научная статья по теме БИБЛИЯ И АРХИВЫ История. Исторические науки

Текст научной статьи на тему «БИБЛИЯ И АРХИВЫ»

Церковные архивы: история, состав, содержание

Е.В. Старостин

Библия и архивы

В мировом историко-культурном наследии едва ли можно найти памятник письменности, который изучался бы на протяжении многих веков учеными с такой тщательностью и пристрастием, с такой любовью и благоговением, как Библия. Библиографический указатель литературы на русском языке о Библии намного превышает объем солидного справочного издания1. И вместе с тем до настоящего времени не появилась ни одна серьезная публикация, ни одна научная статья как в России, так и за рубежом, в которых библейские тексты рассматривались бы в качестве источника по истории древнейших архивов. Ученые, конечно, обратили внимание на статью в Библии, в которой Бог дает точные указания Моисею о построении ковчега для хранения священных скрижалей. Но дальше констатации самого факта не пошли, отметив родство двух слов - arche и archives2. He является исключением «Большой путеводитель по Библии», выпущенный мюнхенским издательством «Дремер Кнаур» в 1985 г. и переведенный через восемь лет в России. Возможно, что сакральный характер священных писаний затруднял включение этого уникального исторического памятника в палитру источников историко-архивной науки, сложившейся в традициях светского образования. В советскую эпоху по идеологическим мотивам анализ священных библейских текстов в учебные программы исторических факультетов высших учебных заведений не включался. Главный исторический памятник христианства являлся библиографической редкостью и был доступен лишь специалистам в отделах рукописей крупнейших библиотек и музеев. В официальной идеологии утвердился взгляд на библейскую историю как на совокупность выдуманных, мифологизированных событий.

Многочисленные послевоенные находки исторических письменных памятников в Передней Азии, относящихся к библейскому времени, позволили проследить если не прямую, то косвенную связь с содержанием Библии, а открытия конца 1940-х - начала 1950-х гг. древних свитков Мертвого моря, с последовавшей их публикацией, послужили неоспоримым аргументом признания аутентичности библейских текстов своему времени. После прочтения кумранских и других древних рукописей даже ярые борцы с религией перестали сомневаться в их древности4. Не намного улучшилось положение в России и после 1991 г. Наталия Будур и Иван Панкеев в первый том своего труда «Мифы и легенды народов мира», вышедшего в Москве в 2002 г., включили в своей редакции Ветхий и Новый Завет5.

Не затрагивая божественной природы Церкви, отметим, что как общественный административный институт она отражала общие условия человеческого общежития, подвергаясь влиянию, и, в свою очередь, влияя на все стороны его социальной, политической, культурной и духовной жизни. Не последнюю роль играло отношение Церкви к сохранению своего историко-документального культурного наследия, т. е. архивов. Библейские тексты среди них занимали главное место, и их сбережение и предоставление для использования было различным в западной и восточной церквах. В западной Церкви, особенно под влиянием папства, были сильны тенденции стеснения чтения Библии мирянами. Считалось, что ознакомление с Библией без посредников неподготовленным малограмотным народом будет способствовать распространению различных заблуждений и всяких ересей.

Может ли Библия сообщить дополнительные сведения о способах хранения и использования как сакральных, так и каждодневных записей, образовавшихся в процессе существования израильского и других народов Передней Азии, подвергшихся христианизации? Ответить на этот и другие вопросы, возникшие при исследовании главной письменной христианской святыни, призвана настоящая статья.

Само слово «Библия», ведущее свое происхождение от греческого «библиа», вошедшего в средневековую латынь, означало «книги». К последним относили не только кодексы, т.е. книги в нашем понимании, но и папирусные, реже пергаменные свитки. В ветхозаветное время для различных записей продолжали достаточно активно использовать также глину и плоский камень, документы на которых обозначались понятием «скрижаль». В Священном Писании особое положение занимает «Книга жизни», содержащая генеалогические списки, фиксирующие принадлежность упомянутых лиц к «избранному народу Израиля». Полнота и точность сообщаемых сведений о родословных коленах, сохраненных с дописьменного периода, не может не вызывать у современного читателя чувства восхищения. Однако сохранять все умножающуюся информацию в памяти было проблематично, и древние иудеи, как и другие народы, должны были позаботиться о ее сбережении на материальных носителях в надежном месте. В отличие от других древнейших народов Передней Азии, иудеи располагали прекрасным письменным памятником, содержание которого не претерпело изменений в течение двух тысячелетий. Глиняные таблички у иудеев по сравнению с соседними народами не получили широкого распространения, поскольку первоначальный кочевой образ жизни осложнял их перевозку и хранение.

Итак, откроем Библию. Во второй книге Моисея «Исход» сообщается, что он получил указание от Господа: «Сделайте ковчег из дерева ситтим: длина ему два локтя с половиною, и ширина ему полтора локтя, и высота ему полтора локтя; и обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг него золотой венец (витый); и вылей для него четыре кольца золотых и утверди на четырех нижних углах его: два кольца на одной стороне его, два кольца на другой стороне его. Сделай из дерева ситтим шесты и обложи их (чистым) золотом; и вложи шесты в кольца, по сторонам ковчега, чтобы посредством их носить ковчег... И положи в ковчег Откровение, которое Я дам тебе»6. Моисей получил от Бога и скрижали каменные, на которых перстом Божьим были записаны Откровения. Из Библии известно, что они были разбиты и затем переписаны Моисеем на двенадцати камнях, расположенных по окружности алтаря. Заповеди Божьи впоследствии были скопированы на кожу (пергамен), помещены в ковчег и, естественно, разделили его судьбу7. Ковчег, по указанию Бога, должен был находиться в скинии, представлявшей собой переносной молитвенный шатер. Уполномоченные персидского царя Атаксеркса огласили народу «закон Моисеев», чтение которого, и нам важно это отметить, продолжалось семь дней «от рассвета до полудня»8. В колыбели мировой цивилизации, зародившейся в «жарком поясе» планеты, по-другому сохранить «священные книги» было невозможно. С одной стороны, исключительно активная флора и фауна, с другой, опасности постоянных вооруженных набегов, стычек вынуждали древних священнослужителей с особой предусмотрительностью организовывать сохранение жизненно важных для выживания народа документов.

В библейских книгах слово «ковчег» употреблялось и в иных смыслах. Первое упоминание встречаем при описании похорон Иосифа, тело которого забальзамировали и положили в «ковчег», т.е. в гроб. Наконец, третье значение слова «ковчег» известно всем и вызывает в памяти образ судна, которое легендарный Ной по указанию Бога использовал, спасаясь от всемирного потопа. Замечательно четкие и ясные указания Бога о том, где и как хранить Откровения, вызывают, по крайней мере, еще один вопрос. Можно ли встретить термин «ковчег» в значении места хранения документов и других письменных источников за

пределами библейских традиций? Да, конечно. Понятие «ковчег», т.е. «ларь», «ларец», «сундук», обозначавшее место расположения документов, применительно к библейскому времени употреблялось на Древнем Востоке, в Египте, Греции, Риме, Византии, Китае. В двух позолоченных ларцах в подвале храма Аполлона на Палатинском холме в эпоху императора Августа (63 до н.э. - 14 н.э.) римляне сберегали самые драгоценные рукописи греческого происхождения - так называемые «Сивиллины книги», которые, по их мнению, содержали пророческие предсказания о судьбах Рима9. В святилище Аполлона в Дельфах жрецы сохраняли в деревянных ларцах изречения оракула, начертанные на досках, обтянутых кожей10. Первый китайский летописец Сыма Цянь (приблизительно 146-87 гг. до н.э.), чтобы спасти во время преследований оставшуюся часть своих сочинений11, спрятал их «на горе известной», т.е. в кованых сундуках дворцового архива. В еврейских молельных домах (синагогах) долгие века важнейшие документы сохранялись в ковчеге. Практика выделения, а нередко обособленного хранения священных книг дошла до наших дней. В синагогах Хумаш, составляющий основу Торы, читается по рукописному пергаменному свитку.

В более зрелый период римской государственности в связи с ростом объема документов в системе гражданских архивов утверждаются термины «эрарий» (сокровищница), «табулярий» (от слова «tabula») - дощечка для письма и др.12 Однако термин «ларь», обозначавший место хранения важнейших документов, не исчезает. Его мы встречаем в византийской и в русской православной традиции. «Ларь Святой Троицы» в Пскове служил государственным архивом Псковской феодальной республики, хранившим как светские, так и духовные бумаги13. Возрождая библейские традиции, герцог Готфрид (Годфруа), создатель Иерусалимского королевства, приказал, согласно легенде, собрать записанные мудрецами местные обычаи и составить на их основе «законы и ассизы», которыми следует руководствоваться в повседневной жизни. Хартии, записанные согласно рекомендациям Библии, были помещены в ларь, построенный по распоряжению герцога в размерах «Ковчега Завета». К архиву, помещенному возле гроба Господня, обращались только тогда, когда возникал спорный вопрос, требовавший решения. Притом открыть ларец «писем св. Гроба» можно было только в присутствии короля или патриарха и еще, по крайней мере, семи отобранных лиц.

В средневековой Европе вплоть до Нового времени наиболее важную документацию хранили в кофрах (сундуках), и только гораздо позднее произошла замена сундуков шкафами, которая, кстати, проистекала очень медленно14. В Московском царстве в «Хранилах царских» (термин, оживленный С. О. Шмидтом), в приказных архивах грамоты и другие государственные документы содержались в сундуках, ящиках, коробьях15. В Российском госу

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Показать целиком