления в теории и практике, учёный дал ему следующее определение: «Социально-культурная деятельность — это взаимодействие людей в создании, освоении, сохранении и распространении общественно значимых ценностей культуры, в ходе которого удовлетворяются и возвышаются их духовные интересы, изменяется человек и окружающий его мир». В структуру социально-культурных учреждений учёный включил и библиотеку.

В данном определении, если применить его к библиотеке, обращают на себя внимание два слова: «взаимодействие» и «созидание». За библиотекой традиционно закреплена просветительская деятельность — устная или визуальная передача знаний от субъекта (библиотекаря) к объекту (слушателю, зрителю) Она не предполагает обязательного взаимодействия сторон, хотя вопрос об активном участии читателей в «просветительской деятельности» библиотеки в профессиональном сообществе время от времени обсуждается. Взаимодействие — интегрирующий фактор, обуславливающий взаимное влияние людей друг на друга. Взаимодействие строится на субъект-субъектных отношениях, предполагающих определённое равенство сторон, порождающее их взаимную обусловленность и связь. В этих отношениях каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой, и как следствие одновременного обратного действия. В результате этих отношений люди не просто получают информацию о культурных ценностях, но и создают их в процессе общения, самореализуя себя в них. Если во взаимодействии обнаруживаются противоречия, то они выступают источником саморазвития сторон, влекущего за собой взаимные изменения в духовном мире людей, в сторону их возвышения. Что, в свою очередь, проявляется в поведении, в характере деятельности, в отношениях и установках людей.

Что касается слова «созидание», то и оно пока у библиотекарей не стало об-щеупотребимым. В библиотековедении, когда речь идёт о функциях библиотеки в культуре, принято считать, что она выполняет две функции: культурохрани-тельную и культуротрансляционную и осуществляет роль общественной памяти, делая её доступной людям (См. М. Я. Дворкина. Функции библиотеки в культуре // Вестник МГУКИ. — 2013. — №5. — С. 152-156) Созидательной функции библиотеки в культуре теоретики библиотечного дела, как правило, не предусматривают.

В настоящее время, когда наметилась тенденция преобразования публичных библиотек в досуговые центры, очень важно вдуматься в сущность социально-культурной деятельности и найти в ней

своё место, определить специфику, не дублирующую ни Клубы, ни Дворцы культуры как социальные учреждения.

Социально культурная деятельность в аспекте созидания (назовём эту функцию для краткости культуротворче-ской) не сводится ни к просветительской, ни к досуговой, хотя и вбирает в себя ту и другую. Её миссия: — создавать условия и отношения, формирующие социально активную, стремящуюся к развитию личность, способную не только приобщаться к культуре и потреблять её, но и творить её.

Мне, занимающейся многие годы проблемой творческого чтения и вместе с ней библиотечной педагогикой, нацеливающей читателей на создание творческих продуктов по следам прочитанного: отзывов, рисунков, стихов, собственной интерпретации литературных произведений, разрабатывающей методику обсуждений литературных про-

изведений, построенную на взаимодействии библиотекаря с аудиторией, явно не хватает в перечне культурных функций библиотеки, определяемых библиотековедами, культуротворческой функции. Чтобы было понятно, о чём идёт речь, предлагаю посетить Музей читательского творчества при Центральной детской библиотеке города Геленджика, собирающей, хранящей и пропагандирующей стихи, самодельные книги, вышивки, многочисленные поделки, сочинения, рисунки, дневники впечатлений от прочитанных книг и другие продукты читательского творчества детей. Много даст в этом плане книга Ю. Н.

Столярова «Сказка — дверь в большой мир. Советы взрослым о воспитании у детей культуры чтения сказок». Где он говорит об итогах, проведённого им всероссийского конкурса «100 сказок о книге и чтении». Он раскрывает творческое богатство присланного в адрес Русской школьной библиотечной ассоциации большого количества «продуктов» читательской творческой деятельности детей с указанием авторства каждого. И дело не только в материальных поделках, но и интеллектуальных, эмоционально насыщенных, в самобытных суждениях читателей о прочитанных сказках.

Библиотека — предметное поле социально-культурной деятельности, объединяющее и облагораживающее людей, как внутри самой библиотеки, так и за ее пределами. Это не услуга, которая формирует общество потребления, а формирование социально-культурной личности для создания инновационного креативного общества. Здесь результат измеряется не количеством проведённых мероприятий, то есть организованных в библиотеке действий, а развитием человека в процессе их.

В диалоге с другим, в диалоге с собой

Участие в культуротворчестве носит значимый для человека характер. Без компонента значимости, как говорят культурологи, все мероприятия становятся лишь материальным объектом. По их мнению, в условиях неоднородного социума, в каком мы живём, культурную деятельность нельзя свести к социализации, то есть к освоению социального опыта. Здесь более значительную роль играет самоактуализация личности, чаще всего протекающая в добровольных, самоорганизующихся объединениях. Для неё подходит более ёмкое понятие «очеловечивание» человека.

В основе культуротворческой деятельности, направленной на самоактуализацию личности, на взаимодействие с другими, лежит диалог, поддерживающий стремление людей к самораскрытию, проявлению независимого мышления. Особенность этого общения состоит в том, что в нём участники диалога рассматриваются не как трансляторы знаний, а как носители и ценители культуры, открывающие в ней личные

#02 [236] 2015 Д Л О

смыслы и ценности. Их общение в этом случае строится на обмене творческим опытом жизни и культуры, в силу чего опыт участников максимально раскрывается и обогащается. Как считает библиотековед С. Г. Матлина, опираясь на теорию М. М. Бахтина, диалог — ключевое слово современной культуры. Библиотечный диалог многогранен. По её наблюдениям, в последние годы библиотекарь всё чаще выступает организатором диалога «всех со всеми». Это даёт основание выделить его особую роль в формировании гражданского общества, определить место в межкультурной коммуникации, в расширении пространства культуры. (Матлина С. Г. Публичная библиотека: пути инновационного развития. Избранное. — СПб.: Профессия, 2009. — С. 140)

Говоря о диалоге, уместно сказать об условиях, при которых диалог возможен. Эти условия определил философ и культуролог В. М. Межуев. Из перечня названных им многочисленных условий, при которых человеческий разговор превращается в диалог, назовём лишь некоторые. Исходным условием для вступления в диалог, он считает незнание истины, её скрытость от человека. Отказ от поиска истины лишает диалог смысла. Диалог не терпит иерархии знаний, положений и авторитетов — в диалоге все равны перед истиной. Диалог возможен при наличии свободных людей, живущих в ситуации свободы и способных мыслить самостоятельно. Диалог не просто обмен словами, но такой, который принимает

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком