научная статья по теме БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА Культура. Культурология

Текст научной статьи на тему «БИБЛИОТЕКА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ ИНСТРУМЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА»

АЛЕКСЕЙ ДОВГАНЬ

Библиотека в контексте

современности

Инструменты информационного обмена

Информация - важная

составляющая развития. Она необходима для становления, роста и функционирования любой операции, то есть действия или бездействия (физического и ментального). Она является продуктом, средством его приобретения, а также мерилом ценности и тому подобное, именно поэтому её источники не теряют своей актуальности и по сей день.

Одним из наиболее важных источников информации является библиотека как учреждение культурного, межкультурного и духовного её сосредоточия, аналитическая и стратегическая составляющая информационных отношений современного общества. Некоторые считают, что в современных условиях её основополагающая роль в некоторой степени ослабела вследствие определённой устарелости форм и методов работы: мол, интернет сделался универсальным средством познания, вытеснив начисто библиотеки как допотопные хранилища информации. Конечно, в таких утверждениях есть доля истины, ведь интернет хранит в себе множество данных, является их наибольшим вместилищем на планете. Сеть актуализирует саму суть человеческой природы — жажду познания. Последняя всегда играла неизмеримо важную роль в жизни человека, становясь средством и целью его деятельности. Так, знание повседневности зависит от самой познавательной способности, то есть от того, как она мыслится, поскольку её ценностная природа актуализирует вопрос о преобразовании самого субъекта познавательной деятельности [1, с. 282]1. Замечу, что обозначенная взаимосвязь является ключе-

вой для понимания специфики и особенностей современных информационных отношений.

Понятно, что главной особенностью таких отношений в современном обществе является межкультурность, то есть космополитизм и обезличенность информационного потока: интернет даёт возможность получить разные виды данных в практически всех формах (книги в любом формате, в том числе отсканированные, представляющие возможность работать с «традиционной» формой, а также их аудивариантами (аудиокниги); авторефераты, диссертации; визуальные и аудиовизуальные файлы и так далее). Важно, что поскольку источниками информации являются не люди, то снимается ряд коммуникативных преград, который обычно стоят между индивидуумом и необходимыми данными, а значит, психологический тип личности (степень её интра-вертности/экстравертности), также разнообразные формы девиантности не играют в этом процессе никакой роли: достаточно воспользоваться Сетью для того, чтобы узнать необходимое.

Таким образом, традиционные модели и структура информационного обмена претерпела ряд изменений. Столетиями большинство людей жили не особенно мобильно. В ходе многолетнего соседства формировались более глубокие отношения, продуктивность которых зависела от устойчивых черт характера и скрытых от поверхностного взгляда добродетелей. Понятно, что такое положение вещей способствовало развитию коммуникативности человека, заставляя его адаптироваться (выживать) в суровых условиях, последнее же было воз-

В современном обществе библиотека является не только сосредоточием проверенных временем и наукой данных, но и местом живого человеческого общения, реализует важную потребность в общности.

Алексей Валентинович Довгань, ответственный редактор Научно-производственного частного предприятия «Форум», кандидат филологических наук, г. Киев

#13 [223] 2014 Д Л О

можно лишь группой (селением, общиной, страной и так далее). Однако в начале ХХ в. население устремилось в города, где чаще приходилось иметь дело не только с незнакомцами-соотече-

ственниками, но и иностранцами, отличающимися принципиально иной системой ценностей, ориентиров, языком и прочее. Времени для того, чтобы лучше узнать друг друга, становилось всё меньше. Для успешной деятельности в таких условиях понадобилось искусство «продавать себя». Любая степень общительности (читайте экстравертности) уже не могла быть избыточной, а скромность и сдержанность интровертов стали тормозом для развития2. С одной стороны, упомянутая выше обезличенность современного информационного потока должна только поспособствовать улучшению жизни людей любого типа, в том числе и интравертного, давая возможность последним выстроить необходимую для них дистанцию в экстравертно-ориентированном мире. Как показывает опыт, повседневность лишь в том случае не может наскучить, если человек постоянно преодолевает её пределы и может оторваться от мира привычных ощущений, чтобы возвыситься к духовной жизни, обладающей потенцией са-моопределения3. Таким образом, утверждение, что общение необходимо как средство обеспечения жизнедеятельности (не говоря уже о психологической потребности в нём), является непреложной истиной. Эмоциональное, духовное,

физическое и другое отчуждение, наблюдаемое в наши дни, неестественно как с психической, социальной, экономической, так и с культурной точек зрения, а также в контексте межкультурного взаимодействия.

Кроме того, одной из наиболее характерных тенденций современного общества является расстройство структуры информации и причинно-следственных связей. Таким образом, информация потребляется не целостными блоками, а несвязанными логически и хронологически обрывками4. Сейчас, когда можно получить практически любую информацию из интернета, происходит расслоение исходных данных: индивидуум, как правило, усваивает информацию поверхностно. Он не вдаётся в частности, не прослеживает логические, гносеологические и прочие связи. Не соблюдается принцип перехода от частного к общему и от общего к частному и так далее, часто происходит усвоение неверных (непроверенных) данных, то есть использование в лучшем случае научно-популярных ресурсов, а в худшем — популярных в плохом смысле этого слова.

Отдельно следует сказать о межкультурном общении: оно шаблонно (как правило, у коммуникантов наличествуют определённые маркеры, которые дают им возможность классифицировать человека определённой национальности). Бесспорно, это алогично, однако такое явление имеет место, примером тому может быть нежелание европейцев отдыхать рядом с русскими из-за того, что они считают их некультурными, либо миф о том, что в России по улицам гуляют медведи.

Жизнь современного человека развивается в такой реальности, которая социально сконструирована, и сконструирована достаточно жёстко. Современный человек стремится к созданию целостной и непротиворечивой картины мира, придающей ему понятность и объяснимость5. «Живая» информация, как и наука, всегда неоднозначна: она мобильна и гибка, открыта новым идеям, актуализирующим её по отношению к реальности. Стремление к однозначности — «прокрустово ложе», реализация которого приводит к обеднению данных. В то же время человек подвержен сильному стрессу, вызванному

отсутствием логики и структуры информации, получаемой извне. Более всего это заметно при получении информации о другой культуре (стране) через призму новостей своей страны. Конечно, снять это напряжение можно только упорядочив весь тот поток, который воспринимается6, а последнее представляется возможным лишь в случае «допущения» нелинейности (хаотичности), то есть неоднозначности значения, много-слойности восприятия, которое сейчас активно нивелируется в пользу однозначности.

Показательным в этом контексте является восприятие иной культуры сквозь призму библиотеки, которая предоставляет возможность подобной межкультурной коммуникации. Бесспорно,

чаще всего это общение посредством книги, однако, согласитесь, это не так уж мало, если учесть, что такой «контакт» максимально «очищен» от влияния разного рода культурной и личностной интерференций. Я имею в виду, что, в противоположность общению, опосредованному интернетом, где оно сопровождается сетью предубеждений, культурных маркеров и прочим, общение, опосредствованное книгами, либо другими документами, может быть искажено лишь субъективностью переводчика или не искажено вовсе (в случае ознакомления с иноязычным источником читателем-носителем языка оригинала).

Таким образом, библиотека приобретает особенную востребованность в современном обществе, поскольку являет-

Д Л О #13 [223] 2014

ся не только сосредоточием проверенных временем и наукой данных, которые дают целостную информационную картину, а и местом живого человеческого общения (культурной и межкультурной коммуникации), последнее реализует важную потребность индивидуумов в общности, разделении свой жизни

с представителями своего и иного этноса (социализацией и космополитизацией). Так, информация в ней структурирована и логична, в отличие, к примеру, от социальных сетей, которые, как правило, доносят до нашего внимания истории сильно дробленными, в разных форматах (фото / видео / текст / ссылка), без хронологической структуры. Замечу, что на соединение отдельных клочков истории в единое целое мозг тратит дополнительную энергию, а если ресурса на структуризацию фрагментированной истории не хватает, то человек впадает в информационный транс [2, с. 20]7 или, попросту, ступор.

Конечно, в упомянутые транс и ступор может впасть любой, однако больше шансов для этого у интравертно ориентированной личности. Интересно, что господствующее положение экстравертов в современной культуре сложилось в начале ХХ века. Главными виновниками этого считаются Зигмунд Фрейд и Дейл Карнеги. Фрейд, кстати обладавший всеми признаками экстраверта, был склонен расценивать интроверсию как нарциссическое погружение внутрь себя. Целью здоровой человеческой психики он считал обретение удовлетворения во внешнем мире. Карнеги же придумал для решения этой задачи набор инструментов, известный сегодня как умение «завоёвывать друзей и ока-

зывать влияние на людей». Так, благодаря ему ораторское искусство, то есть навык свободного коммуницирования, стало незаменимым фактором успеха в современном обществе8. Замечу, что, хотя в формулировке «завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей», слово «друзья» стоит на первом месте, совершенно очевидно, что приоритетным является вторая часть «оказывать влияние на людей», то есть потребительский подход к коммуни

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком